<< Предыдущая

стр. 3
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

новые ответвления. Гейтс рассчитывает на под­держку простой структуры, дающей ему возмож­ность сохранять полный контроль над компанией. Когда он начинает чувствовать, что коммуникаци­онные линии становятся растянутыми или запу­тываются, он безо всяких колебаний упрощает структуру.

10. Никогда не спускать глаз с мяча. Гейтс уже два десятилетия находится на вершине своей профес­сии. За это время он превратился в самого бога­того человека в мире — неплохо для человека на пятом десятке лет. Несмотря на его огромное бо­гатство и достижения, Гейтс все еще не подает признаков уменьшения темпа. По его словам, им двигает постоянный страх, что он может упустить следующее «большое дело». Он не намеревается по­вторить ошибки других больших компьютерных компаний, таких как IBM и Apple.

¦

Глава 1

БЫТЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ

¦




«Компьютерщики» победили.
Том Петерс, гуру менеджмента



М
огущественные позиции, которые сегодня за­нимает Microsoft, представляют собой куль­минацию той бизнес-стратегии, которую Билл Гейтс и его друг Пол Ален выработали много лет на­зад, когда обоим было по двадцать с небольшим лет. Ключ к этому успеху кроется в сочетании нескольких факторов. Это блестящие способности первых про­граммистов Microsoft, громадная энергия и беспощад­ная конкурентоспособность самого Гейтса, а также его уникальное видение того, как осуществить компьютер­ную революцию и какова должна быть роль Microsoft в этом процессе.

Многие готовы приписать успех Microsoft исклю­чительно необыкновенной удаче, которую сулил кон­тракт с IBM на снабжение операционной системой ее первого персонального компьютера. Однако это не просто удача. Важно то, что Гейтс осознал значимость сделки. Он понял, что универсальная оперативная сис­тема может изменить историю персональной вычис­лительной техники. На протяжении шести месяцев он неустанно работал для того, чтобы сделать это воз­можным именно в Microsoft. Таким образом, он сам протянул руку своей удаче.

Говорят, когда он готовился к тому, чтобы на­чать охотиться за договором с IBM, он заявил сво­ей матери, что она не увидит его на протяжении шести месяцев. Все это время он практически жил в своем офисе, полностью посвятив себя достиже­нию победы в сделке с IBM. Он понимал, насколько это важно.



42
BigShots


Главным соперником Microsoft в сделке была ком­пания Digital Research Inc., владеющая операционной системой, которой пользовался Apple II — наиболее ус­пешный портативный компьютер того времени. На самом ответственном этапе переговоров директор Digital Research ушел в месячный отпуск. Гейтс, рас­сматривающий отпуска как признак слабости, сыграл на отсутствии своего конкурента. Он заключил сдел­ку с IBM — сделку, которая возвестила новую эру в биз­несе.


ВЛАСТЬ «КОМПЬЮТЕРЩИКОВ»

Из колыбели цифровой революции вышли бизнес-лидеры нового типа. Это были «компьютерщики», и Билл Гейтс возглавил их. Гейтс — это идеальное вопло­щение власти «компьютерщиков». Его восхождение к славе и богатству олицетворяет изменения на не­босклоне бизнеса. Технические эксперты, некогда немодные в корпоративной Америке, приобрели пре­обладающий вес в начале компьютерной революции. Особенно в первое время, когда высокий уровень тех­нической квалификации лидера был существенным для того, чтобы понять стратегические возможности, которые раскрывал «прекрасный новый мир» инфор­мационных технологий. Традиционные администра­торы общего плана не понимали перспектив нового рынка. Многие из них даже не умели работать на ком­пьютере, стоящем на собственном письменном столе, предоставляя программе работать самостоятельно. Новые же предприниматели Силиконовой долины не носили костюмов.



