<< Предыдущая

стр. 45
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

действительно — наслаждение приводит к удов летворению. Фрейд ставит во i угла
«принцип уцовольствия». Гедонизм, одно из философских учений, возникших в древней
Греции, утверждает, что удовольствие является главным принципом поведения людей.
Последователь СократаАристип Старший из Кирены учил, что цель жизни — достижение
удовольствия и избежание неудовольствия, а счастье складывается из суммы испытанных
человеком удовольствий.
Фрейд считает сущностью любого уцовольствия снятие болезненного на пряжения. В
«Трех очерках по теории сексуальности» Фрейд, предвосхитив на несколько десятилетий
научные достижения,, прямо говорит о химиче ской природе сексу напряжения «Мы
вправе полагать, что промежу точные части паловых желез производят химические
вещества особого рода, которые, переносимьте течением крови, приводят определенные
части цен тральной нервной системы в состояние сексуального напряжения». И далее:
«Когда мы отличаем энергию либидо от любой другой психиче ской энергии, мы
полагаем, что сексуальньие процессы организма отличаются от функции питания своим
особым химизмом». И действительно, сегодня достаточно изучены половые гормоньи, их
влияние на все процессы жизнедеятельности человека, известны регуляторньие
механизмы (кора больших полушарий — гипоталамус железьи—кора больших
полушарий). Фрейд уделял большое внимание биологической сущности человека. Очень
важен его вывод о «граничном положении психоанализа между биологией и
психологией».
Сексуальное желание обусловлено не только (хотя это очень ущественно)
физиологическими, но и чисто психологическими потребностями. Любовь и человеческая
сексуальность неотделимы, они относятся к высшему уровню потребностей человека, ибо
они дают возможность достичь расцвета лйчно сти, самореализации. Китайская
цивилизация относит любовь к наиболее утонченньим потребностям человека: «любить
писать иероглифы, создавать картину, сочинять стихи, пить вино — все это по природе
своей одинаковые деяния» (Чэнь Хуншоу).
И все же — что такое любовь? Через всю Тору. («Ветхий завет») проходит мысль о
половой любви как плодотворной силе, причем половьие отношения не ограничиваются
воспрёизведением себе подобных. Более того, в первой книге Пятикнижия -— «Бытие» —
имеется прямой запрет мужу отказывать
жене в половом акте, а в Талмуде даются указания о частоте исполнения су ружеских
обязанностей: для человека (мужчины), не занятого трудом, еж Невно; для тех, кто
трудится, —два раза в неделю; для погонщиков осло - один раз в неделю; для погонщиков
верблюдов — один раз в месяц, для реплавателей — один раз в шесть месяцев. В Библии о
первом половом акi сказано: «И человек познал (выделеномною —ГБ.) Еву, свою жену»

249
(Бят 4:1). Обратите внимание на термин «познал». Кстати, в иврите— языке Г лии — нет
другого термина для обозначения полового акта. Не будет прёущ личением утверждение,
что самым прекрасным, самым возвЫишеннЫим, с мым земным, самым рома-iтическим и
самым эротическим произведеi является <Песнь песней», написанная в Х веке до н.э.
«Положи меня пея тью на сердце твое, печатью на руку твою, ибо сильна, как смерть,
любо как преисподняя — люта ревность; стрелы ее — стрелы огненные пл мень
Господень! Многие воды не смогут погасить любовь и реки не зальи ее; если отдаст
человек все добро дома своего за любовь, то заклеймят е презрением» (8; 6-8). Автор
«Песни песней» царь Соломон трактует секс альные отношения как животворящий
источник, дающий радость жизни.
Прекрасная классическая Греция — страна чистого разума, гармонит красоты, страна
богов и героев, страна философов и поэтов — была ст ной любви и секса... Мир Гомера и
Гесиода, Плутарха и Павсания, Арист фана и Софоюiа был миром доблестных подвигов
на полях сражений и полях любви. Этим миром правили не только (и не столько) Зевс и
Аре сколько богиня всетворящей любви Афродита, о которойЛукр ций Кар писал: «Ты
одна управляешь вселенной», и ее сын и неразлу спутник Эрот.
