<< Предыдущая

стр. 54
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

другу, по очереди притягивая петли вшурка, они добивались того, что каждое движение
доставляло удо вольствие обеим». Позднее к искусственному члену прикреплялся мешо
чек с теплым молоком. Когда женщина чувствовала приближение оргазма, она
имитировала семяизвержение у мужчины. В китайской живописи до вольно часто
изображаются сцены с торговцами мастурбаторами и. груп пой женщин, покупающих их,
сцены мастурбации, однако при этом всегда присутствует мужчина. Иэто знаменательно.
Ибо, безусловно, только гете росе секс нормален.
За i десятилетия изменилось отношение к женской мастурба ции со стороны сексологов,
да и отношение общества стало более терпи мьГiм. Начало этому положили работы
Кинзи. Напомним: по данным Кинзи, почти все женщины способны испытать оргазм уже
через четыре минуты после начала мастурбации. В то же время большинство вэ них
испытьтва-. ют большие трудности с достижением оргазма при гетеросексуальном по-
ловом акте, а некоторым вообще оргазм не доступей. Ряд известных женских’ сексологов
рекомендуют женщинам, не достигающим или редко достигаю щим оргазма,
мастурбацию как способ борьбы с аноргазмией (отсутствием оргазма). Вот что пишет по
этому. поводу Р. Свифт: «Искусство получать оргаз$ без партнера является основой
вашего прогресса в сексуальном пла-
не. Это довольно легко и приносит величайшее наслаждение. Мастурба ция важна по
двум причинам:
1. С ее помощью развивается сексуальная реакция вашего тела. Зани маясь мастурбацией,
вы будете постепенно прогрессировать, овладевая раз нообразными методами достижения
оргазма в одиночку.
2. Мастурбация является одним из средств самоконтроля, способом уп равления
собственным телом. Поэнав опытным путем особенности соб ственной сексуальности, вы
научитесь управлять ею. Овладев техникой мастурбации, вы сможете приступить к
тренировкам во время половьих сно шений.
Следует также заметить, что почти все профессиональные исследовате ли и
сексотерапевты признают необходимость занятия мастурбацией для достижения оргазма
во время занятий сексом».

298
А.М. Свядощ также считает, что мастурбация с достижением оргазма способствует
возникновению оргазма при половом акте. Однако автор пи шет об этом вскользь, и это
понятно — книга была издана в 1978 г.: «Меж ду прочим, может быть указано, что же
пережившие впервые оргазм во время самовозбуждения, в дальнейшем нередко начинали
испытывать его при половой жизни».
Секуа.льные фантазии возникают одинаково часто у большинства муж чин и женщин.
Они могут быть вызваны произвольно, но в большинстве случаев возникают
непроизвольно и не связаны с половым поведением. Фантазии разнообразны и не
поддаются классификации, т.к. они всегда носят индивидуальную окраску. Как правило,
сексуальньие фантазйи редко переносятся в реальную жизнь.
В целом сексуальные фантазии полезньи. д.М. Рейниш и Р. Бислей, ру ководители
Института Кинзи, анализируя огромный опыт института, при ходят к заключению, что
сексуальные фантазии, «во-первых, это безопасная репетиция сексуального поведения
(что очень важно, например, в подрост ковом возрасте), во-вторых, доступный способ
испытать ситуации, в кото рых индивйд никогда не будет. Фантазии могут представлять
собой сНЫ наяву, вписьивающиеся в схему реальной жизни, на их фоне часто мастур
бируют или совершают половой акт, что увеличивает возбуждение. Они также могут
избавить человека от напряжения, вызванного проблемами, сомнениями или чувством
вины. Фантазии такого рода не всегда являются специфическими сексуальньими
стимулами».
