<< Предыдущая

стр. 8
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



40,3
Власть
40,1
Население

Госслужащие
Другое 1,7
(профессионализм,
4,3
образование и т. д.)



6,3
Затруднились
ответить 4,7




Если деньги для обеспечения прочного положения и высокого статуса важнее
власти, а главный интерес бюрократии заключается в том, чтобы сохранить и
закрепить свое привилегированное положение даже вопреки интересам страны и ее
народа, то стремление чиновников конвертировать власть в деньги без потери самой
власти (что, собственно, и является питательной средой коррупции) совершенно
естественно.
Однако проблему власти госслужащие и население видят по-разному. Если для
чиновников власть – это прежде всего доступ к «дележке денег», «больших» и
достаточно бесконтрольных (уровень губернаторов, министров и т. д.), то для
населения власть – это право и возможность оказывать в силу своего должностного
положения влияние на судьбы людей, которые являются от тебя зависимыми
(см. рис. 15).
38

Рисунок 15
Оценка населением и государственными чиновниками того,
с какого уровня можно говорить о том, что чиновник имеет реальную власть (в %)



Реальной властью обладают только 38,5
руководители высшего уровня –
20,8
министры, губернаторы и т. д.




О реальной власти можно говорить Госслужащие
31,5
только применительно к тем
Население
чиновникам, которые распоряжаются
23,1
государственными деньгами




30,0
Любой, даже самый мелкий чиновник,
имеет власть над людьми 56,1




Является ли бюрократия особым социальным слоем, активно использующим свое
положение «во власти» (по крайней мере, в ее интерпретации населением)? Данный
вопрос остается открытым, поскольку нет анализа того, а есть ли у нее привилегированное
положение. Проанализируем, есть ли бюрократии за что бороться и сохранять, существует
ли у нее своя специфика образа и уровня жизни. Начнем с вопроса о доходах.
Для населения в целом наиболее типичным является среднедушевой ежемесячный
доход в 3000 рублей (по самооценке). В данном опросе среднеарифметический доход
составил 4239,5 руб. При этом ровно четверть всех опрошенных имеет доходы не более
2000 рублей – границу, которую они, судя по данным предыдущих исследований
Института, считали чертой бедности.
Наиболее популярным (модальным) уровнем доходов для группы госчиновников
выступают среднедушевые ежемесячные доходы (по самооценке) в 10000 рублей, т. е. в
три с лишним раза выше, чем по населению в целом. При этом среднеарифметический
доход по подвыборке госслужащих в настоящем исследовании составил 7940,2 рублей,
т. е. почти вдвое выше, чем по населению в целом, и это без учета различного рода льгот.
В целом же распределение этих двух групп респондентов по их доходам выглядит
следующим образом (см. рис. 16).
39

Рисунок 16
Среднемесячный доход на одного члена семьи среди россиян в целом и
опрошенных госчиновников (в %)


1,0
1500-2000
10,7

1,9
2001-3000
14,9

8,8 Госслужащие
3001-4000
28,4
Население
23,8
4001-6000
27,2

19,9
6001-9000
7,8

33,5
Свыше 9000 руб.
4,3


Как видно из рисунка 16, свыше половины госчиновников принадлежит к вполне
благополучной, по стандартам России, части населения. Как обстоит дело у госслужащих
с качественными параметрами их жизни – самооценкой своего статуса в обществе,
качеством питания, досугом, удовлетворенностью жизнью в целом и т. д., в сравнении с
остальным населением.
Таблица 18
Удовлетворенность россиян в целом и государственных чиновников различными
аспектами своей жизни (в %)1

Оценка Оценка
Аспекты жизни Разница Разница
населением госслужащими
Хорошо Плохо Хорошо Плохо
Материальная обеспеченность 7,5 33,9 -26,4 24,5 8,9 +15,6
Питание 22,6 13,9 +8,7 41,2 2,7 +38,5
Одежда 15,1 20,4 -5,3 33,5 5,1 +28,4
Состояние здоровья 18,8 20,8 -2,0 22,2 5,1 +17,1
Жилищные условия 22,2 20,5 +1,7 41,2 7,8 +33,4
Отношения в семье 52,2 5,5 +46,7 65,0 1,6 +63,4
Возможности проведения досуга 19,5 30,7 -11,2 39,7 10,1 +29,6
Ситуация на работе 20,8 12,0 +8,8 47,5 1,6 +45,9
Возможность отдыха в период
12,8 40,3 -27,5 37,4 12,8 +24,6
отпуска
Возможность общения с друзьями 45,8 8,3 +37,7 61,5 2,3 +59,3
Возможность получения образования
17,1 27,0 -9,9 42,0 4,3 +37,7
и необходимых знаний
Возможность реализовать себя в
19,8 21,0 -1,2 44,0 3,9 +40,1
профессии
Положение, статус в обществе 16,3 16,4 -0,1 44,0 0,0 +44,0
Жизнь в целом складывается 24,1 12,2 +11,9 51,0 1,2 +49,8

