<< Предыдущая

стр. 6
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

100
BigShots


университета. Он был соответствующе и назван — Кам­пус Microsoft.
Не опускай планку. Несмотря на постоянный рост, Гейтс никогда не поддавался искушению снизить каче­ство команды Microsoft, особенно в группах разработ­чиков продуктов. Он знал, что привлечение лучших программистов облегчит привлечение других того же уровня.
Работай больше всех. Знаменитое трудолюбие Гейт­са находит выражение в культуре Microsoft, которую можно определить как «работать, работать и еще раз работать». Уже много лет Гейтс рассматривает отпуска как признак слабости. Кампус Microsoft в Редмонде приспособлен к тому, чтобы дать возможность работ­никам работать допоздна. Там есть множество кафе, предоставляющих еду по сниженным ценам и даже бесплатные безалкогольные напитки.
Выплачивай своим работникам вознаграждение ак­циями. Microsoft всегда предоставляла своим работ­никам долгосрочный доступ к акциям — почти весь состав получает право приобрести в будущем акции Microsoft по фиксированной цене. С помощью акций Гейтс сделал миллионерами больше людей, чем какой-либо другой предприниматель в истории. Многие из тех, кто продолжает работать в компании, уже давно больше чем миллионеры.
¦
Глава 5
УЧИТЬСЯ ВЫЖИВАНИЮ
¦




Успех — плохой учитель. Он застав­ляет умных людей думать, что они не могут проиграть.
Билл Гейтс



В
Microsoft Гейтс создал ненасытную обучающую машину. По его мнению, обучение — это при­знак «умной организации», элемент, обеспе­чивающий постоянное совершенствование ее внут­ренних процессов. Это также лучший способ избежать самодовольства и лучшая защита от ошибок. Его кон­куренты не столь осторожны. Гейтс преуспел, пре­вращая в капитал ошибки других.

«Обычно успех приходит, когда мы перестаем иметь дело с неумелым конкурентом. Это для нас удача: ты не обязан работать по стратегии, зависящей от ошибок других людей, хотя они, безусловно, делают многое для нашего успеха».

Особый талант Гейтса заключается в избегании капканов, в которые другие, как правило, попадают­ся, и в использовании возможностей, вытекающих из собственных ошибок. В индустрии, в которой мно­гие сильные упали лицом в грязь, достижения Гейтса впечатляют.

Во многих отношениях то, что выделяет его среди других лидеров в компьютерной индустрии, — это его нацеленность на бизнес. Несмотря на свой не­вероятный успех и на влияние славы и богатства, Гейтс остается столь же преданным Microsoft, сколь и в начале своего дела. Он сочетает в себе анали­тический ум с настоящей страстью к технологиям, а это означает, что его взгляд всегда устремлен к горизонту в поисках следующего большого дела.



104
BigShots


Эта интеллектуальная неутомимость отражается и на Microsoft. Она держит Гейтса и его людей на греб­не волны.


ДОЛОЙ БАГИ

До настоящего времени Гейтс показал себя необык­новенно гибким в таком конкурентном бизнесе, как компьютерный, в основном из-за того, что он придер­живается той области, в которой он силен, — про­граммного обеспечения. В самом начале, когда он и Пол Ален создавали компанию, именно Гейтс убедил своего приятеля в том, что будущее — в «софте, а не в железе».

За небольшими исключениями (как, например, мышь Microsoft), Гейтс всегда решительно настаивал на том, что Microsoft — это компания, производящая программное обеспечение, и она должна сохранить свою специализацию на рынке.

«Microsoft предназначен для того, чтобы делать хорошие программы, — говорит он. — Мы не можем быть сильными и в других вещах. Мы знаем только, как нанимать на работу, как управлять и как продавать программное обеспечение по всему миру».

Существует также правило, по которому все неис­правности, обнаруженные в их программах, должны быть немедленно исправлены. По инициативе Гейтса компания развила впечатляющую систему цепочек об­ратной связи, обеспечивающих постоянное совершен­ствование всего, что она делает.



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
105


УНИВЕРСИТЕТ MICROSOFT

В Microsoft Гейтс создал, наверное, одну из немно­гих подлинно обучающих организаций в мире. Штаб Microsoft в Редмонде (Вашингтон) организован по университетскому типу и даже называется Кампус Microsoft. Впрочем, установка на постоянное обуче­ние гораздо более действенна, чем среда обитания.

В области создания практик сохранения интеллекту­ального капитала Microsoft далеко впереди всех. Сего­дня многие известные во всем мире компании стремят­ся ввести в свою работу системы обучения. Гейтс всегда придавал особое значение и поощрял культуру, в кото­рой происходит обмен и сохранение знаний.

