<< Предыдущая

стр. 55
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тестостерона у юношей повышается в 10—20 раз, уровень э у девушек возрастает в 8—10
раз. В это время половые гормоны стимулируют рост юстей, который особенно вьтражен
в 12 ле у девушек и в 14 юношей.
У девушек в периоде полового созревания развиваются молочные железьь Это начинается
с появления небольших бугорков, затем увеличиваются соскя и околососковые поля,
молочная железа растет и округляется. Вслед за форми рованием молочных желез
начинается оволосение лобка ло женскому типу — появляются волосы в подмышечньтх
впадинах, рас’туг внутренние половьие орга- ны, щело среда во влагалище смевяется
кислой, меняется форма таза. Сред ние сроки начала менструации 11,5—12,5 лет; 100 лет
303
тому назад эти сроки колебаянсь в пределах 16—17 лет. Более раннее начало менструаций
связано с акселерацией. У большинства девушек появляются выделения из влагалища.
У юнощей процесс полового созреванш начинается с увеличения яичек и их придатков,
полового члена, простаты, семявьтносящих протоков, се
пузырьков. Очень важным проявлением полового созревания являются пол люции
(ночные семяизвержения) у юноi которые оказывают и серьезноё психологическое
влияние. Вначале оволосение лобка начинается по женском5’ типу, набухают грудные
железьи, к кот-щупериода (15—16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в
подмышечных впадинах, на лобке — по мужскому типу пигментируется кожа мошонки,
еще больше увеличиваются половйе органы Все это -.-— хорошо видимые доказательства
превращения юноши в мужчину. Затем появляются волосы на конечностях, затем на
животе и позже всего на
груди. доказано, что степень оволосения тела зависит от уровня мужского по лового
гормона тестостерона в организме. Тестостерон оказывает серьезное влияние на рост
гортани, в связи с чем меняется тембр голоса. Это происходит
в 13—14 лет. В связи с акселерацией ломка голоса наступает на 4—5 лет раньше. чем 100
лет тому назад.
В табл.5 1, 52 приведены сведения об изменениях в организме, связанных с половым
созреванием.
Именно повышенйе уровня гормонов в крови оказывает влияние на эроти ческое
воображение, половое поведение, половую чувствительность. Чем выш уровень гормона,
тем чаще у юношей возникает эрекцмя полового члена, у девушек эрекция клвтора,
любрикация. Половые гормоны «эротвзируют» кору головного мозга. Те юноши и
девушки, у которых раньше происходит половое созревание, активнее участвуют в
сексуальной жизни. Так, еще Кинзи в 50-е годы, а позднее Мастерс и Джонсон отметили,
что у подростков, которые созревают позднее сексуальная активность значительно
запаздывает по срав нению с теми, у кого половое соэревание наступает в 12—13 лет.
480
Зн. Рожановская (1977) на основании опроса 600 взрослых женщин в Ленинграде считает,
что чем раньше происходит половое созреваi-тве у девушек, тем раньше они начинают
половую жизнь.
В то же время в половом поведении подростков важную роль играют и псi социальные
факторы, а именно установки, принятые в определенной общёственной среде, и личное
отношение подросткак сексу, а именно то, насколько важное значение конкретный
индивидуум придает сексуальным проблемам.
Совершенно прав И. Кон, говоря: «...подростки выбирают такую среду общения, которая
соответствует избранному имя ствлю поведения и подкрегiляет его».
Однако раннёе половое созревание (до 9 лет) не приводит к росту сексуаль ной
активности. В периоде полового созревания существенно меняется псвхи ка подростка.
Хорошо изучены характерные тяжелые переживанвя, связанные с несоответствием между
стереотипньими, рекламвруемьтми бульварной лите ратурой и многими средствами
массовой информации завышенными образа ми (<настоящего мужчины» и <настоящей
женщины» и своим собственным телом. У обоих полов эти переживанвя связаны с
ростом, избыточной массой тела; у мальчиков — в первую очередь с размерами полового
члена, развитием мышц, угрями на лице, оволосением; у девочек — с размерами
молочных же лез, таза, ягодиц. У многих подростков развивается специфический
комплекс «гадкого утенка» (советую родителям и подростяам перечвтать бессмертную
сказку Г.Х. Андерсена).
304
Нормальное сексуальное развитие детей и подростков невозможно без соответствующего
сексуального образования. К сожаленшо, в нашей стране эта проблема особенно
актуальна. до сих пор практически нет единой государственной программы сексуального
образования, нет специалистов, современной литературы. Безусловно, сексуальное
образование ребенка должно начинаться в семье. Родители— лучшие учителя. Нескольк<
советов родителям.
1. В доме должна царить атмосфера доверия. Ваш ребенок должен смело задавать пале
или маме любой вопрос. дети, начиная с 8—9 лет должны знать, что с ними произойдет в
периоде полового созревания, чтобывпоследствии не испытывать страха.
2. Преодолейте неловкость, смущение и отвечайте на все вопросы ребенка любого
возраста. Никогда не говорите: «Сейчас ты еще маленький (маленькая), расскажу, когда
ты вырастешь».
3. Не бойтесь своего незнания. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-, нибудь вопрос,
честно признайтесь своему ребенку. Обещайте узнать и рассказать. Обязательно сдержите
свое обещание.
в процессе развития сексуальности
4. Называйте половые органы правильно. Помните у человека нет орга-’ нов хороших и
плохих.
5. Никогда не приходите в ярость, не ругайте, не пугайте и не наказывайте:
ребенка, если он:
произносит «матерные> слова;
— занимается мастурбацией;
— играет в сексуальные игры.
В этих случаях лучше всего отреагировать шуткой. Спокойно и легко объяс пите ребенку
почему он не должен так поступать. Если Вы не знаете, как э сделать, посоветуйтесь с
компетентным специалистом и после этого поговори- те с ребенком.
б. Объясните ребенку строение и функцию различных органов и систем, в том числе и
позювых. Обратите внимание ребенка на морально-этичес аспекты.
7. Говорите о сексуальных проблемах так же, как Вы говорите о любимых животных или
развлечениях, о еде или гигиене, о смене дня и ночи. Старай-,:
тесь иллюстрировать то, что Вы говорите. Не ведите долгих бесед.
8. Не бойтесь говорить ребенку правду. Избегайте разговоров об а и катiусте.
9. Рассказывайте и девочкам, и мальчикам о менструации, эрекции, поллю
щ{ях.
- Третье
етство детство детство
Рис.118. Практика мастурбации у пюдей разного попа и во % от общего числа
опрошенных (поЖ.Годфруа).
1
10. С самого начала полового созревания расскажите о противозачаточных средствах,
гомосексуализме, простi и болезяях, передаваемых половьтм путем.



