<< Предыдущая

стр. 11
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



56
В 1956 г. было доказано, что именно половые хромосомы определяют генетический
пол. Прав был великий Аристотель, утверждавший: «Мужчина порождает мужчину>’.
Сегодня известно, что именно У-хромосома, которой обладают только мужчины,
направляет развитие индифферентных половых желез по мужскому пути, превращая их в
яички. Лишь в 1990 г. английский ученый Питер Гудфеллоу открыл в У-хромосоме ген
ответственный за этот процесс. В конце 8-й нед эмбрионального развития ген ХУ
экспрессирует специальный белок, который способствует формированию извитых
семенных канальцев и образованию клеток Лейдига, которые начинают продуцировать
тестостерон, т.е. превращению индифферентных половых желез в яички.
Совсем недавно американский ученый профессор У. Пэйдж установил, что в У-
хромосоме имеется особый ген, 1ЗА который отвечаёт за плодовитость мужчины. Позднее
Пэйдж обнаружил еще 12 ранее неизвестных генов. Таким образом, сегодня в У-
хромосоме известно 20 генов. 11 из них, включая, благоприятствуют мужской
плодовитости, все они начинают экспрессироваться, лишь оказавшись в сперматозоиде
после его созревания. Остальные 9 имеют аналоги в Х-хромосоме. Они регулируют
развитие эмбриона. Пэйдж утверждает, что больше генов в У-хромосоме нет. Почему? По
мнению ученого, У-хромосома не участвует в кроссинговере, вер нее, У-хромосома
обменивается лишь своим кончиком, который содержит несколько таких же генов, как в
Х-хромосоме. Но основная часть У-хромосомьт, где содержится SRY-ген не участвует в
кроссинговере могло ли это произойти по воле слепого случая в результате эволюции?!
Продукция тестостерона у плода человека начинается примерно в конце 3-го мес.
Под влиянием тестостерона формируются мужские половые органы. Если на ранних
этапах развития блокировать секрецию тестостерона, у животного Х развиваются половые
органы самки (мужской псевдогермафродитизм). Если же на ранних стадиях плоду ХХ
имплантировать тестостерон, развиваются более или менее характерные мужские половые
органы (женский псевдогермафродитизм).
Интересно, что если мышиному эмбриону женского пола (ХХ) ввести ранних
стадиях ген SRY, развивается бесплодный самец, который, однако, способен совокупиться
с самкой. В то же время, если постоянно вводит эмбриону ХХ тестостерон, у него
развиваются яичники, но одновременно половой член и семявыносящие протоки.
Развивающееся яичко продуцирует важный гормон — АМН (антимюллеров гормон),
который препятствует сохранению Мюллеровых протокой, из которых образуются матка,
маточные трубы и влагалище. А секретируемый тестостерон способствует сохранению
Вольфовых протоков и формированию из них протоков придатков яичка, семявыносящих
протоков, семенных пузырьков и семявыбрасывающих протоков, а также развитию
наружных мужских половых органов.
В 1994 г. группа американских и итальянских исследователей, возглавляемых
Джованни Камерино, открыла на хромосоме Х ген DSS, который направляет развитие
индифферентной половой железы в яичник. Иными словами, ген DSS играет у эмбриона
ХХ такую же роль, как ген SRY у эмбриона ХY,
Следует подчеркнуть, что в организме и мужчин, и женщин вырабатываются одни и
те же половые гормоны — мужские, андрогены (тестостерон} и женские (эстрогены и
прогестерон), но у мужчин преобладают первые (их уровень в б раз выше, чем у женщин),
у женщин — вторые.
Пол определяет биологическую, психологическую и социальную жизнь человека его
половое воспитание, половое самосознание, половое поведение, половую роль и выбор
полового партнера.
Имеются определенные половые различия головного мозга, которые также
обусловлены действием половых гормонов, в частности тестостерона, во внутриутробном