Несмотря на несомненно свободную атмосферу, в Microsoft существуют строгие правила контроля спо­собов разработки программного обеспечения. В част­ности, Гейтс настаивает на том, чтобы разработчики Microsoft всегда, когда это является возможным, стан­дартизировали свое программирование и в этом сле­довали стандартам, которые уже разработаны и задо­кументированы.

Таким образом, команды разработчиков извлекают пользу из работы своих коллег и могут свободно ори­ентироваться в разных проектах. Другая альтернати­ва ведет, как это обнаружили другие компании, лишь к разрастанию количества разных методик, что неиз­бежным образом ведет к многократному изобретению колеса заново.

Компания также особо трепетно относится к тому, чтобы учиться на своих прошлых ошибках. «У меня



106
BigShots


были свои записки, которые я обновлял каждый год. Они назывались „Десять больших ошибок Microsoft". Я хочу попытаться с их помощью побудить людей к тому, чтобы обсуждать уроки, которые мы могли бы извлечь из них для будущего компании».

«Многие из наших ошибок связаны с рынками, на ко­торые мы вышли позже, чем надо было. Проблема все­гда была в количестве людей, которых мы могли нанять, сохраняя контроль и уверенность, что наши обязатель­ства по поставкам будут выполнены. Мы всегда баланси­ровали на краю. Мы в самом деле отодвинули границу того, как быстро можно брать людей на работу».

Способность быстро вводить новых людей в органи­зацию была ключевым фактором для развития компа­нии. Благодаря созданию систем документации знаний новые сотрудники имели постоянный доступ к тому, что их коллеги уже освоили. Поскольку сравнительно небольшое количество людей ушло из Microsoft к его прямым конкурентам, риск того, что ценная информа­ция может покинуть Кампус, минимален. Одна из при­чин, по которым Гейтс предпочел устроить Кампус Microsoft в Редмонде, а не в Силиконовой долине, по его словам, состояла в том, что это тесное сообщество «не смогло бы долго хранить там наши секреты».


ПЕТЛИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В Microsoft Гейтс создал систему, в которой разные ответвления организации поддерживают постоянную обратную связь со своими коллегами. Он страстный приверженец того, что называют «петли обратной



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
107


связи», и они выстроены во всем, чем занимается Microsoft.

Как можно было бы ожидать от одной из веду­щих компьютерных фирм в мире, Microsoft отлича­ется очень сложной электронной инфраструктурой. Каждый сотрудник организации может общаться со всеми остальными посредством e-mail, включая само­го Гейтса.

«В бизнесе, в котором так распространены по­вторы и в котором все быстро меняется, мы часто нуждаемся в изменении курса, поэтому у нас должна быть эффективная цепочка обратной связи, — гово­рит Гейтс. — Наша система электронных писем, в которой отсутствуют условности субординации, обес­печивает то, что любой, которому нужно узнать о той или иной проблеме, получает о ней информацию в течение сорока восьми часов».

Сам Гейтс известен тем, что моментально отве­чает на электронные письма от любого сотрудника Microsoft. Об одном из главных менеджеров, поневоле покинувшем компанию, говорят, что он недостаточно часто проверял свою электронную почту.

Наличие петель обратной связи в Microsoft вызы­вает некоторое беспокойство у его соперников. Одна из сфер их особого внимания — это вопрос так назы­ваемой «Китайской стены» между командами разра­ботчиков операционных систем и разработчиков приложений. Обладание операционной системой, яв­ляющейся нормой в индустрии, дает разработчикам приложений из Microsoft большое преимущество перед



108
BigShots


другими компьютерными компаниями. Теоретически Microsoft должен был продолжать поддерживать уро­вень в этой сфере разделением секций операционных систем и приложений. Это искусственное разделение назвали «Китайской стеной». Все же конкуренты все­гда твердили, что она полна дыр и что разработчики приложений из Microsoft обладают внутренней инфор­мацией об операционных системах, недоступной для разработчиков из конкурентных фирм, и наоборот.

Microsoft возражает против этой критики и в до­казательство приглашает разработчиков из дру­гих компаний на брифинги о будущем развитии его операционной системы. Все же в действительности сложно ожидать, что подобная «Китайская стена» работала бы в такой конкурентной индустрии. С дру­гой стороны, это находится в противоречии с прин­ципом обучающей организации. В реальном мире само понятие «Китайская стена» несколько наивно. Теперь Microsoft назначила специальное лицо для того, чтобы отслеживать действия Microsoft, направ­ленные против конкурентов.



ОБУЧАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Идея обучающей организации основана на работе ака­демиков бизнеса Криса Аргириса из Школы бизнеса в Гар­варде, и Питера Сенджа из института при Школе бизнеса Слоуна в Массачусетсе.
«В самом простом смысле обучающая организация — это группа людей, которые постоянно совершенствуют свою способность создавать свое будущее, — объясняет



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
109


Сендж, предложивший концепцию обучающей органи­зации. — Традиционное значение слова „учить" намного глубже, чем просто „получать информацию". Оно касает­ся изменения людей так, чтобы они достигали результатов, которые для них важны, совершали значительные для се­бя действия».
Сендж выделяет пять компонентов обучающей органи­зации.
Систематическое мышление. Сендж настаивает на систематическом мышлении, так как все находится во взаи­мосвязи.
Личное мастерство. Сендж основывает эту идею на хорошо знакомых знаниях и умениях в области менедж­мента, но включает также духовный рост — открытие себя, постижение реальности, и жизнь на позиции творчества, а не пассивности. Этот аспект включает в себя два про­цесса — постоянное обучение тому, как более четко видеть реальность, и последующее расхождение между мечтой и реальностью, создающее творческое напряжение, из которого возникает обучение.
Интеллектуальные модели. По существу, этот аспект имеет дело с движущими и фундаментальными ценностями и принципами организации. Сендж обращает внимание ме­неджеров на силу моделей мышления на организационном уровне и на важность пристального исследования природы этих моделей.
Общие взгляды. Здесь Сендж подчеркивает важность совместного творчества и опровергает мнение о том, что совместные взгляды могут быть построены только на осно­ве личных точек зрения. Он заявляет о том, что общий взгляд очевиден только тогда, когда задача, следующая из него, уже не мыслится членами команды как нечто от­дельное от них самих.



110
BigShots


Обучение в команде. Тренинг по обучению в команде состоит из двух элементов: диалога и дискуссии. Первое характеризуется исследовательской природой, второе — обратным процессом — сужением поля, которое необхо­димо, чтобы очертить лучшую альтернативу для принятия нужных решений. Обе методики приветствуются, но пре­имущества их сочетания вытекают только из того, что каж­дая из них прорабатывается сначала в отдельности. Боль­шинство команд неспособны отличить их друг от друга и сознательно лавируют между ними.

Обучающая организация ставит перед традиционной компанией немалые проблемы. В обучающей организации менеджеры — в большей степени исследователи и дизай­неры, чем инспекторы и надзиратели. Сендж указывает, что менеджеры должны поощрять сотрудников к тому, чтобы те были открыты новым идеям, честно и открыто общались друг с другом, хорошо понимали механизмы функциони­рования их компании, формировали общие взгляды и ра­ботали вместе для достижения своей цели.
«Мир, в котором мы живем, ставит беспрецедентные за­дачи, к которым наши институты плохо подготовлены», — говорит Сендж.


ПРОВЕРЯТЬ ПРОДУКЦИЮ НА КЛИЕНТАХ

Существует еще один ключевой фактор, удержав­ший Microsoft на вершине индустрии. Гейтс всегда хо­тел тестировать продукты на клиентах. Бета-версии программ компании предлагаются клиентам, готовым поддерживать обратную связь, для того чтобы спрог-



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
111


нозировать действия нового программного обеспе-чеения. Таким образом, разработчики компании по­лучают настоящую реакцию людей, которые будут ис­пользовать готовую версию программы. Клиенты, принимающие участие в бета-тестировании, сообща­ют разработчикам в Редмонде о недочетах или затруд­нениях, которые они находят, и высказывают мне­ния о практичности продукта.

Таким образом, клиент становится частью процес­са обратной связи еще до того, как продукт выпущен на рынок, — это ускоряет признание новых продуктов на рынке. Это также является важным фактором ско­рости, с которой Microsoft может разрабатывать и сбывать на рынке новые приложения.

Критики возражают, что, выпуская приложения до того, как они были протестированы, Microsoft в сущ­ности использует своих наивных клиентов для тестов. Однако все же многие компании, принимавшие в этом участие, рассматривают этот процесс как полезный источник предварительной информации о будущих разработках Microsoft и даже как возможность повли­ять на конечный продукт.