305
11. Обязательно расскажите своему ребенку о педофилии (педофилия — вид сексуального
поведения, при котором взрослые стремятся провести поло вой акт с ребенком) и
способах самозащиты от этого.
Лоловое поведение человеческой
Исследователи отмечают, что уже в раннем детском возрасте наблюдается мастурбация у
мальчиков и девочек (рис. 118). Мастурбацяя подразумевает половое самоудовлетворение,
причем оно не обязательно приводит к оргазм Чаще всего девочки раздражают клитор или
малые половые губы, мальчики — половой член. В возрасте 4—7 лет примерно около
трети детей занимаются ма стурбаiщей, около двух третей мальчиков и более 40% девочек
играют в сексу альные игры (рис. 119). Во втором детстве большинство мальчиков и
около трети девочек занимаются мастурбацией. Опросы, проведенные Институтом Кинзи
в 90-е годы показали, что 37% девочек занимались мастурбацией в
стве, а 75% — в периоде полового созрёвания. Одновременно несколько сни-
Рис. 119. Сексуальные игры в детстве и половые отношения после полового созревания, %
от общего числа опрошенных (по Ж.Годфруа).
жается частота сексуальных игр. Причем в этом возрасте преобладают гомо сексуальные
игры. В подростковом возрасте резко возрастает частота мастур баций как у мальчиков,
так и у девочек. По данным опросов Кинзи, которые проводились в 50-е годы, 82% 15-
летних юношей и лишь 20% девушек зани мались мастурбацией. Эти цифры существенно
возросли в последние десяти .зетия, особенно среди девушек.
По авторитетному мнению Мастерса и Джонсон, «...мастурбация удовлет воряет
некоторые важные потребности iiодростков: снимает сексуальное на пряжение, повышает
уверенность в себе, регулирует сексуальные импульсы, предоставляет безопасные
способы приобретения сексуального опыта, снима ет общий стресс».
В периоде полового со и после достижения эрелостина смену сек суальным играм
приходит петгиiiг. По данным Кинзи в 50-е годы нашего сто летия в США к 15 годам 57%
юношей и 39% девушек уже испытали пеггинг, а к 18 годам — 80% представителей обоих
полов. Однако оргазма при этом достигали лишь 21% юношей и 15% девушек (до 19 лет).
В 80-е годы по дан- ны} Мастерса и джонсон, 82% студентов первого курса практиковали
петгинг, причем,половина юношей и 40% девушек достигали оргазма. К сожалению, в
нашей стране отсутствуют серьезные публикации по этому вопросу. Собствен ные
данные, основанные на анонимном анкетировании 226 студентов-медиков первого курса,
дали несколько иные результаты: 68% используют петгинi оргазм возникает у 75%
юношей и лишь у 22% девушек. Ж. Годфруа, один из крупней щих современных
психологов, считает, что такой опыт важен как для подрост ков мужского пола, которые
получают при этом возможность познакомиться с женским телом, так и для нормального
полового развития женщин. И с этим можно согласиться.
Первый половой акт — одно из важнейших событий в жизни каждого человека, К
сожалению, он не всегда оставляет радостные воспоминания. В последние десятилетия
наблюдается снижение возраста юношей и особенно девушек, совершающих первый
пёловой акт. Так, по данным Кинзи в 50-е годы лишь 1% 13 -летних, 2% 14-летних, 3% 15-
летних, 5% 16-летних, 17% 19-лет них девушек совершали половьие акты. В 1973 г. эти
цифры составляли соот ветствешщ 9 15, 26, 35 и 45%. В 50-е году. (Кинзи) 15%
опрошенных и 39% 15-летних 1 3-летних юношей совершили половой акт; в .1973 г. эти
циф ры возросли соответственно до 26% и 44%. В настоящее время примерно две трети
юношей и половина девушек к моменту окончания средней школы живут половой
жизнью. Гомосексуальные контакты, которые были весьма распро странены среди
юношей, в последние десятилетия становятся все более редки ми. По-видимому, это
связано с ранним началом половой жизни. Период полового созревания характеризуется

