<< Предыдущая

стр. 4
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Библиотеками организуются рекреационные и образовательные программы проведения досуга, тем самым школьники учатся проводить свободное время более конструктивно.
Рассмотрим еще один, чрезвычайно важный для библиотечной общественности документ, - “ Как библиотеки и библиотекари могут помочь детям в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем”. Этот документ был подготовлен Вирджинией Мэтиус, Юдит Г.Флум, Карен Витней ко Второй конференции по библиотечному и информационному обслуживанию, проводившейся Белым Домом. В нем американские специалисты исходя из потребностей детства определили направления работы библиотек.
Сегодня особенно актуальна звучит мысль о том, что “ дети нуждаются в вере в достойное будущее и в понимании своей ответственности и возможного вклада в это будущее”. Важной функцией целенаправленной деятельности библиотек становится формирование у юных читателей общечеловеческого мировоззрения. Предоставляя свои ресурсы, организуя выставки, разрабатывая программы, содержащие местные, национальные и зарубежные материалы, библиотеки стремятся поддерживать любознательность и интерес подрастающего поколения к процессу развития демократии и поиску решения социальных проблем, помочь юным гражданам обдумывать свое будущее и планировать его, поддерживать их в процессе вхождения в общество и адаптации к нему.
В современных условиях одна из главных задач - подготовка юного поколения к жизни в многонациональном культурном мире, формирование у него уважения прав и достоинства всех людей. Библиотекарь может предоставить даже самым маленьким читателям ресурсы, раскрывающие жизнь людей, принадлежащих к различным культурам, отличающихся этническим и расовым происхождением, организовать общение с различными группами населения общины. Все это способствует развитию у детей способности понимать других людей. Важным является предоставление юным читателям программ и организация просмотров, прославляющих культурное разнообразие. Такой подход к работе с детьми, основанный на системе прогрессивных, пронизанных подлинным гуманизмом представлений о самоценности каждой нации, свидетельствует о внимании и такте по отношению ко всем нациям и народностям, их историческому прошлому, самобытности их культуры.
Известно, что в детские, отроческие, юношеские годы человек нуждается в позитивной самооценке, в развитии способности к критическому мышлению. Библиотекари располагают большими возможностями в решении этих задач. Они внимательно относятся к юным, уважают их достоинство, предоставляют доступ ко всему фонду, обсуждают с учащимися книги и другие материалы, обеспечивают возможность тренировки читательских и коммуникативных навыков. Следовательно, разносторонность чтения и использования всех ресурсов - одна из закономерностей системы руководства чтением в Америке, предопределяющаяся ориентацией этой работы на личность. Библиотеки располагают специфическими возможностями пробуждения, раскрытия и последовательного развития способностей, творческих потенций растущего человека, его самореализации в век информации.
В связи с этим актуализируется работа библиотек по обеспечению свободного доступа к рынку идей и информации, по формированию у юных способностей искать и использовать информацию по подготовке их к овладению современной технологией и адаптации к меняющемуся технологическому миру. Библиотеки призваны развивать у детей и юношества навыки, необходимые для поиска информации как внутри библиотеки, так и вне ее, а также умения пользоваться информационными источниками включая базы данных, факсы, компьютеры и другие технологии. При этом большое значение придается инициативе читателей, поощряется любознательность, стимулируется воображение, чувство радости открытия нового.
Решается и такая задача, как развитие у детей способности эффективно коммуницировать - слушать, говорить, читать и писать. Что же могут библиотеки? Они могут: обеспечивать языковую практику при слушании, разговоре и игре со словами и словесными ассоциациями даже для самых маленьких детей, строя основания для рассказывания историй, бесед о книгах, просмотра и чтения вслух для более старших детей и юношества; быть инициаторами и координировать совместно с учителями проекты, которые выходят за рамки школы и помогают школьникам совершенствовать умения читать и говорить. Библиотеки могут финансировать выходящие за рамки школы инициативы, такие , как “ Оставь все и читай” ( “ Drop Everything and Read”), “Поддерживая чтение про себя” ( “ Sustaing Silent Reading”), когда каждый ученик в школе читает книгу по собственному выбору для получения удовольствия.
Финансируется и такая программа, как “ Читай за...” (“Read out”) - мероприятия, организованные по инициативе знаменитостей общины, на которых читаются отрывки из любимых книг, и “ читай - и - звучи” (“read - a - thons) - мероприятия, проводимые по инициативе всей общины к Дню совместного чтения. В библиотеках обеспечивается возможность тренировки своих читательских и коммуникативных навыков с помощью программ летнего чтения, программ “ Сидя на коленях” (“lap - sit”), рассказывания историй, дискуссионных читательских клубов, конкурсов, обучения, баз данных, а также книжных и музыкальных обзоров. Библиотеки стремятся к тому, чтобы читатели смогли научиться использовать компьютеры, видеозаписи и другие средства для выражения и распространения своих взглядов, наблюдений, мнений и желаний. Стимулировать способность детей и юношества наслаждаться чтением призваны совместные программы школьных и публичных библиотек.
