<< Предыдущая

стр. 9
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


26-30 лет 25,7

36,5
До 25 лет




О желании работать в системе управления заявляет также половина студентов.
Таким образом, будущие российские государственные служащие могут и должны активно
рекрутироваться из наиболее образованной части российской молодежи (см. рис. 20).
Рисунок 20
Доля желающих работать в системе государственного управления
в различных социально-профессиональных группах (в %)

Студенты 48,0


Предприниматели и самозанятые 31,0


Служащие 26,0

Специалисты с высшим образованием, в т. ч.
25,0
военнослужащие

23,0
Рабочие


5,0
Руководители разного уровня


24,0
В среднем работающее население по России
43

Три четверти желающих работать в системе госуправления как минимум
удовлетворительно оценивают ситуацию на работе, и 2/3 имеют возможность
реализовывать себя в профессии и получать необходимые знания и навыки. Тем самым,
желание работать в госаппарате не продиктовано недовольством настоящим
профессиональным положением. Чем же тогда привлекает эта работа как настоящих, так
и потенциальных работников системы управления?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, проанализируем, что привлекает в госслужбе
нынешних работников госаппарата по опросам населения и самих чиновников (см.
табл. 19).
Таблица 19
Что привлекает в государственной службе нынешних чиновников (в %)
(отранжировано в порядке убывания по населению в целом,
допускалось несколько ответов)

Что привлекает людей в государственной службе Госслужащие Население
1
Материальные факторы 107,4 125,4
Возможность попасть в круг «нужных» людей, завести связи и
24,5 66,6
знакомства, с помощью работы чиновником решить личные задачи
Возможность делать карьеру 29,2 32,9
Возможность влиять на других людей, быть причастным власти 16,3 25,2
2
«Патриотические» факторы 83,3 16,3


Как видим, чиновники, как и все остальное население, в первую очередь
отмечают материальные аспекты госслужбы, включая льготы, стабильность
места работы и заработка, возможность делать карьеру. Это говорит об адекватной
оценке плюсов государственной службы населением страны в целом.
Пункты же, которые мы обобщенно назвали «патриотическими», отмечаются
самими чиновниками много чаще, чем населением. С характеристиками, «очерняющими»
госслужащих, все наоборот. Судя по их словам, работающие в государственном секторе
примерно в четверти случаев3 руководствуются гуманистическими и патриотическими
мотивами. В то же время остальное население мало в это верит, чаще говорит о
возможности брать взятки и решать личные проблемы как о привлекающих нынешних
чиновников сторонах госслужбы.


1
Суммировались такие ответы как: социальные гарантии, льготы и привилегии, стабильность места и
заработка, возможность брать взятки, «проворачивать дела».
2
Суммировались такие ответы как: чувство сопричастности, своего вклада в управление страной,
призвание, чувство долга, желание помогать людям, возможность быть в курсе важных для страны событий
и процессов.
3
Если учесть, что многие мотивы из этой группы часто называли одни и те же работники госаппарата, то
общая численность группы работников госаппарата, выбравших хотя бы одну из позиций, отнесенных нами
к группе «патриотических», составила 23,4% выборки госчиновников.
44

Однако стимулы, привлекающие в работе нынешних чиновников, не совсем
идентичны тем, что могли бы привлечь к ней тех, кто пока госслужащим не является. То
есть желающие работать в госаппарате россияне говорят о том, что в этой работе их
привлекает несколько иная комбинация стимулов, нежели та, что толкает на это
сегодняшних чиновников (см. табл. 20).
Таблица 20
Что привлекает лично респондентов в государственной службе (в %)
(отранжировано в порядке убывания по желающей работать в госаппарате
части населения в целом)




неработающих в ней
работать в системе
управления из числа

сейчас россиян
Госслужащие


Желающие
Что могло бы привлечь людей
в государственной службе



Надежность работы, заработка 51,0 55,0
Возможность приносить пользу людям 48,6 35,0
Различные социальные льготы и гарантии 18,3 33,0
Возможность сделать карьеру 21,8 32,0
Возможность работать на благо страны 30,7 27,0
Возможность, проявить себя 35,0 29,0
Возможность быть в курсе всего нового, что происходит в стране и там, где
24,1 16,0
они проживают
Возможность с помощью работы чиновником решить личные задачи
1,2 15,0
(получить квартиру, устроить кого-то на работу)
Возможность попасть в круг «нужных» людей, завести нужные знакомства 4,7 13,0
Возможность влиять на других людей, быть причастным власти 5,4 8,0


Как видно из табл. 20, действующие чиновники относительно чаще возможных
претендентов на их место заявляют об альтруистических мотивах своей работы в
госсекторе – возможности приносить пользу людям, проявить себя, быть в курсе всех
новостей. Потенциальный же резерв для пополнения или обновления госаппарата
чаще называет наличие льгот, возможность сделать карьеру, решить личные задачи,
завести нужные знакомства.
Вряд ли в этих условиях реформирование государственного аппарата,
направленное на повышение эффективности его работы, даже в случае
действительно массового прихода туда новых людей, может реально состояться.
Несмотря на то, что 64% желающих работать госслужащими считают, что сегодняшние
чиновники мешают эффективному развитию страны, только 12% из них оценивают
деятельность российских чиновников как эффективную. Более того, они позитивнее по
45