Поэт Агафон в «Пире» Гiлатона произносит такую хвалу Эроту: «КГ тости любитель,
грубости гонитель, он приязнью богат, неприязнью н гат. К добрым терпимый, мудрецами
чтимый, богами любимый; возды нье незадачливых, достоянье удачливьих; отец роскоши
и неги, раIЮсп страстей и желаний; благородных опекающий, а негодных презирают он И
.в страхах и в мученьях, и в помЫислах и в томленьях лучший настi ник, помощник,
спаситель и спутник, украшение богов и людей...»
И боги, и герои, и смертные были любвеобильными бисексуалами, это считалось
совершеннс естественным, И в то же время для древи грека жена была всего лишь «дупе»
— «та, кто вьхнашивает детей». С отношении к женщине в Древней Греции
свидетельствует известная фраз Демосфена: «Нам даны гетерьи для удовольствия,
наложницЫи для повсе
невных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством».
В начале и века н.э. римский поэт Ювенал сказал, что в Риме вряд ли можно встретить
целомудрие после того, как окончился золотой век. Исто рики считают, что среди
множества причин, вызвавших падение Римской империи, не последнюю роль играли
расточительность (особенно расточи тельность женщин), распутство, изобилие вина и
снижение мужской силы римлян. В результате распада Римской империи погибло
образование, и население Европы стало тотально безграмотньтм, Только в монастьхрях
читали и писали. Все подвергалось суровой и тотальной цензуре церкви. В течение почти
тысячи лет христианская церковь строго осуждала сексуаль ные отношения и презирала
женщину. Напомним, что нигде в Библии не порицается любовь, брак, сексуальные
отношения. Апостол Навел, отдан ший предпочтение безбрачию, тем не менее пишет в 1
послании к Корин фянам: «...Лучше вступить в брак, нежели разжигаться... Муж,
оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над
своим телом; равно и муж не властен над своим телом... Не уклоняй тесь друг от друга,
разве по согласию, на время, iя упражнения в постё и молитве, а потом опять будьте
вместе, чтобы не искушал сатана невоздер жанием вашим».
Под влиянием отцов церкви возникла но мораль, далекая и отличная от морали Библии
(Ветхого и Нового Заветов). И вот уже святой Севериан, вопреки Библии, провозглашает,
что вся женщина является творением дья вола, в то время как только нижняя половина
тела мужчины — творение дьявола. Августин, Иероним, Тертуллиан, Амброзий, которые
приняли обет безбрачия после бурной, полной приключениями жизни и большого сексу
ального опыта, называют половой акт отвратительным, нечистым, гюстыд ным, скверным
и т.д. Святой Ангустин идет дальше. Он объявляет, что любой ребенок рождается во
250
грехе. Отсюда — оёобьтй акцент на непороч ном зачатии. И если уж человек слаб духом,
что не может принять на себя обет безбрачия, то Ангустин допускает (как неизбежное
зло!) половой акт лишь как средство воспроизводить добрых христиан. Но этот акi должен
быть лишенным страсти, холодным и безразличным (?!). Поэтому церковь развивает свое
учение о браке. «Согласие, а не совокупление порождает брак», — написано в церковном
кодексе.
В Х веке эти взгляды начали меняться. Наступили века рьицарства. Трубадуры Юго-
Западной Франции создали концепцию уртуазной люб ви, которая достигла своего апогея
в творчестве Гильома Аквитанского,
живiвего в конце ХI начале ХI веков. В его стихах любовь — прекрас возвышенная
божественная Тайна, и Дама, к которой обращена эта. бовь, — богиня. Куртуазная
литература воспевала добродетель, «чис любовь». Любопытная цитата из трактата
Андреаса Капеллануса (ХI «Чистая любовь заходит так далеко, что позволяет поцелуй и
объяэ даже скромное соприкосновение с обнаженной возлюбленной, исклiЬ однако,
окончательную утеху, ибо она недопустима для тех, кто любит стой любовью». Но в
жизни все происходило иначе. Зон пола станов все сильнее и сильнее, И уже в ХIУ веке
возникают пояса Целомудрия, торые, впрочем, не помешали тому, чтобы ХУ век стал
веком бастар, (незаконнорожденных)
Возрождение раскрепостило дух и тело. В моду вошла нагота, секс с самой популярной
темой. И даже в католической Испании открыто восце ются радости общения с
женщиной: «Кто не понял, что, не имея женщин, i не можем найти удовольствия и
наслаждения в жизни, которая без них шилась бы очароваш и стала бы болеё грубой и
дикой, чем жизнь д зверей? Кто не понял, что только женщина может избавить наши
сердца в подльгх и низменных мыслей, тревог и несчастий и от нездоровьих склс ностей,
которые часто согтутсТвуют им? И если мы действительно осозн истину, мы поймем
также, что в наших великих делах женщины не отвле ют нас, а пробуждают наши души...»