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
43


IBM'ni^Mi в синих костюмах, десятилетиями до­минировавшие в компьютерном бизнесе, были исклю­чены из списка главных производителей персональ­ных компьютеров. Готовый ввести новую парадигму, Билл Гейтс находился на пороге переворота в мире компьютерного бизнеса. Гейтс и Поль Ален, его друг по колледжу и партнер в разработке компьютерных языков, сильно отличались от IBM'щиков. Молодой Гейтс — в очках с толстыми стеклами, с перхотью и прыщами, и Ален — с длинными волосами и неопрят­ной бородой — казались американцам ходячей кари­катурой на знакомых со школы «ботаников». Однако более существенным стало то, что впервые была ос­порена несовместимость корпоративной Америки с интеллектом как таковым и технической компетент­ностью.

Прежде в деловой среде Америки считалось, что выдержка, решительность, удача и тяжелая непре­рывная работа достаточны для того, чтобы преус­петь в бизнесе. Сам интеллект не рассматривался как определяющий фактор. В сущности, иногда его счи­тали недостатком, особенно если он сопровождался некоторой социальной неуклюжестью и экстравагант­ностью. Корпоративная Америка не любит «сдвину­тых». Новые компьютерные вундеркинды нахлынули вопреки этой антиинтеллектуальной традиции. По за­мечанию одного комментатора, «мы должны внести изменения в словарь: умники 1950-х, компьютерщики 1970-х— значение одинаково: интеллект — это источ­ник неприятностей, а не ценность».

До 1970-х героями американского бизнеса были та­кие люди, как Ли Йакокка, главный администратор



44
BigShots


Chrysler. Но внезапно с восходом Microsoft и Apple «сдвинутые» унаследовали мир бизнеса. Началась эпоха власти «компьютерщиков».

Конечно же, негативный оттенок слова «компью­терщик», указывающий на оценку, которую общество давало определенному набору характеристик и отно­шений, — в сущности, пережиток далеких времен, ко­гда физическая сила, отвага и практичность рассмат­ривались как более ценные качества, чем интеллект. Теперь нас ожидает переоценка ценностей. Это осо­бенно очевидно в мире бизнеса, где мы стали сви­детелями восхода так называемых knowledge workers — высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Это указывает на зна­чительные изменения в экономическом эшелоне вла­сти. Они напоминают переворот времен промыш­ленной революции, когда внедрение технологий на фабриках круто изменило модели работы и распре­деление капитала. Многие эксперты утверждают, что взрывной характер революции информационных тех­нологий указывает на еще более важный сдвиг. Всем хорошо видны сотрясения корпоративного мира.

В эпоху высококвалифицированных компьютер­ных специалистов новыми корпоративными ценно­стями стали творческое мышление и техническое ноу-хау. Добавьте сюда деловую хватку и состязатель­ный дух — и вы получите поистине редкую птицу. Эта редкая птица и есть Билл Гейтс. А поразительная уда­ча подняла его на ту высоту, на которой его уникаль­ные способности позволили ему парить в гордом оди­ночестве.



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
45


DOS — БОСС

Билл Гейтс оказался в правильное время в правиль­ном месте. На решающей встрече с IBM в 1980 г. судьба компьютерной индустрии и, возможно, всего мира бизнеса сделала неожиданный поворот. Руково­дители Big Blue подписали контракт на разработку операционной системы для своего первого компью­тера с маленькой фирмой из Сиэтла. Они думали, что просто экономят время, возлагая на незначительного партнера работу в области не самых приоритетных своих направлений. Они занимались прежде всего бизнесом компьютерного аппаратного обеспечения, где крутились настоящие деньги. Однако мир уже менялся.

Сами того не осознавая, они передавали Microsoft Билла Гейтса свою лидирующую позицию на рынке. Многое написано о том, как Билл Гейтс манипулиро­вал IBM. Однако решение о подписании контракта с Microsoft было кульминацией целого ряда ошибок Big Blue, которые отражали тогдашнее самодоволь­ство IBM. В результате они утратили свое господство в компьютерной индустрии. Один бывший IBM'щик уподобил состояние того времени старой советской бюрократии, в которой для того, чтобы продвинуть­ся по службе, скорее нужно было производить впе­чатление на своего непосредственного начальника, чем действительно служить интересам людей. Итак, это было столкновение самодовольной распухшей IBM со сверхактивной голодной Microsoft. Эффект был такой же, как если бы жирного буйвола пре­доставили пиранье.



