<< Предыдущая

стр. 12
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

требуют от ребенка, чтобы он осуществил их чаяния и мечты, которые они не смогли
осуществить; дают ребенку непосильные для него поручения.
4. Противоречивое воспитание. Члены семьи по-разному относятся к ребенку,
перенося на него свои проблемы и предъявляя ему противоречивые требования.
5. Смена образцов воспитания чаще всего возникает при распаде семьи, тяжелой
болезни одного из родителей.
6. Жестокое обращение с ребенком встречается довольно часто, особенно в
неблагополучных семьях.
Все перечисленные типы отношений в семье нарушают нормальное развитие
ребенка.
Ребенок проводит большую часть жизни в школе. К сожалению, школа, особенно в
тоталитарном государстве, не способствует развитию интеллекта каждого ребенка,
требует послушания и только послушания, ограничивает свободу и самостоятельность.
Чаще всего хороший ребенок — это удобный ребенок, который доставляет меньше забот
и неудобств семье, школе, окружающим. «Школа воспитала малодушие, боязнь выдать
незнание»,— пишет Я.Корчак.
Мы не можем в рамках учебника по валеологии обсуждать педагогические
проблемы. На вопрос, каким должно быть школьное воспитание, ответим: «свободным».
В подтверждение приведем слова Я.Корчака: «счастье для человечества, что мы не можем
принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на
их здравый ум и здоровую человеческую волю».
Родители, воспитатели и педагоги должны обладать способностями не
посредственного контакта с ребенком на основе взаимного доверия и взаимопонимания.
Это ключ к созиданию свободной интеллектуальной, творческой личности. Как этого
добиться? Надо просто любить ребенка.


Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Назовите периоды жизни человека.
2. Какие закономерности роста и развития человека можно выделить?
З. В чем проявляется -акселерация?
4. Какие анатомические признаки характерны для новорожденного?
5. Какие системы и аппараты органов быстрее растут и развивают у детей, подростков, в
юношеском возрасте?
62
6. Каковы особенности строения и развития в трудном возрасте, период раннего, первого
и второго детства?
7. Каковы основные особенности подросткового и юношеского
8. Охарактеризуйте сущность пола.
9. Назовите основные половые отличия.
10. Назовите известные Вам типы телосложения и их отличительных особенности.
11. Охарактеризуйте типы воспитания детей в семье.




63
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Нервная система обеспечивает интеграцию всех частей организма в единое целое,
осуществляет умственную деятельность, связь организма с внешней средой (ощущения),
управляет движениями регулирует все функции, включая человеческую сексуальность и
репродукцию (продолжение рода). Нервная система человека в отличие от нервной
системы высших животных богата уникальными структурами и связями, которые
являются морфофизиологическими субстратами мышления творчества членораздельной
речи трудовой деятельности. Все функции, включая умственную деятельность,
осуществляют группы нервных клеток, связанных между собой многочисленными
синапсами. На помним, что структурно-функциональной единицей нервной системы
является нейрон. Основная его функция — получение, переработка, проведение и
передача информации.
Нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К
центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической —
отходящие от них парные спинномозговые и черепные нервы с корешками, их ветви,
нервные окончания и ганглии (нервные узлы, образованные телами нейронов).
Существует еще одна классификация, согласно которой единую нервную систему
также условно подразделяют на две части: соматическую (анимальную) и вегетативную
(автономную). Первая иннервирует главным образом тело (кости, скелетные мышцы,
кожу) и обеспечивает связь организма с внешней средой. Вегетативная (автономная)
нервная система иннервирует все внутренности, железы (в том числе и эндокринные),
гладкие мышцы органов и кожи, сосуды и сердце, а также обеспечивает обменные
процессы во всех органах и тканях.