(«Книга придворного>)).
В Древнем Китае секс считался средством достюкенют высочайших с ностей, которые
симводизируют саму жизнь. Категории «инь» и «яю> о значают женское и мужское,
темное и светлое, пассивное и активное нача. Они не только символизируют пол, но и
обозначают половые оргаi Тай-цзи, символе Великого предела, «инь» и «ян» взаимно
проникают друга, женское — в мужское, мужское в женское. Интересно, что член
называется «инь цзин» («женский стебель»), а вершина влагалища «ян тай» («мужская
башня»). Китайское мировосприятие искусство, муз_ ка, поэзия проникнутьт эротическим
духом. Сексуальность придает особы колорит всей китайской традиционной живописи.
Деревья, цветы, травы, вотные ЯВлЯЮТСЯ сексуальньтми символами. И даже священные
мифолог ческие животные и музыкальные инструменты обладают и сексуальным смы
лом. Явления природы таюке символизируют сексуальность. Половой а возвЫишен.
«Отношения между мужчиной и женщиной — самое важное, г есть на свете»,
провозглашают в Танскую эпоху (напомним, в это время Европе — мрак среднеВековья),
Даосизм — истинно китайская религия. Дао — путь, который регулируе’.. силы, инь —
женское начало и ян мужское во имя достижения индивидой
материального бессмертия. Согласно даосским представлениям, сексуальные отношения
тесно связаны с космическими силами. Признание важности жен щины в общей структуре
материального мира и ее равенства с мужчиНой, убежденность в том, что достижение
здоровья и долголетия требует согласо ванных действий обоих полов, восхищение
определенными психологическими характеристиками женщины, включение физических
проявлений пола в бо жественный групповой катарсис, равно свободный как от аскетизма,
так и от классовых различий, — все это лишний раз раскрывает перед нами харак терные
черты даосизма, не имеющие аналогов в конфуцианстве и обычном буддизме. даосизм
251
провозглашает равенство женщины и мужчины в мире и считает, что только
согласованные действия обоих ведут к здоровью и долго летию. Через всю китайскую
классическую литературу красной нитью про ходит мысль о космическом значении
полового акта и его главной, решаю щей роли для здоровья партнеров. Правильный секс
способствует достиже нию бессмертия. Отсюда подробные описания любовных ласк,
техники ин тимной жизни, всевозможных позиций, лечебного воздействия полового акта
и даже рекомендации по выбору партнеров. Воздержание считалось не толь ко
невозможньтм, но и недостойным, поскольку противоречило великому ритму природы,
где все сущее обладает либо мужскими, либо женскими свойствами. Безбрачие же (за
которое впоследствии выступали буддистские еретики) приводит только к неврозам.
В Империи Хань (начало 1 тысячелетия из.) особенно расцвели наука, искусство,
медицина. «Искусство брачньих покоев», — так называется одна из главных книг той
эпохи. Цель полового акта — доставить друг другу наи большее взаимное
удовлетворение, растягивая его во времени. Это является основной гарантией долголетия.
«Если Вы отказываетесь от совокуплений, Ваши жизненные силы застьшут... Если Ваш
нефритовый стебель (половой член) не ж5Ггiользуется, мужское естество погибает. Вот
почему ему нужны регулярные упражнения».
Одна из лучших популярных книг цо сексологии, написанная А. Ком фортом, назьиваетст
«Радость секса». Автор пишет: «Наша книга и о любви, и о сексе. Полноценный секс
невозможен ни на какой другой основе — или вы любите друг друга и вступаете в
половые отношения, или вы вступаете в половые отношения и поэтому любите друг
друга, или и то и другое одновре менно».