46
BigShots


Гейтсу, конечно, повезло. Однако, если бы та же самая возможность попала в руки кому-нибудь из его сверстников из Силиконовой долины, результат мог бы быть совершенно иным. В лице Билла Гейтса IBM выбрала единственного человека, который ни за что бы не уронил мяч. В такие моменты история совер­шает крутой поворот. Осознав, что контракт с IBM — это шанс его жизни, Билл Гейтс сам сделал большую часть дела. То, что IBM не могла увидеть, Гейтс ви­дел совершенно ясно. Мир компьютерных техноло­гий находился на грани важнейшего сдвига — того, который теоретики менеджмента любят называть па-радигмальным переходом. Гейтс знал то, что старая гвардия IBM не понимала: именно программное, а не аппаратное обеспечение — ключ к будущему. Он так­же знал, что сила IBM, лидера рынка, понадобится ему для того, чтобы установить общий стандарт, или платформу, для программных приложений. Эта плат­форма должна была основываться на уже существую­щей оперативной системе, которую Гейтс купил у дру­гой компании под названием Q-DOS и которая поз­же была переименована Microsoft в MS-DOS. Но даже Гейтс не мог представить, насколько эта сделка будет прибыльна для Microsoft.


ОСТАВАТЬСЯ СЧАСТЛИВЧИКОМ

Гейтс был слишком светлой головой для того, что­бы не осознавать, что, если он сыграет правильно, его операционная система MS-DOS может стать стан­дартом в компьютерной индустрии. В то время эта операционная система была только одной из несколь­ких, имеющихся на рынке. Многие специалисты чув-



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
47


ствовали, что с чисто технической точки зрения MS-DOS имела серьезные недостатки. Apple уже утвер­дился в качестве поставщика портативных компью­теров. Создатели Apple принесли в компьютерный бизнес новую культуру и новое отношение к работе. Компьютеры Apple были популярными, потому что с ними было просто и приятно работать. Компания собиралась разработать знаменитую операционную систему Apple Macintosh, основанную на системе ико­нок, и уже появились признаки того, что в этой иг­ре люди из Apple ушли далеко вперед.

Зато у Гейтса был сильный союзник: за своей опе­рационной системой он имел мощь IBM. Big Blue уже долгие годы доминировала в бизнесе вычислитель­ной техники и, немного запоздав, собиралась выйти на рынок персональных компьютеров. Доверие к марке IBM должно было быть решающим фактором в предстоящей битве. Гейтс правильно рассудил, что блестящая возможность ввести стандарт в индустрии, отличный от предложенного Apple, идет рука об руку с появлением на рынке персональных компьютеров самого надежного в мире производителя компью­теров. На протяжении многих лет IBM гордилась тем, что «никто до сих пор не был уволен за покупку IBM». В то время она славилась репутацией несрав­ненной надежности в компьютерном мире. Персо­нальный компьютер IBM был обречен на то, чтобы получить большой кусок рынка ПК.

Тот факт, что компьютеры с эмблемой IBM соби­рались заполнить рынок, означал также, что опера­ционная система, которую они использовали, вы-



48
BigShots


двинется на первое или второе место. В каждом ком­пьютере, выставленном IBM, должна была быть инсталлирована MS-DOS. Для Microsoft это сочета­ние было идеальным троянским конем. Каждый компьютер с маркой IBM, оказавшийся на письмен­ном столе, открывал бесплатный проезд скрытой внутри него операционной системе Microsoft. В этом состояла удивительная удача Билла Гейтса. Но то, что потом произошло, объясняет, почему именно Гейтс, а не Стив Джобс или другой предприниматель Си­ликоновой долины стал самым богатым человеком в мире.