Библиотеки располагают большими возможностями развития способностей у подрастающего поколения к непрерывному самообразованию. Они могут поддерживать у детей и юношества стремление к развитию и удовлетворению своих индивидуальных потребностей и интересов, помогают им находить ответы на самые разнообразные вопросы, стимулируя чувство удовольствия от процесса поиска и познания, создают юным читателям комфортные условия для встреч с друзьями, демонстрируют библиотеку как лабораторию, где приобретаются умения учиться, обеспечиваются практические возможности для самоопределения человека. Важно и то, что библиотеки способствуют включению семьи в обучение детей, ведут работу с родителями. Они поддерживают организации, связанные с обслуживанием детей, в их деятельности по формированию учащихся устойчивых навыков самостоятельной работы, а также принимают участие в совместной организации процесса самообразования детей.
Теоретические проблемы и практические аспекты библиотечной работы с детьми в отдельных развитых странах - США, Германии, Франции, Скандинавских странах, Японии и др. - наиболее обстоятельно мы рассмотрели (в соавторстве с В.П.Чудиновой) в книге “ Библиотечная работа с детьми за рубежом” (1999). В ней показано, что библиотечное обслуживание детей в каждой стране мира развивалось различными путями при безусловном сохранении и развитии черт национальной специфики, прогрессивных национальных традиций. Однако мотивы деятельности библиотек носили универсальный характер: обеспечение читателей книгами и другими источниками информации в целях поддержки образования, повышения социального, культурного и интеллектуального благосостояния детей, предоставление разнообразных материалов, отвечающих индивидуальным учебным потребностям детей и подростков и личностным их запросам.
Здесь же следует обратить внимание на цели и задачи зарубежных школьных библиотек и на квалификационные требования, которые предъявляются к этим специалистам, что очень важно для модернизации подготовки этих кадров в учебных заведениях.
Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Служба информации школьных библиотек в специальном заявлении провозгласили, что “информационные службы школьных библиотек играют ключевую роль в эффективном образовании всех детей и подростков и что образование является жизненно важным фактором в деле укрепления мира и взаимопонимания между народами и государствами” (308, c.49). Функционирование этих служб необходимо как в плане воплощения школьной образовательной программы, так и в качестве неотъемлемой составной части общей библиотечной сети. В этом документе определены следующие задачи службы информации школьных библиотек:
- осуществлять постоянную помощь в реализации педагогической и учебной программы и быть стимулом к переменам в сфере образования;
- гарантировать максимальный доступ к возможно наиболее широкому полю информационных источников и услуг и обеспечивать учащихся базовыми навыками в области поиска и потребления информации;
- сформировать у юного поколения навыки пользования библиотеками в целях культурного досуга, поиска информации и непрерывного образования.
Важно обратить внимание и на такой документ, как “ Положение о школьных библиотеках”. Его текст был обсужден и одобрен на собрании членов Международной ассоциации школьных библиотек (ИАСЛ) в Аделаиде (Австралия) в 1993 г. В положении сказано: “ институт школьной библиотеки - важнейший в деле реализации образовательных целей и задач школы” (333, c. 51). Эти задачи осуществляются посредством разработки программы приобретений , организации информационных технологий и распространения материалов, призванных расширить учебную среду всех учащихся . Школьная библиотека призвана раскрывать широкий диапазон информационных источников, печатных и иных, включая электронные средства информации, и обеспечивать учащимся доступ к базам данных, что расширит круг их представлений о культурном наследии своей страны, послужит основой для осознания разнообразия существующих в мире культур. Ключевой частью школьно-библиотечных программ является формирование у учащихся информационных навыков.
В “Положении о школьных библиотеках” раскрываются функции школьной библиотеки: информационная, образовательная, культурная и функция содержательного досуга. Задачи библиотек определяются в соответствии с этими функциями. Так, выполнять информационную функцию - значит обеспечивать достоверной информацией, гарантировать быстрый доступ и передачу информации. Задачи образовательной функции - содействие непрерывному, длящемуся всю жизнь образованию посредством обеспечения ресурсов и условий, необходимых для усвоения знаний; оказание помощи в нахождении, выборе и использовании информационных материалов, а также в формировании навыков пользования информационными источниками. Реализация культурной функции предполагает обогащение эстетического опыта учащихся, развитие у них навыков восприятия искусства, стимулирование способностей к творчеству и развитие гармоничных человеческих отношений. Функция содержательного досуга призвана обеспечивать и стимулировать духовно богатую жизнь, содействовать содержательному проведению свободного времени посредством предоставления информации о видах культурного досуга, материалов и программ, обладающих развлекательными свойствами.
Таким образом, школьные и публичные библиотеки могут оказывать огромное влияние на жизнь растущего человека. Они предлагают постоянные, дополнительные и развивающие программы для детей и юношества от младенчества до 18 лет. Вместе с тем школьные и публичные библиотеки выполняют различные социальные и просветительские функции. Так, школьные библиотеки играют важную роль в обучении, а также в удовлетворении возникающих при этом потребностей учащихся - личностных, рекреационных, информационных. Публичные библиотеки способствуют переходу ребенка от возрастного периода младенчества к периоду формального обучения, предоставляют ресурсы для личной информации и рекреации и обслуживание, а также помогают переходу от структурированного обучения к самостоятельному непрерывному образованию. Когда оба типа библиотек хорошо обеспечены, они могут объединиться для того, чтобы предоставлять учащимся полноценную информацию и ресурсы.
