<< Предыдущая

стр. 2
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(«рецепты» здоровья).
Учебник предназначен для студентов немедицинских специальностей высших
учебных заведений, учеников старших школ с углубленным изучением биологии,
специализированных медицинских классов. Он будет полезен пре подавателям
валеологии и биологии, студентам медицинских и биологических специальностей высших
учебных заведений и также каждому человеку, интересующемуся своим здоровьем и
желающему сохранить и укрепить его.
Эта книга призвана убёдить каждого человека в том, что наш организм заслуживает
особого внимания, что познание самого себя — одна из главных задач человека
разумного, что быть здоровым легко. Нужно только понять и захотеть.
Эта книга обращена в первую очередь к молодежи. Мы надеемся, что она поможет
молодому человеку удовлетворить жажду знаний о себе, о своем теле, о его достоинствах,
неисчерпаемых возможностях и тех опасностях, которые подстерегают в жизни. Книга
подскажет, как избежать их и сохранить здоровье — бесценных дар, без которого все
прочее человеку просто не нужно.
Авторы благодарят академика А.В.Котова и академика Л.Е.Этингена за
рецензирование книги, ценные рекомендации и советы по ее улучшению.
Трудности при написании современного учебника по валеологии понятны.
Насколько авторам удалось их преодолеть, предоставляем судить читателю.




8
БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Я думаю, вряд ли у мыслящего существа бывает более великая
минута, чем та, когда с глаз его спадает пелена и открывается,
что он не затерянная в космическом безмолвии частица, а пункт
сосредоточения и гоминизации универсального стремления к жизни.
Пьер Тейяр де Шарден, «Феномен Человека»


Человек разумный — уникальное существо. Помимо анатомического строения
человека отличают от всех других животных мышление, членораздельная речь, сознание,
самосознание (понимание своей индивидуальности), способность к творчеству,
умозаключениям и предвидению и особая, присущая только ему (!) человеческая
сексуальность и свобода морального выбора.
Человек микрокосмос, в нем заключена суть всех вещей. «Человек — средоточение
земли и неба», — утверждает конфуцианство (Ли Цзи, Книга ритуалов. 7.3.1-7). Об этом
же говорит и Талмуд: «Все, что Всевышний создал в мире, он создал и в человеке» (Авот,
31).
Одно из важнейших свойств человеческой личности — ответственность и свобода
выбора. Человек волен идти тем путем, по которому он хочет идти. «Жизнь и смерть
предложил Я тебе, благословение и проклятие: Избери же жизнь, дабы жить тебе и
потомству твое — сказано в Библии (Второзаконие, 30:19). Жизнь — это процесс роста и
развития — физического и духовного. Лишь человеку присущи самовоспитание и
духовное совершенствование. Об этом прекрасно говорит буддизм: «Постепенно, мало-
помалу, время от времени, мудрец должен стряхивать е себя грязь, как серебряных дел
мастёр — с серебра» (Дхаммапада, 23а).
Кто я? Зачем я здесь? Что я? Откуда я? Куда я иду? Вот основные вопросы,
волнующие каждого человека и все человечество.
Кто я? Ноmo sapiens sapiens человек разумный. Обратите внимание — слово
«разумный» употребляется дважды в названии человека. Великий поэт Фирдоуси писал о
человеке:
«Умом одаренный и мыслью богат,
Вместилище духа и раз ума он,
И мир бессловесных ему подчинен.»
Зачем я здесь? Миссия человека — в несении добра и исправлении мира. Поиски и
обретение счастья и радости, пожалуй, основная цель каждого чело века. Это
подчеркивают многие мировые религии. В Библии: «Святой дух обретает только в том, у
кого сердце наполнено радостью» (Иерусалимский Талмуд, Сукка 5.1); в синтоизме: «Я
сотворил людей, поскольку желал видеть жизнь радостную» (Терике, Офидэсаки 14:25).
Что я? Сущность человека выражена в его нравственности и подлинности. Будучи
существом биологическим, человек занимает особое положение благодаря разуму,
интеллекту и свободе выбора. Все это можно объединить термином «дух». Именно дух —
главное свойство человеческой личности. Дух включает многочисленные сложные и
разнообразные эмоциональные и волевые качества (любовь, доброта, самопожертвование,
раскаяние, благодарность и т.д.).