57
периоде. По мнению 1’4. Ое5с11 (1982), именно тестостерон влияет на скорость роста
развивающегося мозга и ответствен за различие строении мозга у женщин и мужчин.
Между полами имеются не только значительные морфологические различия. Велики
половые различия в психике, которые имеют под собой биологическую основу. Так,
например, у женщин в среднем лучше развить вербальные способности, а у мужчин —
математические и пространственные. Мальчики, как правило, научаются говорить и
читать позже, чем девочки. Следует подчеркнуть, что генетический пол детерминирует
все признаки.
Уже при первом взгляде на человека видны особенности его индивидуального
строения. В анатомии имеется понятие о типах телосложения. Телосложение определяется
генетическими (наследственными) факторами, влияние внешней среды, социальными
условиями. Выделяют три типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный и
долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения были отнесены те люди, чьи
анатомические особенности приближаются к усредненным параметрам нормы. Лица
брахиморфного телосложения отличаются преобладанием поперечных размеров,
упитанностью, имеют не очень высокий рост. Сердце относительно больших размеров,
расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. Это же приводит к
укорочению легких. Петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально.
Лица долихоморфного телосложения отличаются стройностью, преобладанием
продольных размеров, относительно более длинными конечностями, слабым развитием
мышц и жира, относительно тонкими костями. Их внутренности опущены, диафрагма
расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.
Характеристика пропорций частей тела
Типы телосложения Относительные размеры частей тела в % к длине тела
длина ширина
Туловище Ноги Руки Плечи Таз
Долихоморфный 29,5 55,0 46,5 21,5 16,0
Мезоморфный 31,0 53,0 44,5 23,0 16,5
брахиморфный 33,5 51,0 42,5 24,5 17,5


Нормальная анатомия рассматривает расположение частей тела и органов человека,
который стоит с опущенными супинированными верхними конечностями (ладони
обращены вперед).
В качестве ориентиров в анатомии служат линии и плоскости. Для определения
положения органов используют три взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную,
вертикально рассекающую тело спереди назад; фронтальную плоскость,
перпендикулярную к первой, вертикальную (ориентированную справа налево)
соответственно плоскости лба; горизонтальную (плоскость, пер перпендикулярную к
первым двум). В теле человека условно можно провести множество таких плоскостей.
Сагиттальную плоскость, которая делит тело пополам на правую и левую половины,
называют срединной. Для обозначения расположения органов по отношению к
горизонтальной плоскости применяют термины: верхний, нижний. По отношению к
фронтальной плоскости выделяют термин, передний, вентральный, задний, или
дорсальный. Выделяют также понятия боковой (литературный), расположенный на
удалений от сагиттальной плоскости, и медиальный, расположенный ближе к срединной
плоскости, для обозначения частей конечностей применяются термины —
проксимальный, расположенный ближе к началу конечности, и дистальный, находящийся

58
дальше от туловища. Кроме того, в анатомии употребляются такие общие и
прилагательные, как правый, левый, большой, малы поверхностный, глубокий.
При изучении анатомии у живого человека органы проецируют на поверхности тела.
Для определения их границ используют ряд вертикальных лини. Это — передняя и задняя
срединные, первая проходит по середине передней поверхности тела человека, разделяя
его на две симметричные половину — правую и левую, вторая — вдоль вершин остистых
отростков позвонков; правая и левая грудинные, проведенные вдоль соответствующих
краев грудины; среднеключичные, проведенные через середины ключиц; подмышечные:
передние, задние, средние, проведенные через соответствующие края и середину
подмышечной ямки; лопаточные, проведенные через нижние углы лопаток;
околопозвоночные, проведенные вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные
суставы.
Детство — фундамент жизни
Воспитание в семье играет, пожалуй, основную роль в развитии 1 и становления его
личности. Цель воспитания — гармоничное, свободно максимально полное развитие
интеллекта, сил, способностей, творчества каждого конкретного ребенка, формирование
самостоятельной личности, обладающей чувством собственного достоинства. Ребенок —
полноправный участник процесса собственного воспитания. Поэтому необходимо
пробудить в ребенке потребность в познании и самопознании, в выработке собственного
мировоззрения и самосовершенствовании. Ребенок — человек, это не маленький
взрослый. Каждый ребенок, как и взрослый человек, индивидуален и неповторим. Но есть
ряд важных отличительных особенностей, присущих всем детям. Очень многие ошибки
родителей, которые связаны с элементарным незнанием, ведут к трагическим
последствиям. Ибо отношение родителей к ребенку, его воспитание накладывает
серьезный отпечаток на формирование личности. Конечно, в начале жизни существует
биологическое и психологическое единство между матерью ребенком. Родители должны
понимать, что нет универсальных приемов воспитания, ибо каждый ребенок неповторим,
что часто хронологический возраст не совпадает с настоящим возрастом развития.
Родители должны найти путь в эмоциональный мир своего ребенка.
«Основным лейтмотивом, содержанием психической жизни ребенка является
стремление овладеть неведомыми стихиями, тайной окружающего мира, откуда плывет к
нам доброе и злое. Желая овладеть, он стремиться познать», — пишет великий педагог
Януш Корчак.
А.Фрейд справедливо указывает, что «непонимание между взрослыми и детьми
возникает в целом ряде областей из-за различных мыслительных и эмоциональных
процессов... Маленькие дети отличаются от взрослых индивидов в первую очередь своей
эгоцентричностью... Различия в инфантильном образе мыслей не только качественные, но
и количественные ... Следующее важное различие между детьми и взрослыми касается
временной ориентации... дети измеряют время на основе субъективных инстинктивных
процессов, т.е. потребностей и желаний».
Мы здесь не касаемся сексуальной сферы и сексуального развития, о чем подробно
сказано в разделе «Половая система». А.Фрейд обращает внимание на еще одну
важнейшую особенность психики ребенка: «В начале жизни различение между
внутренним и внешним достигается не на основе восприятия объективной реальности, а
на основе переживания удовольствия и неудовольствия». 13 развитии ребенка
существенную роль играют вскармливание грудью и по следующий переход от стадии
грудного вскармливания к самостоятельному питанию. «Кормление — это естественное
продолжение беременности», — говорит Я.Корчак. И утверждает: «Новорожденному
нужна материнская грудь. Грудь это светлая туча, вкус, запах, тепло, блаженство».