По данным Института Кинзи, мужчины в возрасте от 12 до 19 лет посто янно думают о
сексе, от 40 до 49 лет — каждые полчаса. У большинства
мастурбирующих мужчин и женщин мастурбация сопровождается эротичес кими
фантазиями. Причем чаще всего, как показал опрос, проведенный для журнала
<Плейбой», во время мастурбации в сексуальных фантазиях 75% мужчин и 80% женщин,
представляют своих любимых. Однако мужчины в два раза чаще, чем женщины, видят в
сексуальных фантазиях неизвестных. Около 70% людей фаi-ттазируют и во время
гетеросексуального полового акта, причем многие представляют себе другого
сексуального партнера. Совершен но прав американский исследоватезiь А. 1 который
подчеркивает, что фантазии во время гетеросексуального полового акта резко ухудшают
его качество.
В фантазиях люди представляют себе иную ситуацию; групп секс, вклю чая оргии; сцены
насилия (чаще мужчины) или подчинения насилию (чаще женщины); садизм или
мазохизм. В сексуальных фантазиях по типу «замена партнера» чаще всего выступает
какая-нибудь знаменитость, в каждом поколе нии — своя звезда.
Мастерс и Джонсон подчеркивают, что <сексуальные фантазии мужчин и:
женщин имеют гораздо более общего, чем различий». Примерно 70% мужчин и женщин
прибегают к сексуальньим фантазиям для усиления возбуждения, а женщины — и для
достижения оргазма.
Эротика и порнография Грань между этими понятиями очень тонка. Эротика (от греч.
егЫиiсоя — любовный) — это чувственность, обращенность к половой жизни и кее
изображению. Порнография (от греч. рогве—развратница, гар1iо — пишу) — натуральное
изображение половых органов, полового акта в литературе или изобразительном
искусстве для сексуального возбуждения. Эротика — вечная тема в мировой литературе и
искусстве. На протяжении всей письменной истории человечества описание и
изображение половьих органов, любов ласк, полового акта, оргазма были широко
распространены. Искусство и любовь — неразрывны.



299
Эдуард Фукс, автор классической книги «Иллюстрированнан история эро тического
искусства», пишет: «Эротика наполняет собою или образует все от- ношения между
мужчиной и женщиной. Нет вообще никаких интимньтх отношений между двумя
нормальными лицами разных полов, которые не име ли бы эротических оснований и в
которых следовательно не принимали бы участие известные чувственные моменты. Мы
исключаем, разуме родствен ные отношения и отношения между здоровыми людьми
резко отличных друг от друга возрастов. “Тесная дружба” между эрелыми в половом
отношении людьми, гордящаяся отсутствием какой бы то ни было чувственности, вдевя
носта случаев из ста — несомненная ерукда и иллюзия Иллюзия создаваемая
частью из трусости, частью умышленно; в наиболее невинных случаях это са мообман».
В классической древности (Греция, Рим) все искусство было эрот искусство и нагота были
неотделимы друг от друга. для человека изначально характерно гiреклонение перед
прекрасным женским телом. В древней Греции и Риме было иначе. Обожествление
прекрасного сильного мужского тела как основного объекта искусства древней Греции и
Рима сочеталось (а может быть, явилось причиной ?!) с широким распространением
гомосексуалйзм в жизни. Средневековье отнюдь не было аскетичным. Искусство
Возрождения насыще но произведениями эротического искусства. Более того, и
религиозные мотивы принимают чувственную окраску. Из царицы небес Мадонна
превращается в царйцу любви. Во все последующие времена эротическое искусство было
ши роко распространено, но принимало формы, соответствующие морали и нра вам
.эпохи.