9
Одна из важнейших особенностей человека — это его мораль (от фр. morale —
нравственность). Нравственность — совокупность норм и принципов поведения людей по
отношению к обществу и другим людям. Нравственность является и составляющей
душевного здоровья, душевного благополучия. Мораль связана со свободой выбора
между добром и злом в каждой конкретной жизненной ситуации. Чтобы сделать этот
выбор, не обходимо знать универсальную моральную систему и неукоснительно
следовать ей. И здесь возникает, пожалуй, главный, концептуальный для каждого
человека и для всего человечества вопрос. А существует ли такая функциональная
система и является ли она объективной? Существует ли абсолютная мораль?
Несмотря на культурные, этнические, образовательные, социальные и другие
различия, у всех людей есть нечто общее (здесь мы не имеем в виду анатомо-
физиологические особенности вида homo sapiens) Следует обратить внимание на тот факт,
что психотерапевты лечат, а психоаналитики анализируют любого человека, независимо
от его национальности или социального положения.
Существуют объективные законы морали, столь же незыблемые, как законы физики,
химии, как обращение Земли вокруг Солнца или закон сохранения и превращения
энергии. Они существует изначально, сколько существует человек, т.к. объективно
отражают не биологическую, а социальную сущность человека — личности,
индивидуума. И именно эти законы объединяют всех нас, людей, живущих на планете
Земля, в единую общность — человечество. Эти законы созданы не людьми. Но только
человек свободен в выборе — следовать или не следовать этим законам. На них основаны
взаимоотношения людей, народов, государств, международное право.
В основе современной западной цивилизации лежит этический монотеизм.
Универсальная объективная моральная система — это десять заповедей и семь
законов сыновей Ноя, данные в Библии.
Десять заповедей
1. Я Бог Всесильный твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на
земле внизу, что в водах под землею, не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Бога Всесильного твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и совершай все
дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота). Не совершай ни какой работы ни ты,
ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой,
который во вратах твоих.
5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил
на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни
раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла, никакого скота его и вообще ничего, что
принадлежит ближнему твоему.
Эти заповеди являются общечеловеческими, они объединяют всех людей,
независимо от их расы, национальности, политических и религиозных убеждений, пол
возраста и социального статуса. Иными словами, это абсолютная мораль. Ее
10
краеугольный камень — абсолютная непререкаемая ценность жизни. «Тот, кто убивает
хотя бы одну душу — уничтожает целый мир. А тот, кто спасаёт одну душу — спасает
целый мир» — сказано в Талмуде. Заповеди запрещают жестокость и разрушение
окружающей среды. Отступление от этой абсолютной морали приводит к тяжелым, порой
непоправимым последствиям.
Историки, изучающие развитие и становление цивилизации на плане те Земля,
придерживаются единого мнения, что десять заповедей оказывали, оказывают и будут
оказывать пока существует человечество — решающее влияние на человека, общество,
взаимоотношения людей и государств. От их соблюдения зависит и главная проблема —
сохранение и выживание человека и нашей цивилизации.
Напомним, что три великие мировые религии — иудаизм, христианство и ислам —
основаны на десяти заповедях. «Отцы» христианской церкви характеризовали эти
заповеди как «сердце Закона». Великий реформатор христианства Мартин Лютер писал:
«Никогда не будут найдены какие-либо принципы, которые можно будет сравнивать, а уж
тем более прёдпочесть этим повелениям поскольку они являются настолько
фундаментальными, что ни один человек не мог и никогда не сможет приблизиться к
чему-то подобному своими собственными силами». Почти через три столетия Эрнест
Ренан, крупнейший историк религии, назвал Десять заповедей «буквально кодом
универсальной этики. Десять заповедей обращены ко всем людям, и они на протяжении
всех столетий будут оставаться Повелениями Бога». Мудрецы всех религий, философы и
ученые уверены, что если бы человечеству не был дан универсальный объективный
морально-нравственный закон, материальный мир, лишенный стержня и цели
существования, погиб бы и вернулся в первоначальное состояние хаоса.
На Протяжении письменной историй человечества не раз были попытки отрицать
абсолютную мораль, отказаться от исполнения этого морально-нравственного закона. К
чему это привело, хорошо известно, особенно нам, живущим в ХХ веке.
Приведем две цитаты, принадлежащие двум политическим деятелям, попытавшимся
отвергнуть абсолютную мораль: «...во вселенной, где планеты вращаются вокруг светил, а
луны вокруг планет, где только сила всегда покоряет слабость, заставляя ее быть
послушным рабом или сокрушая ее, там не может быть особых законов для человека..., я
должен освободить мир от его зависимости от исторического прошлого, сильный должен
победить слабого».
«Всякую там нравственность, взятую из внечеловеческого внеклассового понятия мы
отрицаем... Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой
борьбы и пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы
пролетариата».
Первая цитата принадлежит Гитлеру, вторая Ленину. Тоталитарные режимы
низводят человека с положения уникального творения Божья до уровня «средства»,
«инструмента». Вспомним принцип, по которому жило наше общество в течение 75 лет ,
— человек-«винтик» а винтик легко заменить другим. И мораль возводит в абсолют
интересы обожествляемых государств, наций, классов. Пророки в основ ной этический
принцип: люди должны относиться друг к другу как к об разу и подобию Бога это
требование самого Бога.
Английский ученый Джон Селен, живший в ХVII веке, разработал международное
право, вытекающее из естественного права, присущего всем людям. Послушаем Селдена:
«Сегодня слово естественный в юрисдикции означает, что (по мнению, верованиям и
традиции евреев, а также по мнению авторитетных ученых) принято как нечто, общее для
всех, как мировой закон, как закон для всех стран и времен с самого Творения мира, как
то, что было установлено для всего человечества Творцом всего сущего, одновременно

