<< Предыдущая

стр. 17
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

2. Внимание и способность сосредоточения на различных предметах и явлениях.
3. Способность прогнозирования.
4. Абстрактное мышление.
5. Способность выражать мысли с помощью членораздельной речи или другими
способами.
6. Наличие этических и эстетических ценностей.
7. Человеческая сексуальность.
Большинство современных ученых выделяют два состояния сознания: сон и
бодрствование. Именно бодрствование отвечает перечисленным критериям
Морфофизиологической основой сознания являются функционирующие нейроны
коры больших полушарий головного мозга. Сознание порождается в результате
определенной функциональной активности ЦНС в процессе взаимодействия коры
больших полушарий и подкорковых структур.
Членораздельная речь
Сознание человека тесно связано с членораздельной речью и зависит от нее. Человек
осознает только те предметы и явления, которые превращаются в словесные символы.
Как известно, большинство животных общаются между собой с помощью различных
сигналов. Членораздельная речь уникальна и отличается от этих сигналов, которые,
кстати, существуют и у человека (например, гримаса или вскрик боли), тем, что речь
передает не только то, что имеется в настоящее время в данной конкретной ситуации, но и
то, что было в прошлом, что может произойти в будущем. Речь передает сведения об
опыте, которым говорящий не обладает. И.П.Павлов назвал речь второй сигнальной
системой, которая отличается от первой (органы чувств) отвлечением и обобщением.
Напомним о межполушарных различиях и работах Р. Сперри, который показал, что
изолированное левое полушарие столь же эффективно обеспечивает сознание человека и
членораздельную речь, как оба полушария, в то время как изолированное правое
полушарие не может обеспечить устную и письменную речь. Однако «правильнее
говорить не о доминировании левого полушария, а о взаимодополняющей специализации
обоих полушарий с преобладанием речевых функций (как правило) у левого» (Р.Шмидт,
1985).
Корковые центры речи расположены вблизи центров соответствующих
анализаторов. Так, центр речи Брока расположен кпереди от т отделов ядра двигательного
анализатора, которые контролируют функции мышц, уча в артикуляции. Более 100 лет
тому назад П.Брока описал потерю речи — моторную афазию, связанную с поражением
описанного центра речи. При этом человек понимает речь, но не может произносить слов
Несколько позже Вернике описал другой тип афазии (сенсорную) — расстройство
понимания устной речи, которое развивается, при поражении центра ре Вернике коры
задних отделов височной доли в зоне расположения я слухового анализатора. При этом
больной говорит, хотя слегка искажает речь. Иными словами, человек слышит
обращенные к нему слова, но не по их. При повреждении коры затылочной доли в области
ядра зрительного центра больной видит буквы и слова, но не может их распознать —
чтение и родном языке становится невозможным.
Научение и память
«Научение — это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной
системе.., память — совокупность информации, приобретенной мозг и управляющей
поведением» (О. С1iароп 1980). Память — это священный дар. Назначение памяти —
91
сохранение прошлого и обретение полноты жизни в настоящем и будущем. Память (среди
прочего) предполагает и ответственность за творческое продолжение истории
человечества и за сохранение в душе образов ушедших.
Общая информационная емкость коры головного мозга достигает 3·10 бит, ее
достаточно для хранения лишь 1% общего потока информации, которая проходит через
мозг человека. Из всего огромного потока поступающей в мозг информации в памяти, к
счастью, задерживается очень немного. Без способности к научению и памяти и без
способности забывать не мог бы выжить ни отдельный человек, ни вид «человек
разумный».
Основная отличительная особенность памяти человека — способность
формулировке идей в виде словесных символов и к их сохранению в абстрактной форме.
Различают три вида памяти. Сенсорная память. Информация, полученная
рецепторами, сохраняется около 1/4 с, в течение которых в го ном мозгу решается вопрос
о необходимости ее сохранения.
Кратковременная (или первичная) память. Если сенсорная информация необходима
мозгу, она обрабатывается, интегрируется и сохраняется около 20 с. Емкость
кратковременной памяти ограничивается семью элементами (от 5 до 9). Если необходимо
сохранить в кратковременной памяти большее число элементов, мозг группирует ее в
соответствующее количество.
Долговременная память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти,
не нужна или не используется, она быстро стирается. Если она необходима, то
переводится в долговременную пат мять. Чем чаще чело век извлекает эту информацию,
тем лучше она фиксируется. Этот процесс называется консолидацией. Долговременная
память зависит от того, насколько информация привычна, т.е. от частоты повторения; от
контекста; уровня мотивации, т.е. необходимости запомнить ту или иную информацию.
долговременная память подразделяется на вторичную и третичную.
Забывание зависит от многих причин: неиспользование информации, хранящейся в
памяти; возраст; интерференция, т.е. помехи, связанные с наслоением какой-то
предшествующей или последующей информации; подавление ИЛИ активное забывание,
связанное с бессознательной психической защитой.
Память и членораздельная речь являются основой мышления. Мышление – процесс
познавательной деятельности, характеризующийся обобщением и опосредованным
отражением действительности. Мышление связано с интеллектом человека. В 1936 г.
Векслер дал определение интеллекта, которое признано и сегодня: Интеллект –
глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо
справляться с жизненными обстоятельствами,т.е. адаптироваться к постоянно
меняющимся условиям внешней среды.
Мотивации и эмоции
«Мотивация — это совокупность факторов, определяющих и ведение» (Ж.Годфруа,
1992). Поведение человека связано с его умственная деятельностью, мышлением,
способностью к умозаключениям и членораздельной речью. Мотивации связаны в первую
очередь с потребностями человека его влечениями. Потребность связана с недостатком
или отсутствием то факторов, необходимых для достижения равновесия организма.
Согласно иерархической теории потребностей человека, созданной американским
психологом А. Маслоу, самореализация является высшей потребностью человека. Путь к
ней идет через последовательное удовлетворение нижележащих потребностей. На рис. 61
представлена иерархия потребностей человека