В конце 1970-х Microsoft уже предоставила ли­цензию на свое программное обеспечение множест­ву клиентов. В 1977-м Гейтс снабжал программным обеспечением компанию Tandy, а также продал Apple лицензию BASIC 6502 для компьютеров Apple II. Microsoft продолжала работать со многими другими ведущими компьютерными компаниями. Это иде­альным образом соответствовало целям Билла Гейт­са. Программное обеспечение Microsoft становилось стандартом в индустрии. Это была та стратегия, ко­торую он продолжил с MS-DOS, и он делал все для того, чтобы система была установлена на возможно большем количестве компьютеров.

С другой стороны, в Apple придерживались мне­ния, что единственный способ обеспечить качество своих продуктов — это попытаться сохранить за со­бой контроль над всем. Позднее это начало касать­ся и патентованной ими операционной системы Ma­cintosh. Apple не хотела, чтобы кто-нибудь «клониро­вал» их компьютер. Компания годами решительно



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
49


отказывалась предоставить лицензию на свою опера­ционную систему Apple Mac другим производителям. Это означало, что каждый, кто хотел пользоваться удобной операционной системой Apple, должен был приобрести компьютер Apple. Это была стратегия, которая, казалось, имела смысл — но только при ста­рых правилах игры. Проблема Apple состояла в том, что в смысле бизнес-модели и стратегической проек­ции она стояла всего лишь на одно поколение впе­реди компьютерного гиганта IBM.

Apple занималась разработкой и программного, и аппаратного обеспечения. Вопреки тому, что ее ме­неджеры хорошо видели возрастающее предпочтение, которое клиенты отдавали нематериальному «софту», они были неспособны отделить их друг от друга в своей стратегии.

Apple считала, что она располагает убойным сочета­нием — в лице Apple Macintosh она имеет лучшую опе­рационную систему и лучший компьютер на рынке — и что ее господство в индустрии портативных компью­теров — лишь вопрос времени. Ошибка состояла в убе­ждении, что в конце концов победит лучшая техноло­гия. К тому времени, когда Apple осознала свою ошибку, Гейтс и Microsoft завладели 80% рынка. (Если бы ру­ководители Apple поинтересовались ходом развития рынка видеомагнитофонов несколькими годами рань­ше, они бы поняли, что были не первыми, допустивши­ми эту ошибку. Несмотря на несомненное техническое преимущество видеосистемы Sony Betamix, в итоге она была вытеснена более слабой в техническом отноше­нии системой VHS.)



50
BigShots


Бизнес-смекалка Гейтса победила в игре. MS-DOS утвердилась как стандарт в индустрии. Вопрос был в том, продержится ли она достаточно долго. К се­редине 1980-х уже установилась репутация Гейтса как выдающегося программиста. Мало кто сомневался в том, что он был одним из самых талантливых про­фессионалов — технарей, вышедших из вихря револю­ции в Силиконовой долине. Его состязательный дух и настойчивость в достижении успеха стали леген­дарными. Критики ставили под вопрос только его способности как руководителя. Они спрашивали, об­ладает ли он необходимыми способностями и хариз­мой для того, чтобы руководить компанией, ставшей главным игроком в корпоративной Америке.

В 1984 г. журнал Fortune пожурил его за то, что он не смог развить свои руководительские способ­ности до той глубины, которая позволила бы ему превратить временную победу, которую он одержал, в долгосрочное преобладание на рынке. Бизнес-прессе еще предстояло усвоить, что Гейтс был не просто тех­нарь или везучий компьютерный фанат. В нем было гораздо больше, чем казалось на первый взгляд. Его ведущее положение на рынке компьютерной продук­ции знаменовало важный сдвиг в раскладе власти в деловом мире.