Эрос в искусстве древнего Китая, Японии, Индии — одна и важнейших тем. Но здесь с
глубокой древности преобладали сюжеты единения мужского и женского начал —
«Великое Единое». На китайских и японских картинках художники изображали
любовников одетыми в причудливые одежды. Муж чина и женщина могут быть скрыты за
ширмой, но половьие органы в мо мент соиткя четко аватомически
Во второй половине ХХ века началась сексуальная революция, пышно расцвела
порнография. Трудно сказать, что явилось причиной, а что следствием. Благодаря научно-
технической революции, которая принесла с собой поистине неограниченные
возможности распространения, инфор мации, возникла мощная порноиндустрия. Ее
произведения можно охарактеризовать словами Э. Фукса, написанными в начале века, —
«неостроумная и тупая порнография».
Эротика и порнография выполняют множество функций:
— широко-используются для возбуждения при солитарном сексе, гетеро и
гомосексуальных отношениях;
— являются источником информации;
— являются довольно распространенным способом времяпредро вождения.
Исследования, проведенные в Институте Кинзи, показали, что эротика и порнография
вызывают в организме многочисленные физиологические ре акции, аналогичные
наблюдаемым во время полового цикла. Очень интерес нь выводы, сделанные комиссией
авторитетных американских ученых, созданной президентом США Л. джонсоном в 1970 г.
в разгар сексуальной революции, после тщательного изучения воздействия порнографии
на обще-
ство (в целом) и гражданина (в частности): «Под действием эротических материалов у
Некоторых людей наблюдается повышенное желание заняться мастурбацией или
совершить гiоловое сношение, у незначительной части людей половые ИНСТИНКГЬи
Притупляются, а подавляющее большинство не проявляет каких.-либо заметных
изменений в своем поведении. Вызванные эротикой реакции кратковременных и обычно

300
исчезают через 48 часов.., В целом вьи модели сексуального Поведения очень устойчивы
и не подвержены существенным изменениям под воздействием эротики».
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что такое моногамия и полигамия
2. Охарактеризуйте эрогенньхе зоны человека.
З. Перечислите фазы полового цикла человека.
4. Чем отличается половой цикл женцщны от полового цикла мужчины?
5. Каковы аватомо-физиологические основы фазы возбуждения?
6. Опишите оргазм у мужчины и женщины.
7. Какие изменения происходят в организме при оргазме?
8. Чем опасна аноргазмия у женищны? -
9. Какие основные типы человеческой сексуальной практики Вы знаете?
10. Опасен ли гомосексуалнэм?
11. Что такое бисексуализм?
12. Перечислите виды солитарного полового поведения.
13. Какова современная Научная оценка влияния мастурбации на организм?
Развитие сексуальности
Сексуаiьное развитие человека происходит в течение всей жизни чело века. Несмотря на
его иi-iдивидуальность, можно выделить несколько перио дов? харакгериЗующихся
определенными признаками, общими для большинства людей детская сексуальность
препубертатньхй период период полового со эревания переходный период зрелая
сексуальность сексуальность в пожилом и старческом возрасте. Однако возрастные
границы их весьма варьируют.
до работ З. Фрейда ученые считали, что у детей нет сексуальности. Сама постановка
вопроса о детской сексуальности казалась кощунственной. Во «Вве дении в психоанализ»
Фрейд писал в начале века: «Ребенок считался чистым, невинным, и тот, кто его описывал
по-другому, обвинялся в совершении снято татства, в кощунственном покушении на
наиболее нежные и святые чувства человечества». Увы, и сегодня эти слова актуальны,
ибо такое отношение к детской сексуальности сохраняется среди многих людей.
А между тем человеческая сексуальность возникает очень рано. При ульт развуковом
исследовании беременных женщин часто удавалось наблюдать эрек цию у семи-
восьмимесячного плода. Уже в первые сутки жизни у некоторых мальчиков возникает
эрекцт полового члена, а у девочек любрикация и эрек ция клитора.
Фрейд вьщеляет три стадии догенитальной (т.е. до периода полового со эревания, когда
устанавливается генитальная организация) сексуальности у детей. В каждой фазе на
первый план выступает один орган или функция. Вот как пишет об этом Фрейд в своей
«Автобиографии»: «Сексуальная функ iщя существовала с самого начала жизни, однако в
первое время она не была связана с другими жизненно важными функциями и потому
оставалась от них независимой. Первоначально она выражалась как деятельность целого.