Кроме комплекса задач и функций деятельности зарубежных специалистов важно рассмотреть проблему компетентности и профессионального облика этих специалистов. Эта проблема находится в центре внимания ИФЛА. Специалисты ИФЛА подготовили “ Манифест школьных библиотек”, который был одобрен ЮНЕСКО на Генеральной Ассамблее в 1999 г. В этом документе сказано, что заведующий школьной библиотекой - это профессионально подготовленный член школьного коллектива, который отвечает за планирование и деятельность библиотеки, формирует штат, исходя из существующих возможностей, работает в сотрудничестве со всеми членами школьного коллектива и поддерживает связь с публичной библиотекой и другими учреждениями. Школьный библиотекарь строит свою деятельность с учетом финансовых возможностей, особенностей школьных программ, учебных методик, существующих в данной конкретной школе. Ему необходимы специальные знания, чтобы эффективно развивать библиотечные службы, - это знание информационных ресурсов, библиотечного дела, информационной политики и методики информационного образования.” В условиях непрерывного расширения информационного пространства и развития информационных сетей на школьных библиотекарей возлагается функция обучение учеников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость повышения квалификации и постоянного роста”(171, с.4).
В 1995 г. группой экспертов Международной ассоциации школьных библиотек подготовлен документ “ Общие указания по обучению и подготовке школьных библиотекарей”. Его подготовке предшествовало изучение состояния работы школьных библиотек в Европе, США, Африки, Австралии и Азии. Было собрано более двухсот документов, иллюстрирующих состояние библиотечной работы. На основе изучения этого материала эксперты составили, суммировали и классифицировали перечень основных квалификационных требований , которым должны отвечать школьные библиотекари. В работе С.К.Ханнесдоттир подробно рассмотрены эти требования в связи с выполнением основных функций деятельности школьного библиотекаря: управления библиотекой, комплектование фондов, отбор и производство учебных ресурсов, информационное обслуживание преподавателей и учащихся и др. С.К.Ханнесдоттир представил контрольный перечень квалификаций, в котором названы:
А. Информационные и библиотечные разработки
А-1. Комплектование фондов
а) Разработка плана приобретений
б) Оценка ресурсов
в) Критерии оценки даров
г) Разработка и производство информационных источников
А-II. Приобретение и размещение
а) Заказ, приемка и обработка
б) Систематизация
в) Каталогизация
г) Индексация
д) Отбор компьютерных программ
А-III. Информационные услуги
а) Оценка информационных потребностей
б) Разработка информационных услуг
в) Путеводители к информационным источникам
г) Распространение / резервирование
д) Совместное пользование информационными ресурсами
е) Межбиблиотечный обмен
ж) Использование прогрессивных технологий
В. Управление
В.1. Разработка и реализация плана деятельности
а) Разработка направлений и программ деятельности
б) Определение целей и задач
в) Разработка мероприятий
г) Корректировка и изменение
д) Оценка
е) Привлечение внешкольных источников
В- II. Управление ресурсами
а) Организация и развитие
б) Руководство
в) Оптимальное использование пространства
г) Хранение и уход
д) Совершенствование услуг
В-III. Контроль за финансами и бюджетом
а) Обеспечение финансовой поддержки
б) Контроль за бюджетом
в) Отчетность
С. Обучение
С-1. Взаимодействие в составлении расписания
а) Участие в разработке расписания
б) Поощрение свободной тяги к знаниям
в) Обогащение учебного плана
г) Партнерство в преподавании
д) Применение положений теории познания
С-II. Внедрение навыков работы с информационной техникой
а) Анализ информационных потребностей
б) Внедрение информационных навыков
в) Помощь в эффективном использовании
г) Разработка плана мероприятий
С - III. Руководство кругом чтения и стимулирование эффективного пользования ресурсами библиотеки
а) Руководство кругом чтения
б) Поощрение участия
в) Соотнесение информационных источников с учебным планом
г) Мотивация и стимулирование
д) Рекомендации преподавателям об адекватных материалах
е) Использование ресурсов других учреждений
Профессиональная подготовка школьных библиотекарей должна отвечать перечисленным квалификационным требованиям. Эксперты, разработавшие “Общие указания по обучению и подготовке школьных библиотекарей”, придерживаются мнения, согласно которому библиотечное дело в школе должно быть признано профессией, предусматривающей специализированное образование.
Школьные библиотекари призваны обладать солидной теоретической подготовкой. Им недостаточно изучить курс профессионального обучения: они должны строить свою деятельность на теоретической основе, знать образовательную философию, являющуюся основой функционирования школьной библиотеки, педагогику и библиотечное дело. Кроме того, они должны уметь накапливать исследовательский материал и иметь базовое представление о методологии исследования, чтобы оценить свою работу и функционирование школьной библиотеки.
Зарубежные специалисты отмечают необходимость высокого качества вузовских программ подготовки специалистов школьных библиотек. Оно должно обеспечиваться на национальном уровне за счет поддержания равенства в базовых квалификациях с другими профессиями. Статус, возможности служебного роста и заработная плата должны быть сопоставимы с аналогичными показателями для специалистов, получивших профессиональную подготовку в других областях. Международная ассоциация школьных библиотек выступает с предложением, чтобы школьные библиотекари квалифицировались как преподаватели, обладающие дополнительными профессиональными знаниями, получаемыми по завершении профессиональной подготовки .По всем этим причинам требования к вузовским программам должны регулярно пересматриваться и корректироваться в соответствии с современными требованиями к специалистам школьных библиотек.