306
выраженным изменением иерархии по требностей. Появляются потребности в уважении,
одобрении, признании; когнй- тивные и эстетические потребности и, наконец,
потребность в самоутверждении и самореализации. Одним из ярких проявлений этого
являются изменение поло вого поведения и начало половой жизни. Последнее означает и
изменение со циального статуса молодого человека, его приобщение к миру взрослых,
независимость от родителей. для юношей слишком раннее или слиш*ом по зднее, а для
девушек — слишком раннее начало половой жизни является соци ально и психологически
неблагоприятным.
В отношении первого полового акта существует множествб мифов и пред- рассудков.
Один из них — якобы сильная боль у девушек при дефлорации (раз рыве девственной
плевы). Однако Г ‘Уеi (1984) показал, что п первом iоловом сиошении лишь около трети
девушек испытали сильную боль, мень ше трети вообще не ощущали боли, остальные —
легкую боль. Причем у 40% девушек, которые ощущали сильную боль, она длилась всего
несколько минут, лишь у 10% — несколько дней. Изучение этого феномена позволяет
утверж дать, что боль зависит главным образом от действий мужчины, его умения, такта,
нежности, сексуального опыта.
Что касается субъективной оценки первого полового а то примерно око ло половины
мужчин и лишь 15—20% женщин считают его удачным, более половины женщин —
неудачным и даже неприятным.
В последнее десятилетие в развитых странах Запада и особенно в США на смену
сексуальной свободе среди подростков начало возникать новое отноше ние к проблемам
секса, которое можно охарактеризовать как пуританство или, скорее, неопуританство.
Это, скорее всего, связано с распространением СПИДа. -
Гомосексуальньте (от греч. Iiошо — тот же самый) отношения у подрос тков достаточно
распространены. По данным Института Кинзи, около 30%. мужчин и около 11% женщин
имели хотя бы один гомосексуальньий контакт в подростковом возрасте. Необходимо
подчеркнуть, что единичные гомо сексуальные отношения не делают человека
гомосексуалом.
В переходном периоде мужчины чаще всего практикуют случайные по ловьие связи.
Одним из побудительных мотивов является увеличение брачно го возраста. В
большинстве развитых стран наблюдается четкая тенденция к более поздним бр4кам. А
это значит, что период «сексуальной свободы» для мужчин резко удлиняется. У многих
мужчин переходный период распрост раняется на весь первый период зрелого возраста
(22—35 лет).
Известный американский психолог Е. Егii (1968) утверждает, что основная задача
молодости — это развитие способностей и навыков сексуальных отношений. С этим
можно согласиться, правда, с небольшой коррекцией: «одной из основных задач». Ибо в
этом периоде происходят дальнейшее развитие интеллекта, нравственное развитие, выбор
профессии и ее освоение и многое другое.
- Мастерс и Джонсон выделяют несколы типов полового поведения в переходном
периоде.
1. «Экспериментаторы», стремящиеся к увеличению числа половых парт-• неров и
половых актов, щiя них весь мир — большой сексуальный полигон, их девиз:
«Развлекайтесь, пока молоды, а серьезные проблемы устройства жизни отложим на
потом»,— так характеризуют этот тип авторьт. для мужчин-зкспе риментаторов типичны
сексуальньте эксцессы (от лат. ехсекко — выход, укло нение), которые проявляются
множеством половых актов в течение суток каждый из которых заканчивается
эякуляцией.