ряда компонентов влеченшi, которые были зависимы от эрогенных зон тела и частично
выступали как пары противоположностей, независимо друг от друга стремились к
получению наслаждения и по большей части находили для себя об в собственном теле.
Таким образом, они вначале не центри рованьи и автоэротичны. Позднее в них стали
проявляться связи; первая ста дия организации проходила под господством орального

301
компонента, затем следовала сад фаза, и лишь наступавшая позднее третья фаза несла с
собой примат гениталиев, тем самым сексуальная функция становй лась на службу
размиожению. В ходе этогоразвития многие элементы влече ния отбрасывались как
ненужные для этой конечной цели или получали другое применение, другие же
отвлекались от своей цели и переводились в гени тальную организацию. Энергию
сексуальных влечений — и только ее — я назвал либидо».
Оральная стадия связана с основной потребностью ребенка — Питанием. Как указывает
Фрейд, очаг либидо располагается в области рта и отовой по лости, которые становятся
первой эрогенной зоной. Во время сосания груди матери у многих мальчиков наступает
эрекция полового члена, у девочек эрекция клитора и любрикация. Напомню, что
примерно у половины мужчин и женщин слизистая оболочка ротовой полости и кожа губ
являются активными эрогенными зонами. Новорожденньтй и грудной ребенок
продолжает сосать грудь матери, соску или собственный палец даже после насыщения.
В анальной стадии эрогенной зоной становится заднепроходная область. Ребенок
проявляет значительный интерес к своим выделениям и к дефекацви. И у взрослых людей
анальная область является важной эрогенной зоной. Фрейд придает анальной эротике
очень большое значение. Он описал «анальньтй характер», который характеризуется
«постоянным наличием трех со ста вляющих: аккуратности, экономности и упорства.»
Более того, Фре считает, что и другие черты характера тоже являются результатом
догенитальньих структур либмдо.
Фалличеекая стадия проявляется повышенным интересом ребенка к поло- вым органам,
прикосновениями к ним, мастурбацией. Фрейд употребляет тер мин «фаллическая» и по
отношению к мальчикам, и по отношению к девочкам, т.к. именно половой член является
объектом особого интереса у детей обоих по лов, прячем на фалляческой стадии и у
мальчиков, и у девочек ярко проявляется примат поясного члена. Это вызывает боязнь
кастрации у мальчиков и желание обладать им у девочек. По мнению Фрейда, эти два
главных символа либидо впоследствии могут определять всю сексуальную ориентацию
личюЬтя челове ка. Напомню, что мужской половой член, или фаллос (от греч. рiаiiов), во
всех древних цивилизациях — это символ огтлодотворяющего начала природы, веч ной
жизнй, активной мощи и распространения космических сил.
Следует подчеркнуть, что эти фазы не имеют четких временных границ, не сменяют друг
друга автоматически у всех людей. На это обращал внимание и сам Фрейд, который писал
в работе «Тоска и инстинктивная жизнь»: «Мы по лагаем в настоящее время, что каждая
фаза оставляет свой след в более по эдних структурах, проявляясь в экономии либидо и
характере личности». Но ‘
каждая фаза не только оставляет след, стадии взаимосвязаны, взаимозависи мы,
проникают одна в другую. Так, например, хорошо известно, что по мере
совершенствования координации движений ребенок начинает исследовать ру- ками свое
тело и часто трогает половьте органы. А. Кинзи считает, что это может вызвать оргазм у
детей грудного возраста. Очень рано, примерно в воз расте около четырех лет, «ребенок
интересуется сексуальными проблемами с неожиданной силой, и можно даже сказать, что
именно эти проблемы пробуж дают его мьтшление».