Школьные библиотекари имеют возможность получать профессиональное образование без отрыва от производства. В настоящее время новейшие информационные технологии открывают новые возможности для заочного образования, когда студенты могут мгновенно вступать в контакт со своими преподавателями посредством электронной почты, оперативно получая оценку проделанной ими работы по изучению учебных дисциплин.
Получив профессиональную подготовку , отвечающую квалификационным требованиям, школьные и детские библиотекари призваны сыграть исключительно важную роль в воспитании и образовании подрастающего поколения, в подготовке его к жизни в многонациональном культурном мире.


4.3. Проблемы специализаций и содержание образования

Актуальной является проблема чему учить и как учить. Дело в том , что в последнее десятилетие существенно возросли потоки новой информации в области различных наук, возросли требования к профессиональной подготовке специалистов. В связи с этим возникла необходимость более глубокого пересмотра и модификации учебных планов и программ. Знания и опыт, которые необходимо приобрести поколению студентов, стали неизмеримо шире и труднее, а фонд учебного времени остался прежним. Вот почему из обилия научных фактов и опыта передовой библиотечной практики надо выбрать и включить в учебные программы вузов, в учебники столько информации, сколько необходимо для подготовки кадров высокой квалификации.
Определение задач библиотечно-библиографического образования, его содержания меняется непрерывно и находит свое выражение в новых Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в обосновании новых специальностей в рамках направления - библиотечно-библиографическая деятельность, специализаций, в пересмотре тематики лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, тематики курсовых и дипломных работ, содержания производственной практики. Важно, чтобы подготовка специалистов в вузе имела опережающий характер, отражала перспективы развития библиотечного дела. Эффективность подготовки кадров во многом зависит от того, насколько удачно определено содержание образования.
В современных условиях основная образовательная программа подготовки библиотекаря-библиографа разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ( специальность 63240 - библиотековедение и библиография). В новом проекте стандарта 2001 г. эта программа состоит из дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору и факультативных дисциплин. Учебные планы могут включать следующие циклы учебных дисциплин:
- общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины: иностранный язык , история человечества, культурология , политология, правоведение, психология, педагогика, социология, философия, экономика, русский язык и культура речи, физкультура;
- общепрофессиональные дисциплины: математика и прикладная информатика, социальные коммуникации, документоведение, история и теория литературы, общее библиотековедение, общее библиографоведение, аналитико-синтетическая обработка документов:
- дисциплины специальности: библиотечное фондоведение, библиотечный менеджмент, библиотечное обслуживание, библиотечные каталоги, материально-техническая база библиотеки, библиографическая деятельность библиотеки, иностранная библиография, краеведческая библиография.
По сравнению с предыдущим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ( 1996 г. ) в блоке общегуманитарных и социально-экономических дисциплин добавилась лишь одна учебная дисциплина - русский язык и культура речи. Это свидетельствует о стабильности данного блока дисциплин в вузах культуры, который призван формировать широко образованного и высококультурного специалиста, обладающего фундаментальными гуманитарными знаниями.
В основном без изменений остался цикл общепрофессиональных дисциплин. В этот цикл вошла математика и прикладная информатика. Вместе с тем значительно пополнился блок дисциплин специальности ( в предыдущем стандарте этот блок назывался “ Специальные дисциплины”) за счет таких дисциплин как библиотечные каталоги, материально-техническая база библиотек, иностранная библиография, краеведческая библиография. Освоение студентами этих блоков дисциплин является основой в профессиональной подготовке библиотекарей-библиографов широкого профиля.
Профессиональная подготовка детских и школьных библиотекарей призвана осуществляется как за счет перечисленных блоков учебных дисциплин, так и за счет дисциплин специализаций. В новом стандарте на все дисциплины специализаций отводится 1500 часов ( в прошлом стандарте - 1700 час.).
В проекте стандарте дан примерный перечень специализаций в рамках специальности “Библиотековедение и библиография”, одобренный УМО. Среди них: “ Социология и психология детского и юношеского чтения”, “ Управление в сфере библиотечной и внешкольной работы”, “ Информационные ресурсы и работа библиотек средних учебных заведений”. Утверждены УМО и такие специализации: “ Педагогика детского и юношеского чтения”, “ Библиотечное обслуживание детей и юношества”. Вузам дано право вводить у себя и другие специализации, утвержденные УМО. Так, в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств имеются специализации “ Филолог-библиограф детской литературы”, “ Педагог детского чтения”.
Специалист школьной, детской и юношеской библиотеки значительно отличается от выпускников других специализаций. Его отличие состоит прежде всего в том , что основу его образования составляют одновременно как психолого-педагогические, литературоведческие, так и профилированные библиотечно-библиографические знания. Базовыми специальными дисциплинами для детского и школьного библиотекаря являются литература для детей и юношества, педагогика детского и юношеского чтения, возрастная и педагогическая психология, иллюстрация детской книги, библиография литературы для детей и юношества, психология детского и юношеского чтения и др., т.е. дисциплины, которые обеспечат необходимый и достаточный уровень теоретических и практических знаний для работы с подрастающим поколением. Необходимыми становятся учебные дисциплины, которые позволят сформировать у студентов информационную и компьютерную грамотность, получить основательные знания в области использования новых информационных технологий.