Любовь — один из основных источников счастья, но не единственный. Об этом прекрасно
(и, как нам кажется, исчерпываюше) сказал Э. Фромм: «Счас тье не дар богов, а создается
усилиями собственной внутренней продуктивно сти. Счастье и радость — это не
удовлетворение потребности, проистекаюшей
из физиологич или психологической недостаточности; они не освобоЧ ние от напряжения,
а Спутники всякой ГТРОдуктивной ДеЯТеЛЬНОСТИ. в сф Мышления, Чувств или
Поступков. Радость и Счастье не различные Состояi они Отличаются только тем, что
радость связана с Переживанием еДИНичi факта, а счастье, можно сказать, постоянное
или нераздельное пережинани радости, О “радостях” мы можем говорить во
множественном числе, о “счас тье” — ТОЛЬКО В единственном Счастье свидетельствует
о том, что чеЛове нашел ответ на Проблему человечес’ сущесТвован оно в продукгивн
реализации его воЗмоЖНос. а тем самым одновременно — в единстве с i ром, при
сохранении, однако, целостности (и суверенности) собственной лич Ности. Продуктивно
расходуя свою энергию, он увеличивает свои СИЛЫ, он “гс рит, не сгорая”. Счастье
критерий высшей степени искусства Жить, показа, тель высшей степени Добродетели в
том смысле, какой она имеет в гуманист Ческой этике».
Рис. 102. Цикл
398
Более всего воспета романтическая любовь, слепая, безумная, страстная, когда че.iiбвек
занят лишь мыслями о любимом(ой) и уверен в том, что жить без него (нее) невозможно.
Американский психолог д. Теннов называет та куiб любовь лимеренцией;
У Мастерс, В. джонсон, Р. Колодни (1988), Приводят «ЦИКЛ романтиче ской любви»
(рис.102).
Весьма Красноречивые и убедительные данные! Следует обратить осо бое внимание на
«динамику любви», когда на смену первоначальной радо сти взаимного общения,
познавания, НОВИЗНЫ сексуальньих отношений при ходит реальность. Люди начинают

252
видеть друг у друга мелкие, а затем и более крупные недостатки; то, что еще недавно
было причиной восторга и восхищения, вызывает раЗдражение, разочарование.
Начинается борьба за лидерство, возникает и усиливается соперничество. Приходит время
трез вого анализа, который может привести к конфликгуи последующему раз рыву или,
наоборот, к перемирию и укреплению любовного союза. В этом периоде особенно важно
следовать рекомендациям А. Комфорта: «Вопреки бытующему мнению, чем регулярнее
половая жизнь супругов, тем легче им подняться на вершины любви». Если не удается
«подняться на верши ны любви», то удается создать прочный любовный союз. Этот союз
весьма соответствует идеалу любви Э. Фромма, при которой два человека, «став одним
целым, остаются двумя разными людьми». добавим — сохраняю щими независимость,
индивидуальность и своеобразие.
В 1983 г. американский психиатр М. ЫеЬо опубликовал интересную книгу «Химия
любви», в которой приводит убедительньте данные в пользу того, что физиологические и
психологические аёпектьи романтической люб ви связаны с увеличением содержания в
определенных структурах головного мозга нейромедиаторов, норадреналина и дофамина,
выработка которых и поступление в кровь усиливаются благодаря различным
раздражениям орга нов чувств эрительт-гым, обонятельным, осязательным. По данным
Лейбо вича, особо бурная любовь (лимеренция) зависит от увеличения содержания в
мозгу медиатора серотонина.
Половые органы, если умело и достойно — по человечески, пользоваться ими, доставляют
человеку высшую радость, наслаждение, позволяют выра зить себя и познать другого.
Основными являются половые железы — яички (у мужчйн) и яичники (у женщин),
вырабатьтвающие половьие клетки и поло вые гормоны. Не будет преувеличением
утверждение, что основным поло вым органом человека является мозг. Все в мозгу!
Кроме того, к половым органам человека следует отнести всю поверхность его кожи и
органы чувств.