11
раскрыто, сообщено и предписано. Это то, что называют Законами сыновей Ноаха». (Ноах
— Ной, переживший с семьей и представителями всех видов животных. Все мирный
потоп. (Бытие, 6-9)).
Итак, естественное право и международное право основано на законах сыновей Ноя.
В Библии они называются семью заповедями сыновей Ноя. Каковы же эти заповеди?
1 Запрет идолопоклонства.
2. Запрет богохульства.
3. Запрет убийства.
4. Запрет воровства.
5. Запрет разврата.
6. Запрет есть от живого существа.
7. Повеление творить правосудие.
Если нет абсолютной морали, то Нюрнбергский процесс и порицание злодеяний
коммунизма неправомочных. Ибо и те, и другие действовали исходя из своей морали,
отличной от общей. С точки зрения морали нацистов, убивать представителей других рас
— нравственно и необходимо. С точки зрения морали коммунистов, уничтожать
«буржуев», аристократов, «врагов народа», а иногда и целые народы — нравственно и
полезно.
Конечно, убивал, крадя, лжесвидетельствуя, человек принимает вред другому. Но не
меньший — и себе. Наши поступки — хорошие или дурные — влекут за собой серьезные
последствия. Общечеловеческая система моральных ценностей требует от человека
активного сознательного отношения ко всему, живущему на Земле, и к самой Земле,
обращает его к добру.
Десять заповедей не зависят от желаний того или иного человека, времени, моды.
Они открывают единственно правильный путь к счастью и благополучию — каждого и
всех. И теперь мы подошли еще к одной важнейшей особенности человека разумного,
отличающей его от всех других животных. Это свобода морального выбора. И это
позволяет дать еще одно определение человека — человек моральный (Homo moralis)
Основной Библейский этический принцип человечества (<Люби ближнего своего,
как самого себя» (Левит, 19;18) повторяется в Евангелии: «И так во всем, как хотите,
чтобы с вами по люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7:12); в исламе: «Никто из вас
не верующий, покуда он не полюбит своего брата, как самого себя» (Сорок Хадисов ан-
Навави, 13); в конфуцианстве: «Не делай другим того, чего ж себе» (Лунь Юй, Беседы,
15:23); в буддизме: <(Как и я, так и они, как они, так и я> (Сутта Нипата, 705).
Жизнь человека бесценна. Всякий, кто убил хотя бы одного человека. виновен, как
если бы он погубил весь мир, а тот, кто спас одного единственного человека, как будто он
спас весь мир. О Лрародитель (Адам) ради установления мира между людьми, чтобы не
мог сказать другому: мой предок был выше твоего. Бог создал всех людей по образу
Адама, но нет двух людей, которые были бы совершенно похожи друг на друга. Поэтому
каждый из нас должен считать, что мир создан ради него (Великая гуманистическая идея
— равенство и индивидах) - Мишна, Санхедрин 5.
Склонность к добру и склонность ко злу — два врожденных инстинкта, свойственны
каждому человеку и оказывают влияние на принимаемые им решения. З.Фрейд назвал их
инстинктами жизни ( эрос) и смерти (танатос). Но каждый человек наделен свободой воли
(выбор) и поэтому несет нравственный ответ за свои поступки. Принимая то или иное
решение по какому-то вопросу этического характера, мы подвергаем испытанию и