1
Допускался также ответ «удовлетворительно», не представленный в таблице, поэтому сумма ответов
"плохо" и "хорошо" менее 100%
40

Как видно из таблицы 18, по 8 позициям из 14, замерявшихся в исследовании,
у россиян в целом доминируют оценки «плохо». Фактически серьезный перевес
положительных оценок присутствует только в двух случаях – «отношения в семье» и
«возможности общения с друзьями». Особенно плохо обстоят дела с общей оценкой
материальной обеспеченности, возможностью отдыха в период отпуска, получения
необходимых знаний и образования.
Совсем иную картину можно наблюдать по государственным чиновникам. У них
по всем замерявшимся показателям положительные оценки доминируют над
отрицательными, что, естественно, приводит и к качественно иной картине
удовлетворенности жизнью в целом. Так, например, весьма характерно, что среди них не
нашлось ни одного человека, который оценил бы свой статус и положение в обществе как
«плохое» у госчиновников. Качественно иные, нежели у россиян в целом, возможности
реализовать себя в профессии и получить знания и образование, которые им необходимы.
Прекрасно обстоит дело и с ситуацией на работе. Достаточно высок уровень их
удовлетворенности своими жилищными условиями, досугом, материальным положением,
что ведет и к лучшему микроклимату в семье. В этой группе мы сталкиваемся с
действительно иным уровнем и образом жизни, психологическим самоощущением и
самооценкой своего статуса. Госслужащие действительно являются
привилегированной группой, которой есть что терять.
В этих условиях логично встают вопросы: хотят ли россияне, учитывая достаточно
благополучное положение этой группы, оказаться в ее составе? Если да, то кто в первую
очередь к этому стремится? Можно ли рассчитывать на то, что приток новых людей на
государственную службу изменит картину работы самого госаппарата и отношение к
нему общества? Есть ли шансы, учитывая нынешнее отношение россиян к чиновникам, на
превращение госчиновников из особого сословия со своими, наносящими России вред
интересами, в обычную профессиональную группу квалифицированных специалистов-
управленцев? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в следующем разделе.


5. Привлекательность госслужбы для населения

Как уже отмечалось выше, отношение населения к госслужащим явно негативное,
хотя большинство россиян признает, что и в госаппарате работают разные люди. Тем не
менее, положительно о сотрудниках государственного аппарата отзываются в
основном лишь те, кто сами в нем работают (см. рис 17), а также, отчасти,
представители силовых структур – армии, МВД и т. п.
41

Рисунок 17
Как население в целом относится к людям, которые работают
в государственном аппарате (в %)

34,6
Положительно
7,7


1,2
Отрицательно
12,6
Госслужащие
4,3 Население
Безразлично
15,2

По-разному, т.к.
59,9
там тоже есть
64,5
разные люди


Максимально негативная оценка госслужащих принадлежит пенсионерам, что
предсказуемо, так как они в большей степени рассчитывают на социальную поддержку, но
получают ее в меньшем размере. Отрицательное отношение к работникам госструктур
концентрируется в среде малоимущих россиян. Почти две трети, кто плохо относится к
госслужащим, имеют доход до 3 тысяч рублей на члена семьи, половина из них плохо
оценивает свое материальное положение, проживает в сельской местности.
Позитивная оценка госслужащих присуща россиянам с лучшей материальной
обеспеченностью (по самооценке). Положительное отношение к представителям
государственной службы в целом растет с увеличением дохода, но и в самых
высокодоходных группах доля положительно к ним относящихся не превышает 20% (см.
рис. 18).
Рисунок 18
Доля положительно относящихся к людям, работающим
в государственном аппарате, в группах с разным уровнем дохода (в %)


Свыше 9000 рублей 20,0

6001-9000 рублей 13,0

4001-6000 рублей 11,0

3001-4000 рублей 10,0

2001-3000 рублей 10,0

8,0
1500-2000 рублей

До 1500 рублей 7,0
42

Возможно, именно общим скепсисом по отношению к работникам госаппарата
объясняется то, что, несмотря на их относительное благополучие, лишь 23,8%
россиян говорят о том, что хотели бы лично работать государственными
служащими в системе управления при том, что 30,3% не хотели бы этого ни при каких
условиях. Обнадеживает, что наиболее активно желают стать госслужащими самые
молодые – 36,5% представителей группы до 25 лет, с ростом же возраста постепенно
снижается желание идти на государственную службу (см. рис. 19).
Рисунок 19
Влияние возраста на желание работать государственными служащими
в системе управления (в %)


14,9
Более 50 лет

15,3
41-50 лет

24,2
31-40 лет

<< Предыдущая

стр. 8
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>