92
Влечение — это внутреннее состояние человека, заставляющее его действовать
определенным образом. Склонность к добру и склонность ко злу - два врожденных
инстинкта, свойственные каждому человеку и оказывающие влияние на принимаемые им
решения. З.Фрейд назвал их инстинктами жизни (эрос) и смерти (танатос). Но каждый
человек наделен свободой воли (выбора) и поэтому несет нравственный ответ за свои
поступки. Принимая то или иное решение по какому-либо вопросу этического характера,
мы подвергаем испытанию и одновременно реализуем нашу человеческую сущность,
формируем и одновременно проявляем наши личностные качества. С этим связана и одна
из основополагающих религиозных идей Библии — покаяние — способность человека
осознавать свои слабости и просчеты и, работал над собой, преобразовывать их в
достоинства. Отсюда вытекают сознательное, активное участие человека в
совершенствовании Мира; уважение других людей, чуткое отношение к их чувствам и к
окружающему миру. А значит — предотвращение межличностных, семейных, общинных
национальных раздоров и войн, сохранение мира и жизни на планете Земля.
Мотивации человека, лежащие в основе его поведения, неотделимы от эмоций.
Эмоции это психические переживаний, душевные волнения (радость, счастье, страх, гнев
и др.), возникающие в результате воздействия тех или иных стимулов внешней или
внутренней среды. Эмоции проявляются в виде субъективных переживаний человека, в
его поведении и реакциях нервной вегетативной системы. Эмоции связаны и с
удовлетворением потребностей. Эмоции бывают, положи тельные и отрицательные:
чувство безопасности и страх, любовь и ненависть, радость и горе, симпатия и антипатия,
расположение и гнев и др.
З.Фрейд считает, что «эмоции это усиление или уменьшение чувства дискомфорта в
глубине мозга».
Анатомическим субстратом эмоции являются лимбическая система ретикулярная
формация, гипоталамус, кора лобных долей больших полушарий головного мозга (см.
раздел «Головной МОЗГ»):
Ж.Годфруа (1992) считает, что в основе эмоций лежит физиологическая активация
определенных структур мозга, ответственных как за внутренние переживания, так и за
поведение человека. При этом интенсивность эмоций зависит от степени активации, а
направленность эмоций — от того, как человек воспринимает те или иные явления и
события. Существует предположение о том что правое полушарие мозга ответственно за
отрицательную окраску эмоций, а левое — за положительную. Общее эмоциональное ‚,‚
стояние человека зависят от взаимодействия обоих полушарий.
Положительные эмоции способствуют сохранению и укреплению здоровья и
долголетию. Отрицательные — ухудшают здоровье, угнетают защитные силы организма.
Интенсивность эмоций связана с уровнем активации организма, но направленность
эмоций, их положительная или отрицательная окраска зависит от того, как человек
воспринимает данную ситуацию оптимисты воспринимают эмоции иначе, чем
пессимисты. Первые легче стирают самоуважения и самореализации, чем вторые.
Известно, что оптимисты менее подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой
системы. «Сердце веселое — благотворное лекарство, а дух унылый сушит кость», —
сказано в «Притчах царя Соломона» (17:22).
Интеллект и творчество
Интеллект - «это глобальная способность разумно действовать, рационально
мыслить хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Э.Векслер, 1939). Иными
словами, интеллект определяет способность человека адаптироваться к постоянно
меняющимся условиям внешней среды. Интеллект включает в с огромное количество