Основная великая загадка, над разрешением которой бьется детский ум, — откуда берутся
дети? В этом возрасте особенно важно правильное отношение родителей к половому
воспитанию ребенка и отношения между родителями в семье. Американский сексолог З.
Мопеу (1980) обращает внимание родителей на то, что именно они должны дать ребенку
первую правдивую информацию о поле, позiовых вопросах и об отношениях между
мужчиной и женщиной, иначе он получает ее (весьма искаженную!) от сверстников или
более старших детей на улице илй в школе. Наблюдал изо дня в день отношения между
родителями, объятья, поцёлуи, ребенок создает свой мир, в котором близость пряятна, ра
302
достна, чиста. Если же ребенокявляется свидетелем постоянных ссор в семье, у него
складывается мнение о том, что в основе взаимоотношений между людьми лежат
неприятности, раздражение, противопоставление. дети в возрасте пяти- шести лет охотно
играют в сексуальньте игры, их интересуют половьте органы.
Фрейд считает,. что сексуальность человека в своем развитии проходит че рез два этапа:
первый — в возрасте до 4— 5 лет, после чего наступает латент ный период (приостановка
сексуального развития), «во время которого формируются реакции связанные с моралью,
стыдом и отвращением». Во вре мя полового созреваняя начинается второй период —
эрелой сексуальности. Однако большинство современных сексологов не согласны с этой
точкой зре ния Фрейда. Известные американские сексологи 1 Ооiсiшава. .1. Оо (1982) на
основании многочисленных опросов, проведенных у 800 детей 5 лет и стар ше из
различных стран мира, утверждают: «Существует множество данных, опровергающих
тезис Фрейда и подтверждающих рост интереса к вопросам. пола у детей в возрасте от 5
до 15 лет пропорционально возрасту». О. I (1980, 1984) приводит весьма интересные
данные о сексуальных коитакгах меж ду братьями и сестрами в детском возрасте. Как
правило, это прикосновеняя к половым органам, в то время как дети младшего возраста
ограничиваются рас сматриванием половьтх органов друг друга. В большинстве случаев
один из детей был старше 8 лет. Причем, примерно в четверти случаев разница в воз расте
между детьми составляла 5 лет и более. Это особенно опасно, т.к. в связи со значительной
разницей в возрасте зачастую старшие дети принуждают млад ших. В этом и
предупреждение родителям!
Правда, и сам Фрейд в «добавлении 1935 г.» к своей «Автобиографии» пишет:
«Латентный период есть феномен физиологический. Однако к полному прекращеi-iию
сексуальной жизни он может привести лишь в тех культурных организациях, которым
свойственно подавление инфантильной сексуальнос ти. Этого не бывает у большинства
примитивных народов». По-видимому, ла тёнтный период является не физиологическим,
а социальным и культурным феноменом, который возникает в результате тех ограничений
и торможений, которое навязывает ребенку общество.
Критический период жизни каждого человека— тiоловое созревание, кото рое завершает
сексуальное развитие человека. Фрейд называет этот период «чет- вертой, гениТальНой
фазой, «окончательной и нормальной формой сексуальностю>. Причем если на
фаллической стадии превалирует фаллос, т женский половой орган утверждается лишь на
генитальной стадии, те. значи тельно позднее, чем мужской.
В периоде полового созревания, который у девушек протекает в возраст 9 у юношей в
возрасте 11—15 лет, в происходят важнейшие
фофиэиологическяе и психологические изменения, развиваются вторичные пол- овые
признаки, начинаются менструации (у девушек) и семяи (у мальчиков). Все эти
преобразования связаны с резким усилением синтеза в секреции гипоталамусом
гонадотропин-рилизинг факторов, которые стимули руют выработку передней долей
гипофиза фолликулостимулирующего И люте инизирующего гормонов. Послещiие
влияют на синтез и выделение половыми железами iтоловьтх гормонов. Уровень

<< Предыдущая

стр. 54
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>