ЗАКОН МУРА

В 1965 г. Гордон Мур, основатель Fairchild, а потом Intel, обнаружил закономерность, которая потом стала известна как закон Мура, измерив степень возрастания



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
51


объема микрочипов. На основании своих вычислений, ка­сающихся темпов продвижения этой технологии, Мур пред­сказал, что в следующие десять лет количество компонен­тов, которые будут вмещаться в одном микрочипе, будет удваиваться каждые двенадцать месяцев.
В сущности, это означало, что возможности микрочи­пов будут удваиваться с каждым годом, причем без суще­ственных прибавок в цене. Прогноз оказался удивительно точным. В начале 1970-х мало кто понимал, что это означа­ет для будущего индустрии. Однако некая пара компьютер­ных вундеркиндов из Сиэтла считала, что закон Мура — это ключ к лидерству на компьютерном рынке.
Закон Мура вдохновил Гейтса и соучредителя Microsoft Пола Алена основать Microsoft. Ален убедил Гейтса, про­демонстрировав ему действие закона Мура и его бизнес-потенциал в технологии полупроводников, возрастаю­щей по экспоненте. Гейтс помнит, что он скептически ска­зал Алену: «Экспоненциальные явления редки. Ты это всерьез?»
Ален был серьезен как никогда. Они с Гейтсом поняли то, что не поняли IBM и DEC, — выводы из этого заклю­чения. Они рассуждали, что, если Мур был прав, обработка данных сделает микрокомпьютеры жизнеспособными за очень небольшой отрезок времени. «Это скоро произой­дет», — сказали они и приступили к созданию программ­ного обеспечения для будущих компьютеров.



УСТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТА

Решение возложить создание операционной систе­мы на Microsoft было ошибкой, которая дорого обо­шлась IBM. Точно так же решение Apple не лицензиро-



52
BigShots


вать свою операционную систему впоследствии по­мешало ей получить более крупную долю рынка и почти привело компанию к банкротству. Это были ошибки, которые Гейтс не намеревался повторять. К тому дню эти два судьбоносных решения укорени­лись в культуре Microsoft. Наиболее важно было осо­знание того, что компания, установившая стандарт в индустрии, окажется во главе рынка почти навсегда. Это то, в чем глубоко убеждены все, кто работает на Билла Гейтса.

«Мы устанавливаем стандарт» — таков был девиз Microsoft еще до заключения сделки с IBM. Он под­черкивает то, что ясность мышления у Гейтса была с самого начала. Он объясняет его стремление первым ввести на рынок новые продукты. Если же какой- ни-будь компании удается «обойти» Microsoft, то Гейтс настойчиво стремится приобрести новую техноло­гию, как только она появляется на рынке. В некото­рых случаях Гейтс просто скупил бы все акции ка­кой-нибудь компьютерной компании, если бы увидел, что она посредством какого-нибудь важного прило­жения достигла значительного технического превос­ходства над его собственной компанией. Действуя так, он заведомо обеспечивает господство Microsoft на рынке. В то же время он имеет возможность полу­чать техническое ноу-хау, привлекая новые интеллек­туальные ресурсы к «коллективному разуму» Microsoft.

Сегодняшний девиз «Мы устанавливаем стандарт» остается основой бизнес-стратегии Гейтса. Он также является постоянным напоминанием каждому сотруд­нику Microsoft, который мог забыть важность урока
с IBM.



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
53


ВЕЗДЕСУЩИЙ MICROSOFT

Можно его любить, можно ненавидеть, но факт остается фактом: Microsoft Билла Гейтса господствует в мировой компьютерной индустрии. Примерно на восьмидесяти процентах всех персональных компь­ютеров установлена та или иная версия Windows Microsoft. Более того, большинство новых персональ­ных компьютеров выходят в продажу с уже установ­ленным программным обеспечением Microsoft. Это дает Биллу Гейтсу огромное преимущество перед его соперниками.

В последние годы Гейтс показал, что он склонен ис­пользовать доминирующую позицию Microsoft, чтобы силой завладеть новыми рынками для распростране­ния своих компьютерных приложений. Некоторые го­ворят, что он потратил огромные суммы для того, что­бы взять компьютерные рынки мертвой хваткой и на­вязать покупателям продукты Microsoft. С другой стороны, Гейтс просто делает то, что бы сделал любой умный бизнесмен, — сосредотачивает преимущества на своей стороне.