Центральная нервная система (ЦНС)
Спинной мозг
Спинной мозг, расположенный в позвоночном канале, разделен на две половины. На
его боковых поверхностях симметрично входят задние (афферентные) и выходят передние
(эфферентные) корешки спинномозговых нервов. Участок спинного мозга,
соответствующий каждой паре корешков, называется сегментом. В пределах спинного
мозга выделяют сегменты шейные (I-VIII), грудные (I-XII), поясничные (I-V), крестцовые
(IV-V) и копчиковые (I-III). Длина спинного мозга в среднем 45 см у мужчин и 41— 42 см
у женщин, масса 34—38 г.
На поперечном разрезе спинного мозга видны расположенное внутри се рое
вещество и окружающее его со всех сторон белое.
Серое вещество образовано телами нервных клеток, которых в спинном мозге
считывают около 13 млн., началом их отростков, клетками глин. Клетки, имеющие
одинаковое строение и выполняющие одинаковые функции, образуют ядра серого
вещества. В сером веществе различают передние, задние, а в грудном и боковые столбы.
На поперечном разрезё видны одноимённые рога. В передних столбах (передних рогах)
серого вещества залегают двигательные нейроны, образующие ядра, являющиеся
двигательными соматическими центрами. Их аксоны выходят в составе передних
корешков, а затем спинномозговых нервов и направляются на периферию, иннервируя
скелетные мышцы. В задних — залегают ядра, образованные мелкими вставочными
нейронами, к которым в составе задних, или чувствительных, корешков направляются
аксоны клеток, расположенных в спинномозговых узлах. Отростки вставочных нейронов
осуществляют связь с нервными центрами головного мозга, а также с несколькими
соседними сегментами, с нейронами, расположенными в передних рогах своего сегмента,

64
выше и ниже лежащих сегментов, те. связывают афферентные нейроны спинномозговых
узлов с нейронами передних рогов, В боковых рогах расположены центры симпатической
части вегетативной нервной системы.
Белое вещество спинного мозга представлено отростками нервных клеток.
Совокупность этих отростков составляет три системы пучков (тракты, или проводящие
пути) спинного мозга: 1) короткие пучки ассоциативных волокон, связывающие сегменты
спинного мозга, расположенные на различных уровнях; 2) восходящие (афферентные,
чувствительные) пучки, направляющиеся к центрам большого мозга и мозжечка; 3)
нисходящие (эфферентные, двигательные) пучки, идущие от головного мозга к клеткам
передних рогов спинного мозга.
Головной мозг
Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, форма которого
определяется формой мозга, некоторыми этническими особенностями, полом и возрастом.
Масса мозга взрослого человека около 1500 г (от 1100 до 2000, те, диапазон крайних
индивидуальных значений очень велик). В свою очередь, это давало и дает основания
представления о зависимости массы мозга гениальности; предначертанности поведения
преступников; умственном преобладании мужчин над женщинами. Однако это не
соответствует действительности. Абсолютная масса мозга не позволяет судить об
интеллекте человека. Любопытные цифры приводит М.А. Гремяцкий: масс мозга
Тургенева была равна 2012 г, Кромнеля – 2000, Байрона — 2238, Кювье – 1830, Шиллера
1871, Теккерея — 1294, поэта Уитмена — 1282, врача Деллингера — 1207, Анатоля
Франса — 1017 г. Несмотря на то что масса мозга А. Франса была почти в 2 раза меньше
массы мозга И. Тургенева, оба они были гениальными писателями и мыслителями.
Интегративная деятельность головного мо обеспечивает целенаправленное
поведение человека его умственную деятельность.
Головной мозг подразделяют на три основных отдела: ствол, мозжечок конечный
мозг (полушария большого мозга) Ствол — филогенетически самая древняя часть
головного мозга — включает в себя продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный
мозг. Именно отсюда выходят черепные не рвы. Самая развитая, крупная и
функционально значимая часть мозга — это полушария большого мозга. Отделы
полушарий, образующие его кору (плащ), в филогенетическом отношении наиболее
Новые. В плане эмбриогенеза в головном мозге выделяют передний мозг, который
подразделяют на конечный и промежуточный, средний, задний и продолговатый.
Передний мозг. Конечный мозг, управляющий всей деятельностью организма,
состоит из двух полушарий, которые очень хорошо развиты у человека разумного. Масса
полушарий составляет около 78% общей массы головного мозга, а площадь поверхности
коры полушарий человека достигает около 450 тыс. см что зависит от наличия большого
количества борозд и извилин. Особенного развития у человека достигают лобные доли, их
поверхность составляет около 29% всей поверхности коры, а масса — более 50% массы
головного мозга. Полушария большого мозга отделены друг от друга продольной щелью,
в глубине которой видно соединяющее их мозолистое тело, образованное белым
веществом, т.е. волокнами. Каждое полушарие состоит из пяти долей: лобной, теменной,
височной, затылочной и островковой. Поперечная щель большого мозга отделяет
затылочные доли полушарий от мозжечка. Сзади и книзу от затылочных долей
расположены мозжечок и продолговатый мозг, переходящий в спинной.
Кора полушарий большого мозга образована серым веществом, которое лежит по
периферии (на поверхности) полушарий. Толщина коры различных участков полушарий
колеблется от 1,3 до 5,0 мм. Количество нейронов в шестислойной коре у человека