12
одновременно реализуем нашу человеческую сущность, формируем и одновременно
проявляем наши личностные качества. С этим связана и одна из основополагающих
религиозных идей Библии — покаяние -- способность человека осознавать свои слабости
и просчеты и, раб над собой, преобразовывать их в достоинства. Отсюда вытекает
сознательное участие человека в совершенствовании Мира; уважение других людей,
чуткое отношение к их чувствам и к окружающему миру. А — предотвращение
межличностных, семейных, общинных, национальных раздоров и войн, сохранение мира
и жизни на планете Земля.
Человеческая подлинность, говорит выдающийся, современньий психолог О. Деризи
(О.N.Derisi) «означает тождество между тем , что мыслится, и тем, как это оформляется в
словах, между тем , что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во
внешнем поведении, одним словом, подлинное выражает тождественность сущности с
тем, как выглядит личность. Таким образом, подлинность отсутствует в обмане и лжи,
когда думается одно, а говорится другое; отсутствие в лицемерии, когда человек
внутренне поступает одним образом, а внешне — другим. Одним словом, когда нет
тождества между тем, что есть на самом деле, и тем, как это проявляется внешне, тогда
нет и подлинности. Но подленность преобретает самый полный смысл в духовной сфере,
и это понятно, потому что в ней человек постигает всю свою значимость и все свойства».
В человеке самым удивительным образом сочетаются черты биологического живого
существа и черты, которые приобретаются в процессе восприятия нравственных
ценностей и принципов, созданных и принятых обществом. Личность — это сплав
полученного по наследству в результате сложных генетических процессов характера и
приобретенных в результате упорного труда принципов. Инстинкты — это биологическая
сущность человека. духовность, основанная на свободе воли и выбора, которыми человек
управляет благодаря своему сознанию, — это социальная сущность человека. Только
сознательная и свободная творческая духовная деятельность, освещенная любовью (в
широком смысле этого слова), строит человеческую индивидуальность.
Итак, что же такое человек? Великий современный философ Э. Фромм отвечает на
этот вопрос. Во-первых, человек — это биологическое существо, животное. Но в отличие
от всех других животных человек может существовать в природе лишь при условии
создания им средств для удовлетворения своих чисто биологических и человеческих
потребностей. Во-вторых, человек обладает разумом и членораздельной речью, которые
позволяют ему делать это. Человек обладает и самосознанием, которое позволяет ему
знать себя, кратковременность своего пребывания на Земле, знать о смерти, о своих
возможностях, об окружающих его людях и природе, о своем величии и бессилии,
предвидеть результаты своих действий и действий других людей. Согласимся с этим.
Откуда я (пришел)? Этот вопрос тесно связан с другим. Как возникла жизнь на
Земле? Насколько это важно для человека? Ответ на этот вопрос — мировоззренческий.
От него зависят отношение человека к себе, его самосознание, осознание своей
исключительности, из него вытекают нравственность человека, его моральные принципы,
иными словами — все многообразие духовной жизни человека. Неужели человек — не
венец творения, а результат слепого случая! Что есть жизнь? Всего лишь результат
случайных химических реакций, происходивших в океане на доисторической Земле?
Ф.Крик, открывший (совместно с Дж.Уотсоном) структуру ДНК, пишет: «В
настоящий момент зарождение жизни на Земле в каком-то смысле представляется чудом
— так много всевозможных условий должно быть соблюдено, для того чтобы это
случилось».
Одна из величайших тайн — происхождение человека. В 1982 г. в Ватикане
состоялся Всемирный конгресс, организованный Паиской Академией наук, на котором
крупнейшие ученые (антропологи, анатомы, генетики, биохимики, теологи, социологи и
13
др.) пришли к общему мнению о наличии родственных связей между человеком и
животными. Но о чем свидетельствуют эти связи?

<< Предыдущая

стр. 2
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>