В настоящее время ситуация в сфере вузовской подготовки специалистов по работе с детьми и юношеством остается сложной и не вполне отвечает потребностям практики. Об этом свидетельствует анализ ответов вузов культуры на предложенную нами анкету, содержащую вопросы о потребности в кадрах детских и школьных библиотек в регионах вузов, о содержании образования студентов, о методическом обеспечении и т.п. Анкетирование проводилось в 2001 г. Некоторые вузы дали обстоятельные ответы на данные вопросы.
Выяснилось, что всего три вуза культуры из 17 -ти имеют кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством - это Московский, Санкт-Петербургский, Челябинский . В ряде вузов отсутствуют соответствующие специализации . Из года в год сокращается прием студентов там, где эти специализации имеются, хотя потребность в таких специалистах достаточно велика. Так, на дневные отделения в вузах культуры прием в 2000 г. на очное обучение составил: в Санкт-Петербурге - 25 чел., в Москве - 10 чел., в Хабаровске - 15 чел., в Самаре - 14 чел., в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина - 10 чел.
Некоторые вузы, не имея специальных кафедр, продолжают подготовку специалистов по работе с детьми и юношеством. Так, в Хабаровском институте искусств и культуры такие специалисты готовятся с 1968 г. в рамках специализации “ Библиотечная работа с детьми и юношеством”. Студенты получают квалификации: “ Организатор психолого-педагогической службы”, “Библиотекарь-библиограф гуманитарного профиля”; планируется подготовка специалистов новой квалификации - “ Медиатекарь школьных библиотек”. Специальные знания студентов формируются в процессе изучения целого ряда учебных дисциплин специализации: “Возрастная психология”, “ Психология чтения детей и подростков”, “ Систематизация детской литературы”, “Формирование фонда детской библиотеки”, “Библиография литературы для детей и юношества”, “Библиография педагогики и народного образования”, “Организация внеклассной работы в школе”, “Методика работы с читателями-детьми и руководителями детского чтения”, “Современная педагогическая технология”, “Развитие памяти у детей и подростков”. Следовательно, преподаватели Хабаровского института искусств и культуры разработали целый цикл учебных дисциплин, которые, несомненно, важны для профессиональной подготовки специалистов детских и школьных библиотек. Вместе с тем в перечне учебных дисциплин отсутствуют курсы, необходимость которых диктуется как многолетней практикой подготовки специалистов, так и в связи с новыми подходами в библиотечной деятельности в условиях информатизации. Не представлена литература для детей и юношества, нет учебных дисциплин, знакомящих студентов с использованием современных информационных технологий, с зарубежным опытом работы библиотек. Вызывают недоумение и квалификации. Согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности “ Библиотековедение и библиография” выпускникам присваивается квалификация “Библиотекарь-библиограф”. Видимо, специалисты данного вуза решили название квалификации согласовывать со специализацией. Такая точка зрения разделяется многими преподавателями.
В Самарской государственной академии культуры и искусств накоплен большой опыт подготовки специалистов детских и школьных библиотек. Здесь имеется специализация “ Библиотечное обслуживание детей и юношества”. Студенты изучают такие дисциплины как “ Эстетика”, “Детская литература”, “Руководство чтением детей”, “Анализ литературного произведения”, “Организация работы школьной библиотеки”, ”Библиография литературы для детей и юношества”, “Библиография научно-познавательной литературы”.
Большое внимание подготовке библиотечных специалистов по работе с детьми уделяется в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина. В рамках специализации студенты изучают библиографию научно-познавательной литературы, библиотечную психологию и педагогику, детскую литературу и другие учебные дисциплины.
Вопрос наполнения специализаций учебными дисциплинами заслуживает пристального внимания. В.И.Терешин справедливо отмечал необходимость глубокого и всестороннего изучения накопленного опыта специализации студентов, определения номенклатуры учебных дисциплин. “ Мы должны преодолеть взгляд на специализации как на второстепенное явление, утвердить их в качестве важного и неотъемлемого звена в системе высшего библиотечно-библиографического образования” (281, c. 39). Эту же мысль отстаивают Э.К.Беспалова, Т.Б.Тимошина и О.В.Шлыкова: “ Существующие концепции “ядра” общепрофессиональных и специальных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированных библиотечных специалистов, не отличаются завершенностью и системностью...” (27, с.91 ).
В представленном опыте вузов культуры виден поиск наиболее оптимальных вариантов профессионализации студентов - будущих специалистов детских и школьных библиотек. Специализация призвана дать необходимый объем профессиональных знаний и умений для работы с соответствующей категорией пользователей библиотек, в нашем случае с детьми, подростками и юношеством. Рассмотрим содержание образования студентов в рамках имеющихся специализаций в разных вузах.