65
достигает 10—14 млрд. Каждый из них связан с помощью синапсов с тысячами других
нейронов. Располагаются они правильно ориентированными <колонками».
Различные рецепторы воспринимают энергию раздражения и передают ее в виде
нервного импульса в кору головного мозга, где происходит анализ всех раздражений,
которые поступают из внешней и внутренней среды. В коре головного мозга
располагаются центры (корковые концы анализаторов, которые не имеют строго
очерченных границ), регулирующие выполнение определенных функций. В коре
постцентральной извилины и верхней теменной дольки залегают ядра коркового
анализатора чувствительности (температурной, болевой, ос мышечного и сухожильного
чувства) противоположной половины тела. Причем вверху расположены проекции
нижних конечностей и нижних отделов туловища, а внизу проецируются рецепторные
поля верхних частей тела и головы. Пропорции тела весьма искажены, ибо на
представительство в коре кистей, языка, лица и губ приходится значительно большая
площадь, чем на туловище и ноги, что соответствует их физиологической значимости.
Ядро двигательного анализатора находится главным образом в предцентральной
извилине («двигательная область коры»), и здесь пропорции частей тела человека, как и в
чувствительной зоне, весьма искажены. Раз меры проекционных зон различных частей
тела зависят не от их действительной величины, а от функционального значения. Так,
зоны кисти в коре полушарий большого мозга значительно больше, чем зоны туловища и
нижней конечности, вместе взятые. двигательные области каждого из полушарий, весьма
специализированные у человека, связаны со скелетными мышцами противоположной
стороны тела. Если мышцы конечностей изолированно связаны с одним из полушарий, то
мышцы туловища, гортани и глотки — с двигательными областями обоих полушарий. От
двигательной коры нервные импульсы направляются к нейронам спинного мозга, а от них
— к скелетным мышцам.
В коре височной доли находится ядро слухового анализатора. К каждому из
полушарий подходят проводящие пути от рецепторов органа слуха как левой, так и
правой сторон.
Ядро зрительного анализатора располагается на медиальной поверхности
затылочной доли. Причем ядро правого полушария связано проводящими путями с
латеральной (височной) половиной сетчатки правого глаза и медиальной (носовой)
половиной сетчатки левого глаза; левого — с латеральной половиной сетчатки левого и
медиальной половиной сетчатки правого глаза.
Благодаря близкому расположению ядер обонятельного (лимбическая система,
крючок) и вкусового анализаторов (самые нижние отделы коры пост центральной
извилины) чувства обоняния и вкуса тесно связаны между со бой. Ядра вкусового и
обонятельного анализаторов обоих полушарий связаны проводящими путями с
рецепторами как левой, так и правой сторон.
Описанные корковые концы анализаторов осуществляют анализ и синтез сигналов,
поступающих из внешней и внутренней среды организма, составляющих первую
сигнальную систему действительности (И.П.Павлов). В отличие от первой, вторая
сигнальная система имеется только у человека и тесно связана с членораздельной речью.
На долю корковых центров приходится лишь небольшая площадь коры больших
полушарий, участки, непосредственно не выполняющие чувствительные и двигательные
функции. Эти области называются ассоциативными. Они обеспечивают связи между
различными центрами, участвуют в восприятии и обработке сигналов, объединении
получаемой информации с эмоциями и информацией, заложенной в памяти. Современные
исследования позволяют считать, что в ассоциативной коре расположены чувствительные
центры высшего порядка.