Многие компании, работающие в области высоких технологий, безусловно, заинтересованы в будущих продуктах Microsoft, так как программное обеспече­ние и системы, которые они выпускают, согласованы со стандартом Microsoft. Для них выгодно получать от разработчиков предварительную информацию о направлениях развития технологии — факторе, от ко­торого сильно зависит успех их собственных будущих продуктов.



112
BigShots


ПОЗНАЙ СВОЕ «Я»

«Если бы Hewlett Packard знал то, что знает теперь, мы были бы в три раза продуктивнее», — заметил не­давно Лью Платт, главный администратор американ­ского компьютерного гиганта. И это не единственная компания, готовая воспользоваться самой новой пана­цеей успеха в бизнесе. Xerox, Unilever, Unisys и Moto­rola — это только некоторые из многих других серьез­ных компаний, борющихся со сложной проблемой управления данными.

Microsoft уже много лет занимается управлением данными. Она связана с более широкой проблемой ин­теллектуального капитала. Интеллектуальный капитал, в свою очередь, делится обычно на три категории: «лич­ный капитал», «капитал клиентов» и «капитал структу­ры». Личный капитал — это то, что находится в голове сотрудника; капитал клиентов относится к отношени­ям с клиентами; ну а капитал структуры — это то знание, которое остается внутри организации и может переда­ваться новым работникам. Эта самая третья категория и является ключом к управлению данными.

По словам Томаса А. Стюарта, много написавшего по этому вопросу: «Капитал структуры — это знание, ко­торое вечером не возвращается домой». Он включает в себя все — процессы, системы и установки, представ­ляющие накопление опыта организации за все время ее существования.

Управление данными прежде всего касается попы­ток превратить остальные два вида интеллектуального капитала в капитал структуры. Идея состоит в том, что



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
113


преимущество перед конкурентами можно черпать из ноу-хау, которое может быть получено, каталогизирова­но и сделано доступным для каждого. Посредством пе­тель обратной связи и стандартизации программного кода Microsoft всегда преуспевал в управлении данными знаний.




СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ

Структура управления данными — понятие, предложен­ное автором в области менеджмента Томом Петерсом, означающее развитие обучающей организации. «Новая фирма должна разрушить бюрократию, она нуждается в выработке знаний и умений, — говорит Петерс, — в до­стижении квалификации таким способом, который усилит отдельные элементы рыночной системы и поощрит их до­бывать знания для блага фирмы в целом». Microsoft весь построен по этому принципу.




РЕЗЮМЕ:
УЧИТЬСЯ ВЫЖИВАНИЮ

В Microsoft Гейтс создал ненасытную обучающую ма­шину. По его мнению, обучение — это признак «умной организации», а также единственный способ избежать повторения одних и тех же ошибок. Его конкуренты были менее осмотрительны. Превращая в капитал ошибки дру­гих, компания добилась успеха.



114
BigShots

Занимайся своим делом. До настоящего времени Гейтс демонстрировал необыкновенную гибкость в очень кон­курентном бизнесе. В основном потому, что он придер­живается той области, в которой он силен, — про­граммного обеспечения.
Создай обучающую организацию. В Microsoft Гейтс создал, наверное, одну из немногих в мире подлинно обучающих организаций. Штаб Microsoft в Редмонде (Вашингтон) организован по университетскому типу и даже называется Кампус Microsoft.
Построй постоянно действующие цепи обратной связи. В Microsoft Гейтс создал систему, в которой раз­ные ответвления организации поддерживают посто­янную обратную связь со своими коллегами. Он — страстный приверженец того, что называют «петлями обратной связи», и они выстроены во всем, что делает Microsoft.
Тестируй свои продукты на клиентах. Гейтс всегда хотел тестировать продукты на клиентах. Бета-версии продукции компании предлагаются клиентам, готовым поддерживать обратную связь, для того чтобы полу­чить информации о новом программном обеспечении. Таким образом, разработчики компании видят истин­ную реакцию людей, которые будут использовать гото­вую версию программы.
Познай свое «Я». Сегодня управление данными очень популярно среди профессоров бизнес-школ и веду­щих специалистов по менеджменту. Microsoft же этим занимается уже многие годы.
¦
Глава 6

НЕ ОЖИДАЙ НИКАКИХ БЛАГОДАРНОСТЕЙ

¦




По существу, у нас две возможности. С одной стороны, мы можем считать Гейтса антихристом, Microsoft — им­перией зла, его программы — отсто­ем, а успех компании — результатом жульничества, откровенного обма­на, узаконенного мошенничества и маркетинга, основанного на грубой силе. С другой стороны, мы можем поймать компанию на ее собствен­ных словах о том, что она велико­душно возвестила революцию пер­сонального компьютера и что ее успех на рынке — это всего лишь на­града за ее службу обществу.
Рэндал Стросс. «Путь Microsoft»



Е
сли существует урок, который Билл Гейтс осво­ил с трудом, то это тесная связь между славой и подлостью. Ты не можешь ожидать, что, став самым богатым человеком в мире, не наживешь себе врагов. В компьютерной индустрии у Гейтса их боль­ше, чем тех, кого он сам считает врагами. К тому же он привлек интерес федеральных антитрестовских властей, которые в течение многих лет вели рассле­дование предполагаемых действий Microsoft против своих конкурентов.