Наверное, может возникнуть искушение, оглянув­шись назад, на начало истории персонального ком­пьютера, рассматривать сегодняшнюю доминирую­щую позицию Microsoft как данность. Однако счи­тать, что рынок персональных компьютеров стал бы сверхприбыльным автоматически, несмотря на дейст­вия таких ключевых игроков, как Билл Гейтс, — край­не узкий взгляд на эволюцию персонального компь­ютера. Это было бы слишком смелым допущением. Другая возможная интерпретация — посмотреть на



54
BigShots


главенство Microsoft как на результат ошибок осталь­ных — в основном IBM и Apple. Но это тоже серь­езным образом преуменьшает роль Билла Гейтса и его коллег по Microsoft.



РЕЗЮМЕ: БЫТЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ

В эпоху высококвалифицированных компьютерных спе­циалистов новыми корпоративными ценностями стали твор­ческое мышление и техническое ноу-хау. Добавьте сюда деловую хватку и состязательный дух — и вы получите поистине редкую птицу. Эта редкая птица — Билл Гейтс. А поразительная удача подняла его на ту высоту, на кото­рой его уникальные способности позволили ему парить в гордом одиночестве.
Первые уроки школы Билла Гейтса по руководству бизнесом
Власть «компьютерщиков»: доверь технологии фор­мировать твою стратегию. Гейтс является одним из не­многих бизнес-лидеров, по-настоящему понимающих значение технологии. Это позволяет ему принимать стратегические решения, основанные на его собствен­ном видении направлений развития технологии.
Быть в нужное время в нужном месте. В 1980 г. Microsoft выпала большая удача, когда IBM — тогдаш­ний лидер на компьютерном рынке — подписала кон­тракт с Биллом Гейтсом на разработку операционной системы для ее первого персонального компьютера.
Оставайся удачливым — не играй неумело. Удача кратковременна, важно то, что ты потом с ней сдела-



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
55


ешь. Многие миллионеры из Силиконовой долины мог­ли бы быть миллиардерами, если бы использовали свою удачу так, как Гейтс. Когда ему в руки попал шанс его жизни, Гейтс схватил его двумя руками. С тех пор он не знал падений и не подает признаков потери кон­троля над игрой.
Тот, кто устанавливает стандарт, побеждает. Что Гейтс понял, а другие не поняли, — так это то, что в компьютерном бизнесе доля участия сохраняется сама собой. Если компания устанавливает стандарт в индустрии, для нового участника становится намного труднее вытеснить ее с этой позиции. «Мы устанавли­ваем стандарт» — таким был девиз Microsoft еще с его ранних дней, задолго до того, как был подписан ре­шающий контракт с IBM. Сегодня он остается централь­ным в бизнес-стратегии Билла Гейтса.
Используй свое преимущество. Гейтс умело исполь­зовал господствующую позицию Microsoft на рынке для того, чтобы ввести свои собственные версии новых приложений. Это та самая агрессивная рыночная стра­тегия, которая побудила американские правительствен­ные антимонопольные власти начать юридически пре­следовать компьютерного гиганта.

¦
Глава 2

ВЛЮБИТЬСЯ В ТЕХНОЛОГИЮ

¦




Теперь я действительно понимаю, как писать программы; предстоит создание целого нового мира стан­дартов; мои люди лучше всех раз­бираются в этом, и никто другой не может это сделать.
Билл Гейтс



У
Билла Гейтса на протяжении всей жизни длил­ся любовный роман — с персональным компью­тером. С самого начала Гейтс и его друг Пол Ален поняли, что компьютер изменит мир. До позд­ней ночи они говорили о том, как будет выглядеть «посткомпьютерный мир». Они никогда не сомнева­лись в том, что революция наступит. «Она наступит скоро» — это был символ веры основателей Microsoft, и они писали программное обеспечение в расчете на то, что она вот-вот придет. Что они никогда не могли и вообразить — это ту роль, которую они сыграют, или необыкновенное стечение обстоятельств, которое вы­толкнет их компанию на мировую сцену. Но даже то­гда они знали, что IBM и другие основные компьютер­ные компании, такие как Digital Equipment Corpo­ration (DEC), в этом участвовать не будут и что их ждут большие проблемы.