Таблица
Учебные дисциплины специализаций, включенные в учебные планы вузов
___________________________________________________________________________
NN Название дисциплин МГУКИ СпГУКИ ХГИК СГАКИ ТГУ
___________________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7
___________________________________________________________________________
1. Анализ литературного произведения *

2. Библиография литературы для
детей и юношества * * * *
3. Библиография научно-познава-
тельной литературы * * * *
4. Библиография педагогики и
народного образования *
5. Библиотечная психология и
педагогика *
6. Библиотечная работа с детьми и
юношеством за рубежом *

___________________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7
___________________________________________________________________________
7. Введение в фольклористику *
8. Возрастная и педагогическая
психология *
9. Детская литература *
10. Зарубежная детская литература * * *
11. Иллюстрация детской книги *
12. История детской драматургии *
13. История педагогики *
14. История русской детской литературы * *
15. Коррекционно-развивающая работа
с детьми *
16. Культура речи * *
17. Литературное краеведение и информа-
ционная деятельность библиотек *
18. Методика работы с читателями-детьми
и руководителями детского чтения *
19. Научно-познавательная литература
для детей * * *
20. Национальные литературы для детей
и юношества *
21. Новые педагогические и иформацион-
ные технологии *
22.. Организация внеклассной работы
в школе *
23. Организация и методика культурно-
досуговой деятельности детей *
24. Организация работы школьной
библиотеки *
25. Основы теории литературы *
26. Педагог детского чтения *

___________________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7
___________________________________________________________________________
27. Психология детского и юношеского
чтения * * *
28. Развитие памяти у детей *
29. Руководство чтением детей и юношества * *
30. Русская детская литература ХХ в. * * *
31. Систематизация детской литературы *
32. Современная педагогическая технология *
33. Социология детского и юношеского чтения * *
34. Теория и критика детской литературы * *
35. Теория и практика перевода детской
книги *
36.Теория и практика редактирования
детской книги *
37. Формирование фонда детской библиотеки *
38. Эстетика *
39. Этнопедагогика *
___________________________________________________________________________
Итого: 17 18 9 6 9
Следовательно, в 5-ти вузах в рамках специализации детских и школьных библиотек преподается 38 учебных дисциплины. Из таблицы видно, что специализации обеспечиваются по разному и включают разное число дисциплин. Каждый вуз определяет самостоятельно перечень учебных дисциплин, необходимых для подготовки детских и школьных библиотекарей. В 4-х вузах названы такие дисциплины: библиография литературы для детей и юношества, библиография научно-познавательной литературы; в 3-х - русская детская литература, зарубежная детская литература, научно-познавательная литература, психология детского и юношеского чтения, руководство чтением детей и юношества (или: методика работы с читателями-детьми и руководителями детского чтения). Эти учебные дисциплины можно считать основными в профессиональной подготовке студентов к библиотечной работе с детьми. Вместе с тем для современного специалиста необходимы знания и в области таких дисциплин как возрастная и педагогическая психология, иллюстрация детской книги, национальные литературы для детей и юношества, социология детского и юношеского чтения, организация работы школьной библиотеки, систематизация детской литературы, формирование фонда детской библиотеки, библиотечная работа с детьми и юношеством за рубежом. Опыт преподавания этих дисциплин показывает, что студенты, успешно освоившие их, могут наиболее полно реализовать себя в различных сферах деятельности детских и школьных библиотек.
В перечне дисциплин, названных вузами, есть и такие, которые относятся к общенаучным дисциплинам - это история педагогики, эстетика, основы теории литературы. Это свидетельствует о стремлении вузовских преподавателей усилить общепрофессиональную подготовку детских и школьных библиотекарей за счет дополнительных общенаучных дисциплин, которые не включены в блок гуманитарных дисциплин учебного плана.
Содержание образования специалистов детских и школьных библиотек нуждается в серьезной корректировке. Эта категория специалистов имеет дело с особыми группами читателей - от дошкольного до раннего юношеского возраста, а также с педагогами и воспитателями детей и особыми видами документов и библиотек, специфично организующих чтение детей, подростков и юношества. Библиотечная работа с детьми и юношеством по своим целям, задачам , содержанию , характеру и методике коренным образом отличается от работы со взрослыми. Поэтому необходимо научное обоснование содержания, структуры образования детских и школьных библиотекарей.
Моделирование образования специалистов по библиотечной работе с подрастающим поколением должно базироваться на ряде принципов. Основополагающим является принцип фундаментализации образования, предполагающий глубину и широту общекультурных, общефилософских, психолого-педагогических и специальных знаний. Принцип интегрированности знаний, способствующий формированию профессионализма, предполагает единство компонентов профессиональной подготовки, их целостность на основе общей цели и задач, единой внутренней организации и характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью различных учебных дисциплин, активной связью с производством. Принцип гуманизации образования предполагает личностно-развивающее обучение, создание таких условий, при которых студент будет лично заинтересован в приобретении профессионализма на всех ступенях обучения . Реализуется этот принцип в процессе освоения “сквозных” учебных дисциплин с акцентом на систему усложняющихся от курса к курсу творческих заданий. Активно-творческий характер профессиональной подготовки заключается, прежде всего, в актуализации научно-исследовательской деятельности студентов. Принцип профессионально-деятельностного подхода к овладению знаниями позволит будущему специалисту осуществлять профессионально-педагогическое взаимодействие с юными читателями, активно решать новые проблемы и задачи, которые в ближайшем будущем станут перед детскими и школьными библиотеками. Важный момент - личностно-рефлексивный характер построения содержания образования. Он представляет собой способ вхождения студента в профессию на основе его изначальной индивидуальной позиции. При этом важно, чтобы каждый студент овладел способами рефлексии собственного образования. Предметом рефлексии обучающегося должно быть целевое движение его как субъекта в соответствии с определенными программами.
На основе этих принципов осуществлялась экспериментальная работа в МГУКИ по подготовке специалистов детских и школьных библиотек. В 1994-1996 гг. коллектив кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством провел серьезные творческие изыскания, серию экспериментов, чтобы подойти к концептуальному осмыслению профессионализма детских и школьных библиотекарей и путей его формирования в вузе.