Наш собственный богатый Опыт позволяет Утверждать что, Несмотря а Очевидную
необходимость и важность для каждого человека знаний о стр нии и функции
ПОЛОВЫХХ Органов, бОЛЬШИНСТВ0 взрослых людей в нашей с не имеют весьма
поверхностные представления об анатомии и физи ПОЛОВОЙ системы, Многие
располагают совершенно неверной иНфОрма а достаточно большая часть считает
«неприличным» само ОбсужденИ во проса. В течение МНОГИХ л мы ПРоводили
анкетироВание сЗУдентОв ков первого курса Перед Началом изучения анатомии половой
систем На простые Вопросы анкеты дают правютьнЫие Ответы ЛИШЬ 11 % студенТов
82% знают, что такое клитОр, но не могут Показать этот орган; 72,5% юнОшей и 88%
девуше ложные представления о Размерах ПОЛОВОго члена; 64,6% юношей и 71,8%
деВушек - о Размерах Женской груди, 65% юношей И 62% деВушёк — о женск оргазме
В чем причина столь странного Отношения к тому, что является, пожалуй, Одной из
Величайших радостей ЖИЗНИ человека? Главная это Устоявшаяся в течение почти двух
тьисячелетий средневековая Христианская Мораль в ос нове которой лежат
ПРотивопоставление духа телу и ВЬЩвиже любви к Богу как единственного источника
наслаж Отсюда и идеи (<Непороч ного Зачатия», «перворОдного греха», Низменности
ПОЛОВЬиХ Органов и тре ХОВНОСТИ пОлового акта. Великий Русский Философ Н.
Бердяев, пРоаНаяизи рОвав всю христианскую дуХовную литературу средних веков,
нашел ЛИШЬ у одного автора (Мефодий Потарский, I век) Оправдание полов акта и ВОЗ
ведение его в ранг Божественного
В отличие от Европейской ЦИвилИзации в Древнем Китае, Древней Ин дии было иначе.
Достаточно Перечислить (<Кама Сутру», китайские эрОтиче- 1 ские трактаты Сколь
ПОЭТИЧНЫи китайские термины, принятые для обозна i ПОЛОВЫi Органов: влагалище
краснаяпалата нефритов пещера; малые ПОлОвые губы Струны Цитры, лютневые струны;

253
преддверие влаг лища — ЗолОтая ЛОЖбина вход во влагалище — ангустейший
павШ1ьон мат- ка --- наследный дворец; шейка матки —— хлебньтй плод; свод влагалища
— янская башня и др.; ПОЛОВОЙ член — Нефритовый стебель.
Половое поведение человека направлено Не только на воспроизведение себе ПодОбнь НО
и на реализацию личности Иь Половые гормоньт Определяют Тот или Иной тип
ПОЛОВОЮ поведения: андрогены — мужского эстрогеньт — женского Половое
поведение Зависит и отсексуального Здоровья которое, по определению Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ), предСтавляеТ собой комплекс Соматических
ЭМОЦИон иНтеЛлетс. и СОциаЛ аспектов сексуального существоВа челоВека,
Iтозитивно обогащающи ЛиЧ НОСТЬ, поВьтшаЮщ коммуникабельность человека, его
способность к Любви в
400
д Чрезвычайно важны и личностньте факторы: психические, эмо д4\ональные, мОрально-
Этические принципы Воспитание в семье накладывает не отпечаток на половое поведение
человека. В семЁях, где сексу аль подавляется, вырастают сексуально Заторможенные
люди, у которых бол часто возникают сексуальные проблемы.
I- половое поведение оказывает значительное влияние та культура, к ко торо4
принадлежит человек. Ибо каждая культура имеет свои, строго регла ментi рамки
сексуального поведения. Этот вопрос обсуждался выше. Если в европёйской
христианской культуре половой акт тщательно скрывает ся, то в Древнем Китае было
принято во время полового акта заниматься и другими делами, вплоть до
государственных. В Х —ХУIII веках широко Прак тиковался секс на воздухе, когда
несколько пар, занимающихся любовью, пе реговариваются между собой и с прохожими,
а служанки читают любовни кам стихи, угощают их нагiитками. Присутствйе
постороннего человека обыч но и для японской Эротической живописи.
Сотни поколений в Европе и Америке получили непр воспитание; С раннего детства нам
внушают, что половые органы в отличие от других:
— постыдны;

<< Предыдущая

стр. 45
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>