59
Отнятие от груди — очень серьезный этап в развитии ребенка и матери. Но в
первое время мать продолжает кормить ребенка своими руками, поэтому мать
ассоциируется с едой. Иными словами, именно потребности ребенка определяют выбор
объекта предпочтения. Это подтверждается в тех семьях, где по тем или иным причинам
ребенок уже в трудном возрасте остается с отцом или с любым другим человеком,
который берет на себя функции матери. Когда ребенок начинает есть самостоятельно,
пользуясь прибором, роль матери как бы становится менее явной, и развивается
самостоятельность. Однако этой стадии могут возникать конфликты с матерью вследствие
тех или иных ограничений (чаще всего это касается в первую очередь сладостей,
опрятности, манер).
И лишь значительно позже, когда исчезает прямая зависимость «мать - питание»,
ребенок приобретает, определенную самостоятельность в это жизненно важном вопросе.
Выбор объекта предпочтения уже не зависит удовлетворения основной физиологической
потребности в еде. Однако именно с питанием связаны очень важные аспекты развития
ребенка. Одни дети положительно воспринимают и отнятие от груди, и новую пищу, они
как б приветствуют все новое (прогрессивный тип), другие — негативно, отверг все
новое(консервативный тип).Эти черты впоследствии проявляются не т по отношению к
пище и питанию, но и переносятся на все иные жизненны проявления.
По мере развития ребенка у него укрепляются привычки к аккуратности и чистоте. И
здесь важную роль играют возможности сознательно управлять процессами
мочеиспускания и дефекации; иными словами, появляется ответственность за свое тело. В
этом периоде дети осваивают простейшие гигиенические правила. Как показали
исследования Р. Зайонца и его сотрудников, проведенные в 70-е годы в Голландии
примерно у 400 000 юношей в возрасте 19 лет, коэффициент интеллектуальности тем
ниже, чем больше детей в семье. Старшие дёти имели более высокий коэффициент, а
коэффициент младших был тем ниже показателя первого ребенка, чем больше было в
семье детей между старшим и данным младшим. Авторы считают, что, чем больше детей
в семье, тем ниже ее общий интеллектуальный уровень и тем меньше интенсивность
общения младших детей с наиболее членами семьи. В то же время дети в семьях
отличаются большей ответственностью, самостоятельностью, у них лучше выражено
чувство собственного «Я».
Интересно проследить взаимоотношения ребенка с другими детьми. В начале своей
жизни ребенок занят лишь собой, других детей он не замечает, а братьев и сестер
зачастую воспринимает как соперника. Затем ребенок начинает замечать других детей, но
считает их лишь предметами, игрушками. Позже возникает партнерство по игре, которое
постепенно окрашивается эмоционально, возникает чувство дружбы, любви, ненависти,
конкуренции, боязни, восхищения.
Игра одна из важнейших составляющих жизни человека вообще и развития ребенка
в частности. Напомним, что современный великий философ Й. Хейзинга назвал человека
«Ноmо Iudens» (человек играющий). Первые игры трудного ребенка связаны с
собственным телом или телом матери, затем его заменяет «переходный объект» (обычно
пеленка, подушка, мягкая игрушка).
На смену переходному объекту приходят игрушки, чаще всего звери, которые долго
являются предметами игры и у многих детей сохраняются лишь вечером, помогая ребенку
уснуть; Затем на первый план выступают игрушки, которые можно соединять и
разъединять, заполнять и опорожнять; после них — подвижные игрушки, которые можно
двигать; далее — строительные материалы. У мальчиков постепенно игрушки заменяются
активной физической деятельностью, увлечением спортом. Игры детей образны, они
доставляют подлинную, радость, восторг. В игре ребенок преображается. «Ребенок
воображает нечто другое, представляет что-то более красивое или более опасное, чем его