«Помню, в самом начале нам хотелось знать, что бы означало для DEC, если бы когда-нибудь микро­компьютеры стали бы одновременно мощными и до­статочно дешевыми? Что бы это значило для IBM? Да они же просто лопнут как мыльный пузырь! Может быть, это случится даже завтра. Мы говорили себе: Боже, почему эти парни так спокойны? Почему они не поражены и не испуганы?»

Технические знания Гейтса — один из главнейших факторов в продолжительном успехе Microsoft. Он со­храняет контроль над ключевыми решениями в этой области. Во многих случаях он видел будущее разви­тие технологии более четко, чем его соперники.



60
BigShots


БОРЦЫ ЗА КОДЫ

Гейтс — один из немногих главных администрато­ров из технической области компьютерной индуст­рии, который уцелел и преуспел в ее бизнес-области. Его любовный роман с технологией дает его лидерст­ву особое преимущество. Со всем своим богатством и коммерческим опытом глубоко в душе Гейтс остается таким же, каким был вначале, — технарем.

Гейтс рассматривает «пишущий код» — так называ­ют компьютерное программирование — как высшее призвание. Сотрудники Microsoft делятся на два вида: группу разработчиков продуктов, в которую входят и главные программисты, и все остальные.

Группы разработчиков получают львиную долю фондовых опционов; всякий раз, когда возникает не­хватка офисной площади, личные офисы штатных программистов в кампусе Microsoft в Редмонде защи­щают особо энергично. (В итоге в 1995 г. проблема стала настолько острой, что небольшие группы про­граммистов были перемещены в крыло, находящееся в миле от главного кампуса.)

Коллеги по Microsoft согласны в том, что тех­нические знания Гейтса дают ему огромное пре­имущество в бизнесе. «Он способен задать правиль­ный вопрос. Он будет знать какую-нибудь очень тонкую подробность в программе, а ты будешь удив­ляться: „Откуда же он мог это знать?"» — говорит Брэд Сильверберг, один из команды разработчиков Windows.



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
61


Сам Гейтс заявляет, что он в состоянии помнить «огромные куски» с кодами многие годы после того, как он в последний раз этим занимался. Раньше он бы сам проверил каждую строчку с кодом. Сейчас это уже невозможно, хотя он все еще страстно интересуется всеми новыми продуктами Microsoft.

«Конечно, я умею пользоваться всеми нашими продуктами, — говорит он, — но я, возможно, не могу проверить все коды. Моя роль состоит преимуще­ственно в том, чтобы определять стратегию и на­правления совместной работы коллектива. Из этого активного творческого процесса я должен выбрать самое важное и обеспечить, чтобы оно дошло до пользователя».

С другой стороны, по его мнению, бизнес не тре­бует особых умений. «Если ты хоть сколько-нибудь разбираешься в математике, значит, ты понимаешь бизнес — у него нет каких-то особых глубин», — за­метит он в 1992 г. По его словам, для бизнеса ис­пользуется всего лишь десять процентов его собст­венного «умственного цикла».


НАЧАТЬ МОЛОДЫМ

Всем хорошо известно стремление Гейтса наби­рать на работу лучших выпускников прямо из кол­леджа. Первоначально же компания просто наняла са­мых умных учеников, которых Гейтс и его партнер Пол Ален знали еще по школе. Их они называли «ум­ными друзьями». Но ко времени перемещения ком­пании из Альбукерка в Сиэтл «умные друзья» были



<< Предыдущая

стр. 3
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>