93
факторов, в т.ч. вербальную гибкость и восприятие, пространственную ориентацию,
память, способность к рассуждению, быстрое восприятия сходств и различий между
предметами и явлениями, их деталям счетные способности. Различают конкретный
интеллект, который позволяет решать ежедневные практические проблемы, и
абстрактный интеллект помощью которого человек способен оперировать абстрактными
символам Абстрактный интеллект связан с разговорной речью. Взаимоотношение между
конкретным и абстрактным интеллектом определяется геномом человек. Человек
рождается, имея генетически детерминированные определенные врожденные способности
(потенциальный интеллект), использование их, решение различных проблем
способствуют развитию кристаллического интеллекта, который включает в себя знания в
различных областях. Иными словами, потенциальный интеллект является основой
развития кристаллического, который формируется в результате взаимодействий первого с
внешней средой.
Следует особо подчеркнуть, что физическое и психическое состояние матери во
время беременности оказывает большое влияние на потенциальный интеллект ребенка.
После его рождения важную роль играют питание, психическая симуляция, количество
детей в семье, социальное положение, тип воспитания в семье и многие другие факторы.
В начале ХХ в. немецкий психолог Штерн разработал концепцию коэффициента
интеллектуальности, согласно которой у нормального ребенка интеллектуальный
(умственный) и хронологический возраст совпадают. Сегодня существуют специальные
таблицы, позволяющие оценить и у людей различных возрастных групп. Серьезные
исследования, проведенные уже во второй половине ХХ в., показали, что примерно у 70%
людей IQ лежит в пределах от 84 до 116 баллов, около 2% страдают умственной
отсталостью (IQ < 70), у 13% интеллект снижен (70—84), у 13% — повышен (116—132) и
примерно 2 % имеют очень высокий интеллект — сверходаренные люди (Ж.Годфруа,
1992). Однако многочисленные исследования, про веденные Терменом, показали, что
сверходаренные люди далеко не всегда гениальные художники, учёные, музыканты,
писатели. Они удачливы, имеют прекрасное социальное положение, довольны жизнью. И
этого вполне достаточно.
Американский ученый Дж.Гилфорд (1959) провел серьезные исследования,
позволившие создать концепцию интеллекта и его связи с творчеством. Автор выделил
два способа мышления: конвергентное, при котором все усилия человека направлены на
поиск одного-единственного правильного решения проблемы, и дивергентное, при
котором для решения проблемы человек использует множество возможностей и
направлений Творческое мышление дивергентно. Согласно Гилфорду, творческое
мышление пластично (предлагает множество решений), подвижно (легко переходит от
одного аспекта проблемы к другому, легко меняет точку зрения) и оригинально
(порождает неожиданные, небанальные, необычные решения).
Как показали исследования Дж.Гетцеля (Т. и соавторов, творческие способности
коррелируют с интеллектом, но... до определённого уровня IQ — около 120, при
коэффициенте выше 120 корреляция отсутствует. Специалисты Стандфордского
университета в США составили список самых выдающихся людей последних четырех
столетий. У всех IQ превышал 130. Самые высокие в 17 лет имели английский философ и
экономист Х в. Джон Милль (190 баллов) и великий писатель, поэт и ученый Иоганн
Вольфганг Гете (185). далее следовали Вольтер и Декарт (170), Диккенс, Франклин,
Моцарт, Байрон и Гюго (160), Леонардо да Винчи и Дарвин (155), Бетховен, Ньютон и
Галилей (150), Вагнер (145), Наполеон (140), Вашингтон и Рембрандт (130). В возрасте от
17 до 26 лет их I значительно возрастал, достигнув, например, у Гете 210, у Вольтера и
Ньютона — 190, у Декарта, Диккенса и Леонарда да Винчи — 180 и т.д.