С 1995/ 1996 учебного года обучение студентов в Московском государственном университете культуры проводилось по экспериментальному учебному плану специализации “ Библиотечная работа с детьми и юношеством”. Вводилась новая квалификация - “ Библиотекарь, преподаватель литературы для детей и юношества”. В связи с введением такой квалификации значительно возрос интерес абитуриентов и студентов к профессии детского и школьного библиотекаря, повышался престиж профессии.
Процессы гуманизации и информатизации потребовали усиления внимания к общенаучной подготовке, повышению общекультурного уровня студентов. В связи с этим возрастала роль общенаучных дисциплин. В учебном плане были представлены: философия, история, культурология, социология, политология, правоведение, экономика, иностранный язык, математика и информатика.
Профессиональная подготовка библиотекарей-библиографов детских и школьных библиотек должна базироваться на психолого-педагогической основе. Библиотечно-библиографическая работа с юными читателями - это педагогический процесс, предполагающий глубокое освоение студентами теории воспитания, дидактики, общей и возрастной психологии, психологии чтения. В связи с этим в данном учебном плане значительно улучшалась психолого-педагогическая подготовка студентов за счет включения новых учебных дисциплин, увеличения часов на педагогику и психологию. В плане представлены: общая и возрастная психология, возрастная и педагогическая психология, психология детского и юношеского чтения.
Цикл профилирующих дисциплин был рассчитан на дальнейшее углубление фундаментальной профессиональной подготовки и предполагал новое наполнение специальных дисциплин с учетом выводов, вытекающих из исследований, посвященных проблемам совершенствования подготовки специалистов по библиотечно-библиографической работе с детьми и юношеством.
Улучшалась подготовка в области детской, юношеской литературы, знание которой, умение ее анализировать является основой в профессиональном становлении библиотекаря-библиографа детских и школьных библиотек. Так, блок “ Литература для детей и юношества” включал дисциплины: теория и критика детской литературы, история русской детской литературы, русская литература для детей и юношества ХХ в., национальные литературы , зарубежная литература, научно-познавательная литература для детей и юношества, рецензентский практикум. Вводился новый курс “ Методика преподавания литературы для детей и юношества”.
Особое внимание уделялось циклу библиотековедческих дисциплин, в котором изучались: общее библиотековедение, библиотечный менеджмент , библиотечный фонд, аналитико-синтетическая обработка документов, технические средства библиотечной работы.
Значительно улучшалась подготовка в области педагогики детского и юношеского чтения. Обновлялся курс “ Руководство чтением детей и юношества в библиотеке”, что дало возможность на новой теоретической основе готовить студентов к работе с юными читателями. Студенты осваивали теоретические знания и приобретали практические умения в процессе изучения и таких учебных дисциплин как “Иллюстрация детской книги. Работа с иллюстрацией в детской библиотеке”,” Выразительное чтение”. Впервые был введен курс “ Организация и методика культурно-досуговой деятельности детей и подростков”.
В разделе “ Библиографоведение” сохранены дисциплины, изучаемые по общему учебному плану - это общий курс и библиографическая деятельность библиотеки. Вместе с тем улучшалась библиографическая подготовка студентов за счет курсов библиографии литературы для детей и юношества, библиографии научно-познавательной литературы .
Впервые в учебный план включался курс “ Методика НИР”, способствующей подготовке студентов к научно-исследовательской работе. В этом плане предусматривалась защита дипломных работ всеми студентами.
Учебный план обеспечил более качественную общенаучную и профессиональную подготовки студентов, о чем свидетельствовали итоги государственных экзаменов. Председатели государственных экзаменационных комиссий - директора крупнейших московских детских библиотек - Л.М.Жаркова (РГДБ), Сителенкова А.В. ( ЦДГБ им. А.П.Гайдара) отмечали, что выпускники - детские и школьные библиотекари - эрудированные творческие специалисты, профессионально грамотные в сфере культуры, литературы, детского и юношеского чтения, многие из них прекрасно подготовлены к библиотечно-педагогической деятельности , к культуре творческого общения с юными читателями. Следовательно, представленная в учебном плане модель образования специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством вполне себя оправдала.
В последующие годы образование детских и школьных библиотекарей обогащалось за счет курсов, дающих основательные знания в области психологии и социологии детского, юношеского чтения, психологии общения, коррекционно-воспитательной работы, использования литературы в нравственном, эстетическом, правовом, патриотическом, экологическом воспитании, в интеллектуальном развитии подрастающего поколения. Залогом успешной подготовки студентов к педагогической деятельности в библиотеках является освоение исторически проверенных и новейших теорий, инновационного опыта российских и зарубежных библиотек. В связи с этим преподаватели ведут активный научный поиск, получают объективно-значимые и признаваемые научным сообществом результаты, выражают их в своей преподавательской деятельности. Поэтому возникают авторские лекции, семинары и даже авторские курсы. К таким курсам можно отнести : курс библиографии литературы для детей и юношества, разработанный профессором Е.Ф.Рыбиной, она же подготовила и издала учебник по этому курсу. Авторские курсы разработали: доктор педагогических наук Н.Е.Добрынина - “Социология детского и юношеского чтения”, профессор Т.И.Михалева - “ Современная литература в подростковом чтении”, доцент Е.О.Самохина - “Коррекционно-воспитательная работа в детской библиотеке”, доцент Т.Н.Артемова- “ Иллюстрация детской книги”, доцент И.А.Тушевская - “ Психология детского и юношеского чтения” и др .