сравнению со всем населением страны относятся к госслужащим и почти в двух третях
случаев полагают, что из них незаслуженно делают «козлов отпущения». Иначе говоря,
неэффективность работы госаппарата для россиян, желающих работать в госаппарате,
вполне легитимна и не является основанием для критики чиновников. Это означает, что
ожидать от них качественно иного поведения по сравнению с нынешними чиновниками,
включая снижение коррупции, не приходится.
Этот вывод подтверждается также тем, что выражающие желание работать в
госаппарате имеют не слишком благополучное материальное положение. Это резко
отличает их от действующих чиновников и, возможно, частично объясняет не только их
достаточно высокую заинтересованность в материальной стороне госслужбы, но и саму
готовность выйти на работу в госаппарат (см. табл. 21).
Таблица 21
Оценка различных сторон своей жизни как «плохих» (в %)

Желающие
Оценка своего положение как "плохого" в области: Госслужащие работать в системе
управления
Материальной обеспеченности 9,0 30,0
Возможности реализовать себя в профессии 4,0 22,0
Возможности получения образования и знаний, которые
4,0 24,0
необходимы
Положения, статуса в обществе 0,0 16,0
Жизни в целом 1,0 10,0


Интересно также, что если население в целом считает, что госслужба требует от
человека особых профессиональных и личных качеств (причем эту точку зрения
разделяют и желающие работать в системе госуправления), то сами работники данной
сферы говорят об этом гораздо реже – лишь в 47,5% случаев. Это может
свидетельствовать о неверной оценке ими сущности государственной службы как таковой
и, хотя бы отчасти, объяснять низкое качество ее работы у нас в стране в настоящий
период.


6. Россияне о привилегиях чиновников

Важно понять, что же в поведении чиновников вызывает негативное отношение к
ним общества, что раздражает людей больше всего, и как связана с этим пресловутая
проблема льгот и привилегий чиновников?
Не будем повторяться о противостоянии чиновничества и общества. Перейдем на
микроуровень и посмотрим на проблему с другой стороны – через особенности
46

восприятия россиянами не столько бюрократии, как особого социального слоя, а сколько
со стороны поведения отдельных его представителей.
В адрес чиновников нередко выдвигаются упреки в том, что они невнимательны,
продажны и грубы, население склонно соглашаться с этими упреками. Подавляющее
большинство россиян – 86,5% населения – воспринимает чиновников именно как
невнимательных, грубых и продажных людей. При этом среди населения наиболее
критичны к чиновникам те, кто не хочет сам работать в системе госуправления. В то же
время большинство государственных служащих придерживаются прямо обратной точки
зрения, хотя треть даже среди них соглашается с этими упреками (см. рис. 21).
Рисунок 21
Согласие с оправданностью упреков в адрес чиновников в том, что они
невнимательны к людям, грубы и продажны (в %)

15,2
Совершенно не
1,8
оправданы



51,4
Скорее не
оправданы 11,7

Госслужащие
Население
Скорее 31,1
оправданы 62,9



Полностью 2,3
оправданы 23,6




С упреками в адрес чиновников чаще соглашаются россияне, которые
сталкиваются с их работой, что позволяет говорить об адекватности такой оценки. Кроме
того, среди россиян, кто считает чиновников невнимательными и грубыми, большинство
уверены, что сегодняшние чиновники оказывают отрицательное влияние на политику
страны, а три четверти опрошенных утверждают, что чиновники не столько способствуют
решению проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому
развитию. Таким образом, те россияне, которые считают, что чиновники наделены
негативными человеческими качествами, обвиняют их и в торможении развития
России, и в негативном влиянии на политические процессы, происходящие в ней, т. е.
личные претензии к чиновникам, сформировавшиеся в значительной степени на
47

собственном жизненном опыте, оказывают значимое воздействие на политические
взгляды и позиции россиян.
При общем довольно негативном настрое по отношению к чиновникам, треть
из тех, кто считает упреки в их адрес оправданными, все-таки согласна и с
утверждением о том, что сейчас из чиновников часто незаслуженно делают «козлов
отпущения», возлагая на них ответственность за все негативные процессы,
происходящие в стране.
Значимых различий между возрастными группами по вопросу об обоснованности
упреков в адрес личных качеств чиновников не наблюдается. Похожая ситуация
складывается и с доходным распределением. Зато имеет место зависимость отношения к
чиновникам от типа поселений. Как оказалось, россияне, проживающие в мегаполисах, в
большей степени склонны считать упреки в адрес чиновников обоснованными, чем
жители других типов поселений (с этим согласны 94,0% жителей мегаполисов при
85–86% в других типах поселений), хотя уровень жизни в мегаполисах, как известно,
выше, и этот фактор должен был бы снижать напряженность в данном вопросе. Это
говорит о том, что, возможно, именно жителям мегаполисов приходится чаще
сталкиваться с необходимостью обращения в различные государственные структуры и
проходить через более сложные и длительные процедуры улаживания своих вопросов,
сталкиваясь при этом с большим количеством государственных служащих. Не менее
вероятно, что именно в мегаполисах бюрократизм и бездушие в работе чиновников
дошли до максимума.
Важно отметить, что среди россиян, обвиняющих чиновников в грубости и
невнимательности, практически две трети говорят о том, что в государственном аппарате
тоже есть разные люди. Таким образом, на персональном уровне россияне способны еще
проявлять толерантность к чиновничеству. Однако, в портрете типичного
чиновника, складывающемся у большинства россиян, все же заметно преобладают
негативные качества.
В этой связи возникает вопрос: в чем сами россияне видят причину грубости,

<< Предыдущая

стр. 9
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>