66
Речь и мышление человека осуществляются при участии всей коры полушарий
большого мозга, В то же время в норе полушарий большого мозга человека имеются зоны,
являющиеся центрами целого ряда специальных функций, связанных с речью. двигатель
анализаторы устной и пи речи располагаются в областях коры лобной доли вблизи ядра
двигательного анализатора. Центры зрительного и слухового восприятия речи находятся
вблизи ядер анализаторов зрения и слуха. При этом речевые анализаторы у правшей
локализируются лишь в левом полушарии, а у «левшей» — в большинстве случаев тоже
слева. Однако они могут располагаться справа или в обоих полушариях. По-видимому,
лобные доли являются морфологической основой психических функций человека и его
разума. При бодрствовании наблюдается более высокая активность нейронов лобных
долей. Определенные области лобных долей (так называемая префронтальная кора)
связаны многочисленными связями с различными отделами лимбической нервной
системы, что позволяет считать их корковыми отделами лимбической системы.
Префронтальная кора играет наиболее важную роль в эмоциях.
В 1982 г. Р.Сперри был удостоен Нобелевской премии «за открытия, касающиеся
функциональной специализации полушарий мозга». Исследования Сперри показали, что
кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь. Левоё полушарие
ответственно за понимание речи, а также за выполнение движений и жестов, связанных с
язы ком; за математические расчеты, абстрактное мышление, интерпретацию
символических понятий. Кора правого полушария контролирует выполнение не
вербальных функций, она управляет интерпретацией зрительных образов,
пространственных взаимоотношений. Кора правого полушария дает возможность
распознавать предметы, но не позволяет выразить это словами. Кроме того, правое
полушарие распознает звуковые образы, и воспринимают музыку. Оба полушария
ответственны за сознание и самосознание человека, его социальные функции пишет:
«Каждое полушарие... имеет как бы отдельное собственное мышление». При
анатомическом изучении мозга были выявлены межполушарные различия. В то же время
следует подчеркнуть, что оба полушария здорового мозга работают вместе, образуя
единый мозг.
Базальные (подкорковые, центральные) ядра и белое вещество конечного мозга. В
толще образованного нервными волокнами белого вещества имеются скопления серого,
складывающегося в отдельно лежащие ядра, которые залегают ближе к основанию мозга.
Они получают информацию об активности двигательной системы (полосатое тело, ограда
и миндалевидное тело), управляют движениями и регулируют мышечный тонус.
В толще белого вещества под мозолистым телом располагаются боковые желудочки,
которые являются полостями полушарий большого мозга.
Промежуточный мозг, расположенный под мозолистым телом, состоит из таламуса,
эпиталамуса, метаталамуса и гипоталамуса. Таламус (зрительный бугор) — парный,
образованный главным образом серым веществом, является подкорковым центром всех
видов чувствительности, в нем насчитывают несколько десятков ядер, которые получают
информацию от всех органов чувств и передают ее в кору головного мозга. Таламус
связан с лимбической системой, ретикулярной формацией, гипоталамусом, мозжечком,
базальными ганглиями. Таламус принимает участие в высших интегративных процессах
головного мозга. Таким образом, таламус фильтрует информацию, по ступающую от всех
рецепторов, осуществляет ее предварительную обработку и после этого направляет ее в
различные области коры. Кроме того, таламус осуществляет связи между корой, с одной
стороны, и мозжечком и базальными ганглиями — с другой. Иными словами, через
таламус сознание контролирует автоматические движения. Обращенные друг к другу
медиальные поверхности обоих зрительных бугров, образуют боковые стенки полости
промежуточного мозга — III желудочек. Эпиталамус включает в себя эпифиз
(шишковидное тело), являющийся железой внутренней секреции. Его гормоны влияют на
67
развитие половых желез, тормозя их деятельность. Именно этот орган ранее
рассматривался в качестве «третьего глаза», а иногда и локализации души. Метаталамус
образован парными медиальным и латеральным коленчатыми телами, лежащими позади
каждого зрительного бугра. Медиальное коленчатое тело наряду с нижними холмиками
пластинки крыши средне го мозга (четверохолмия) является подкорковым центром
слухового анализа- тора, а латеральное вместе с верхними холмиками — подкорковым
центром зрительного анализатора. В свою очередь, ядра коленчатых тел связаны с
корковыми центрами зрительного и слухового анализаторов. К промежуточному мозгу
также относят ряд структур, в которых заложены подкорковые ядра, - носящиеся к
обонятельному анализатору.
Гипоталамус располагается кпереди от ножек мозга и включает в себя ряд структур:
расположенную кпереди зрительную и обонятельную части. К последней относится
собственно подбугорье, или гипоталамус, в котором расположены центры вегетативной
части нервной системы В гипоталамусе имеются нейроны обычного типа и
нейросекреторные клетки. И т и другие вырабатывают белковые секреты и медиаторы,
однако в нейросекреторных клетках преобладает белковый синтез, а нейросекрет
выделяется в лимфу и кровь. Эти клетки транс формируют нервный импульс в
нейрогормональный.

<< Предыдущая

стр. 12
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>