307
2. ((Искатели» в поисках идеала не пренебрегают любыми средствами. Они увеличивают
количество сексуальных партнеров, чтобы найти наиболее подходящего.
3. <Консерваторы» весьма разборчивы в сексе, они охотно флиртуют, не доводя, однако,
до полового акта.
В последнее десятилетие увеличивается число пар, живущих постоянно без регистрации
брака. На Западе сожительство особенно развито среди студен тов, которые очень высоко
оценивают его.
Сообщение Кинзи о сексуальности переходного периода, сделанное в 1953 г., как и другие
данные, потрясли американское общество. Оказалось что половина всех опрошенных
женщин жили половой жизнью до брака. У мужчин эта цифра изменялась в зависимости
от образования: 68% — окончивших колледжи, 85% — окончивших университеты и
почти все мужчины с начальным образованием. За годы, прошедшие с начала 60-х годов,
положение ухудшилось:
к началу 90-х годов добрачньие половые отношения имёло подавляющее большинство
мужчин и женщин!
В последние 10—15 лет в переходном периоде, подобно подростковому воз- расту, также
наблюдается разочарование случайными связями. Американский сексолог Р.Морин (1983)
в работе ((Обещания, не исполненные революцией» (i имеет в виду «сексуальную
революцию» 60—70-х годов) пишет: «К это му следует добанить еще секса. В
потребительском обществе много секса — мало любви, особенно взаимной любви. Люди
относятся к сексу, как к вещам, — чем больше, чем новее, чем дороже, чем “престижнее”,
тем луч-
ше».
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Каковы стадии развития человёческой сексуальности по .Фрейду?
2. Огтишиз стадии догенитальной сексуальности у ребенка.
3. Охарактеризуйте генитальную фазу развития сексуальности.
4. Перечислите основные изменения, происходящие при половом созре вании у
мальчиков.
5. Какова последовательность признаков полового созревания у девочек?
Контрацёпция
КонтрацепЦия (от лат. соп гесер — принятие, прием) — это способ прёдотврашения
оплодотворения яйцеклетки и, следовательно, наступления беременности. По данным
современных исследователей, яйцеклетка сохра няет способность к оплодотворению от б
до 24 ч после овуляции. Спермато зоиды сохраляют жизнеспособность в половых органах
женщины от 2 до 8 сут. Но сперматозоиды приобретают способность оплодотворять
яйцеклетку лишь после 6—7-часового пребывания в матке и фаллопиевой трубе. Таким
образом. теоретически половое сноiление без предохранения за 8 дней до овулъщйи и в
день овуляции может привести к беременности.
Проблема предотвращения беременности проходит через всю письмен ную историю
человечества. Способы контрацепции описаны в египетских папирусах, китайских
эротологических траiсгатах, трудах греческих, римских и персидских врачей, Библии.
Напомню, что цитированньий в разделе <(Мас турбация» отрывок из Библйи об Онане,
который «ронял на землю (семя), чтобы не дать потомства брату своему», — иллюстрация
одного из самых старых и распространенных методов контрацепции — прерванного
полово го акта. В 1564 г. появилось первое описание презерватива, который был сделан из

308
льна; после 1700 г. презервативы стали изготавливать из кишок животных. Несмотря на
огромные достижения современной медицины в этой области, знания очень многих людей
в конце ХХ века остаются на уровне представлений четырехтысячелетней давности.
д. Рейниш и Р. Бислей на основании почти полувекового опыта Института Кинзи
приводят самые распространенные вопросы о контрацеппии. Ответы на них полезны для
каждого человека.
Может ли наступить беременность после первого полового акта? да.
Можно ли забеременеть, занимаясь сексом во время менструации? да
Может ли девушка забеременеть до первого цикла? да.
Можно ли забеременеть при прерывании полового акта? да.
Может ли наступить беремешiость, если занима’IЪся сексом всего несколько секунд? да.
Можно ли забеременегь во времЯ кормления гру да. Можно ли забфеменегь, если
зякуляцяя произошла, но сперма не достиг ла влагалиiца? да.
Может ли наступить беремешiость, если заниматься сексомв реке, ванне?
Может ли наступить беременность, если сделать промывание не медленно после секса?
да,
да.

<< Предыдущая

стр. 55
(из 63 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>