В то же время невероятное богатство и успех влекут за собой и появление стаи льстецов. К ним относятся как политики (например, вице-президент Эл Гор), так и голливудские киномагнаты, ищущие расположения Гейтса и других руководителей Microsoft. Все те, кто протоптал дорожку к его двери, хотят встретиться с Гейтсом или с кем-нибудь из его близких сотрудников для того, чтобы обсудить будущее цифровых техноло­гий и возможности сотрудничества с Microsoft.

В последние годы Гейтс продемонстрировал, что понимает, насколько важно иметь высокопоставлен­ных друзей. Несмотря на продолжающуюся битву с американскими антитрестовскими властями, он при­влек на форум в Сиэтле и других городах США глав­ных администраторов пятисот компаний. А недавно он также вел переговоры со многими европейскими компаниями.

Однако при всей своей известности, Гейтс ярост­но защищает свою частную жизнь, которая, как он



118
BigShots


считает, не представляет общественного интереса. Это весьма наивно с его стороны. Он не только глава одной из самых могущественных компаний в мире, которая с каждым днем меняет образ жизни людей, но он также и самый богатый человек в мире. Если добавить к этому его выдающийся интеллект, его при­ступы гнева, а также его решение потратить пятьде­сят миллионов долларов на строительство особняка в окрестностях Сиэтла, становится понятно, почему каждый его шаг находится под пристальным наблю­дением мировых СМИ.


МИЛЛИАРДЕР БИЛЛ

Отношения Гейтса и СМИ сочетают в себе любовь и ненависть. С одной стороны, ему, по всей видимо­сти, доставляет удовольствие то внимание, с которым встречается каждое его заявление о будущем техно­логии. С другой — он сильно озадачен дурной славой Microsoft.

В других странах посещение Гейтса часто при­влекает такое же внимание, как посещение главы правительства. Политики любят фотографироваться в его компании. Microsoft его известность идет на пользу.

«Объем внимания прессы не всегда соответствует уровню важности объекта: Microsoft и его президен­ту уделяется внимания больше, чем всем остальным компьютерным компаниям, вместе взятым, — от­мечает Рэндал Стросс. — Даже несмотря на то, что в 1996 г. прибыль компании Intel превосходила ровно



БИЗНЕС ПУТЬ: БИЛЛ ГЕЙТС
119


вдвое прибыль Microsoft — 3,6 миллиарда долларов против 1,8 миллиарда — и Intel занял самое высокое ме­сто во всех корпорациях, в то время как Microsoft занял 29-ю позицию». Несколько затянувшийся выпуск на ры­нок Windows 95, например, был одним из наиболее об­суждаемых событий в истории коммерции. История с выпуском Windows 95 обнаруживает и очевидную об­ратную сторону — СМИ всегда набрасываются на него, когда он делает что-то не так.


МЕССИЯ ИЛИ АНТИХРИСТ?

Самый поразительный аспект известности Билла Гейтса — это ее негативный характер. Почему-то для большого количества людей Гейтс, как никакой дру­гой бизнесмен прежде, ассоциируется с мрачными ма­хинациями большого бизнеса.

В апреле 1996 г., например, журнал Wired предоста­вил своим читателям туристическое руководство в Мировой сети под названием «Ненависть к Microsoft». Каждый сайт в нем предназначался для того, чтобы выразить раздражение или другие негативные эмо­ции по поводу Microsoft и Гейтса. Один сайт, провоз­гласивший себя The Bill Gcites fun page («Развлекатель­ная страничка Билла Гейтса»), разместил фотографию президента Microsoft с рогами на голове. Тем, кто ненавидит Гейтса, предоставляли выбрать себе смер­тоносное оружие — нож, пистолет или пулемет, — ко­торое можно было направить на его изображение про­стым нажатием кнопки мыши. Это было лишь одной из странных форм, которые приняли с годами анти-майкрософтовские настроения.



120
BigShots

<< Предыдущая

стр. 6
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>