60
обычная жизнь. Ребенок видит себя принцем, или отцом, или злой ведьмой, или тигром.
При этом он испытывает такую степень восторга, которая совершенно роднит его с
мыслью, что он вправду принц и т.д., хотя “обыденная” реальность при этом и не
вытесняется полностью из сознания. Его представление есть “как будто” воплощение,
мнимое осуществление, есть плод “воображения”, т.е. илi4 представление в образе» (И.
Хейзинга,1992). для ребенка, как и для взрослого, очень важно, что игра — это свободная
деятельность.
В последующем в дошкольном возрасте (1-е детство) удовольствие, вызываемое
игрой, уступает место удовольствию, связанному с достигнутым успехом. Возникает так
называемая «деловая зрелость», которая создает предпосылки для учебы в школе. Однако
путь от игры к работе сложен. Следует подчеркнуть, что все эти стадии не имёют четких
временных границ. Каждый ребенок — личность! Его развитие — индивидуально. О
зрелости или незрелости ребенка следует судить не по его календарному возрасту и даже
не по его определенным способностям.
Прислушаемся к мнению А.Фрейд, крупнейшего детского психоаналитика «в
качестве отправного пункта служат ряд ступеней от незрелости к зрелости в
перечисленных отношениях. Как ребенок встретит рождение следующего ребенка,
пребывание в больнице, поступление в школу и т.д. зависит, согласно новым
представлениям, полностью от того, созрел ли он для этого события, те, достиг ли он для
этого необходимого уровня развития по рассматриваемым линиям. Там, где событие и
уровень развития согласованы друг с ребенок извлекает из случившегося пользу, все
равно, охотно или неохотно это внешне происходит. Там, где такого нет или не
встречается во всех отношениях, ребенок чувствует себя в состоянии отвращения,
преодолеть которое он не может и по отношению к которому остается безуспешной даже
доброжелательная помощь взрослых».
Чрезвычайно важно определить для каждого ребенка точное время, к его можно
направить в детский сад, разлучив с семьей, и способ, как это сделать. Сегодня
общепринятой является точка зрения, согласно которой разлучение ребенка с матерью
должно быть постепенным, и ребенок дол жен вначале находиться в детском саду с
матерью, затем мать на время покидает сад, эти периоды должны увеличиваться
постепенно. Для успешного воспитания в детском саду необходимо, чтобы ребенок достиг
ряда ступеней в своем развитии: самостоятельность в питании и физиологических
отправлениях (мочеиспускании и дефекации), участие в обществе других детёй, умение
играть. Все это является залогом успешного Нормального развития ребенка в детском
саду, его подготовки к школе и позволяет избегать стрессов, заболёваний, возникновения
комплексов, патологического детского развития.
Воспитание в семье, основанное на любви, доверии, взаимодействии, равноправии,
позволяет развить интеллект ребенка, сформировать достойную личность. К сожалению,
часто встречаются патологические типы воспитания: отвержение гиперопека,
противоречивое, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, смена
образцов. Все они наносят значительный ущерб ребенку.
1. Отвержение (эмоциональное) ребенка матерью или отцом может проявляться в
виде явного эмоционального отвержения, когда один или оба родителя постоянно
заставляют ребенка испытывать чувство вины, преувеличивая его малейшие недостатки и
не признавал никаких достоинств (тип «Золушка»).
Перфекционизм. Родители постоянно говорят о том, что ребенок не нравится им, но
они могли бы его полюбить, если бы он изменился и стал лучше (с их точки зрения). Это
мнение навязывается родственникам, врачам, воспитателям, учитёлям, друзьям, У такого
ребенка развивается комплекс вины.


61
Компенсаторная гиперопека. Мать (или оба родителя), отвергающая ребенка,
проявляет чрезмерную заботу, чтобы компенсировать свою вину. Отвергая ребенка, мать
считает, что жертвует собой ради него.
Гиперпротекция. В семье не удовлетворяются ни физические, ни духовные
потребности ребенка, им никто не интересуется.
Скрытая гипопротекция. Родители создают видимость интереса к ребенку;
воспитание сводится к пустым разговорам, где ни угрозы ни обещания не выполняются.
Потворствующая гипопротекция. Родители потворствуют всем кагiри зам ребенка,
но ограждают его от воспитания со стороны других.
2. Гиперопека проявляется гипертрофированной заботой о ребенке.
З. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности Родители

<< Предыдущая

стр. 11
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>