94
Творческие личности имеют ряд особенностей, которые отличают их других; как
правило, они:
— сохраняют детскую чистоту восприятия, восхищения, радости,
— мечтатели, нонконформисты,
— не догматисты,
— любознательны,
— склонны к игре.
Творцы чаще всего счастливые люди. Мы провели анализ длительности жизни 300
великих творцов (согласно Большой Советской Энциклопедии и Британской
Энциклопедии). Оказалось, что большинство из них были долгожителями, до глубокой
старости они создавали гениальные произведедения любили и были любимыми,
наслаждались жизнью. Назовем некоторых: художники Леонардо да Винчи, Шагал,
Пикассо; писатели и поэты Гете, Л стой, Сен Жон Перс; музыканты Горовиц, Стери,
Мекухин, Ростропович, Покровский; актеры Яблочкина, Гоголева, Кторов, Царев,
Ильинский; ученые Планк, Эйнштейн, Павлов, Полинг, Фрейд, Морган, Л.Штерн, Очоа
Семенов, К.Фриш; политические деятели Дизраэлль, Черчилль, Рейган, Тереза, Папа
Иоанн Павел II.
Мы перечислили множество людей гениальных, а как же обстоят людей с
нормальным интеллектом? Наш опыт свидетельствует о том, успешный творческий труд,
приносящий радость и удовлетворение, способствует здоровью и долголетию. Мы
провели тщательный анализ образа жизни двух групп мужчин: 1— 126 мужчин в возрасте
старше 70 лет, 11—84 к чины, умершие в возрасте 50—60 лет. В 1 группе большинство
(86%) считали свою жизнь счастливой, они достигали высоких профессиональных
успехов, были удовлетворены своей работой. Это были в основном ученые, преподаватели
вузов, художники, писатели, музыканты, артисты (ни одного из них, нельзя считать
гением!). Эти люди говорят об уверенности в своих способностях, хорошем самоконтроле,
легкой интеграции в любую Общительности, высокой концентрации внимания, интересе
ко всему новому. Свои неудачи они никогда не воспринимали как катастрофу и не
боялись оценки со стороны окружающих. Хотя — подчеркнем это — жизнь далеко не
всегда баловала их. Мужчины I группы, по данным опросов родственников, друзей,
сотрудников, считали себя неудачниками, не были удовлетворены своей
профессиональной карьерой и не достигли успехов, у них были проблемы в семейной
жизни. Аналогичные данные приводят и другие следователи.
Боль и восприятие
«Боль является тем шестым чувством, без которого немыслима жизнь на Земле»
(Г.Н.Кассиль, 1975). Боль предупреждает об опасности, грозящей организму.
Характеристика боли представлена на рис. 62.
Сегодня есть все основания полагать, что в коже, мышцах, стенках внутренних
органов имеются специфические болевые рецепторы - ноцицепторы, воспринимающие
боль. Болевые сигналы направляются в мозг по двум путям: «быстрому» и «медленному».
Быстрый путь. По миелиновым волокнам импульсы, возникшие в результате болевых
раздражений, направляются в зри тельный бугор,. образуя синапсы с его нейронами,
которые по своим аксонам передают импульсы в чувствительные и двигательные зоны
коры. Эта боль ощущается как острая, она мгновенно предупреждает мозг об опасности.
Болевое ощущение передается быстро, его анализ в коре позволяет мозгу определить
локализацию, время и опасность повреждения. Медленный путь. По безмиелиновым
волокнам импу1 направляются в ретикулярную формацию, лимбическую систему,
гипоталамус и другие структуры мозга, где образуют синапсы с нейронами этих областей.
95
По их отросткам импульс после переключения направляется в кору головного мозга,
будучи эмоционально окрашенным. Эта боль воспринимается как ноющая, тупая.
Боль, не являясь эмоцией, оказывает существенное влияние на эмоциональное
состояние человека. Волевые сигналы поступают в кору головного мозга,
перерабатываются и направляются в соответствующие подкорковой структуры, в т.ч. и в
лимбическую систему, которая создает, соответствую эмоциональное состояние,
приводящее к реакции организма. Поэтому восприятие боли человеком зависит не только
от силы и характера раздражителя, и от ее эмоциональной окраски.
В передаче болевых импульсов участвует особый нейромедиатор, называемый
нейромодулятором, — вещество Р.
Напомним, что болевые импульсы, воспринимаются дендритами нейронов
спинномозговых узлов, по их аксонам они поступают к нейронам задних рогов спинного
мозга, с которыми образуют синапсы. Эти нейроны вырабатывают вещество Р, которое
облегчает передачу болевых импульс Хорошо известно, что производные опия, в т.ч. и
морфий, являются мощными болеутоляющими средствами. Эти препараты блокируют
передачу левых импульсов.
С глубокой древности известно, что некоторые растения и добываемые, них
продукты, в первую очередь мак, конопля, орехи кока и др., способны вызывать у
человека чувство удовольствия, эйфории, ощущение невесомости. Соответственно
наркотиками называют производные опия, однако к ним относят и другие широко
употребляемые препараты (марихуану, гашиш, героин, кокаин, ЛСд, мескалин и др.). Все

<< Предыдущая

стр. 17
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>