В последние годы усилился интерес российских специалистов к деятельности их коллег за рубежом. В сферу сложившейся российской библиотечной работы с детьми и подростками ворвался мощный поток нового, неизвестного знания. Освоить его помогает курс” Библиотечная работа с детьми за рубежом”.
В структуре учебных дисциплин специализации важное место занимают курсы по выбору. Они призваны способствовать углубленному изучению студентами отдельных разделов науки, приобретению навыков научных исследований, развитию твоческих способностей. Курсы по выбору представляют собой важнейшую форму внедрения в учебный процесс результатов научных исследований преподавателей. Их спецификой является гибкость, возможность оперативно реагировать на появление новых проблем и достижений в науке и библиотечно-библиографической практике. Поэтому система курсов по выбору не является застывшей и неизменной, допускает и требует постоянного обновления. Эти курсы своим назначением имеют не только подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, но и ознакомление их с современным состоянием науки, актуальными проблемами библиотечно-библиографической деятельности, их постановкой, способами решения. В МГУКИ , например, разработаны такие курсы по выбору: “Международное сотрудничество в области литературы для детей и юношества “ (А.Э.Лебедева), “Эстетическое воспитание детей в библиотеке”, “ Развитие литературно-творческих способностей читателей” ( Е.О.Самохина), “ Изучение читателей в детской библиотеке”, “ Работа библиотеки с родителями” ( Г.А.Иванова ), “Современная художественная литература в помощь правовому воспитанию”, “Cовременная художественная литература в нравственно- экологическом воспитании подростков” ( Т.И.Михалева), “ Выразительное чтение как метод библиотечной работы с детьми и юношеством “ ( Л.И.Орлова), “Игровая детская книга” ( И.А.Тушевская) и др. Время диктует разработку курсов , рассматривающих проблемы методической, исследовательской деятельности библиотек, внедрения новых информационных технологий, обобщения опыта инновационной деятельности библиотек и др.
Подготовка студентов в рамках курсов по выбору носит специфический характер. Реализация такого дидактического принципа , как проблемность, в большей степени возможна именно в рамках чтения курсов по выбору: проблемность занятий выступает здесь не только и не столько как методический прием, а как выражение проблемного состояния науки. Не каждый преподаватель может обеспечить научный уровень преподавания , а лишь тот, кто на достаточно высоком уровне осуществляет собственную научную работу. Только такие преподаватели могут приобщить студентов к современной науке, методологии научного поиска, творческого мышления. Курс по выбору носит личностный характер, так как в его содержании в значительно большей степени , чем даже в основном курсе , находит отражение круг научных интересов преподавателя, его собственные научные исследования, их результаты, личный опыт деятельности.
Таким образом, в вузах культуры сложилась определенная система образования студентов как будущих специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством. Эта система реализуется в процессе изучения гуманитарных, общепрофессиональных, специальных учебных дисциплин, курсов по выбору, а также в ходе производственной практики и научной студенческой работы. За последние годы значительно обогатилось содержание образования, накоплен солидный учебно-методический опыт преподавания специальных дисциплин, создан целый ряд учебников, учебных и методических пособий, программ, которые имеют несомненную научно-методическую ценность.
Информатизация общества, процессы демократизации, задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения являются стимулирующими факторами постоянного обновления содержания образования и методики учебного процесса. Важнейшая особенность образования заключается в том, чтобы выпускники отвечали современным требованиям, чтобы образование носило опережающий характер.
В настоящее время детские и школьные библиотеки испытывают большую потребность в квалифицированных кадрах. Важно во всех вузах культуры увеличить планы приема на соответствующие специализации. Назрела необходимость восстановления в ряде университетов культуры отделений детских, школьных и юношеских библиотек. Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ выступила с инициативой разработки учебной специальности “Библиотечно-педагогическая деятельность” и самостоятельного учебного плана . Эта инициатива получила поддержку со стороны ученых МГУКИ, CПбГУКИ и Челябинска. Важным является обоснование и введение новых специализаций в соответствии с потребностями библиотек. В целях осуществления фундаментальных, поисковых, методических исследований на кафедре МГУКИ создана научная лаборатория профессионального образования специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством. Проблемой, требующей решения, является координация и взаимодействие деятельности специалистов в области подготовки кадров детских, школьных и юношеских библиотек.


4.4. Гуманитаризация и профессионализация образования

Гуманитаризация образования - это веление времени, реальность бытия современной системы учебных заведений, процесс, реализуемый на всех уровнях и во всех формах обучения. В центре обсуждения данной проблемы преимущественно находится вопрос: как осуществить гуманитаризацию на практике. Но гуманизация - не только практическая проблема, она находит научное осмысление. Ее относят к важнейшей проблеме теории образования, науке об образовании - эдукологии.
В официальном документе Министерства общего и профессионального образования РФ “ Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования” (1992 ) отмечается, что прежде всего “гуманитаризация направлена на поворот образования к целостной картине мира, и прежде всего - мира культуры, мира человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного и системного мышления. Одновременно она влечет повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин при радикальном их обновлении “ (219, c.14) . В другом официальном документе “ Меры по реализации “ Программы формирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ” (1994) выделены специальные задачи “ в области научно-методического обеспечения обновления гуманитарного содержания образования” (178, c.10). Эта позиция имеет принципиальное значение: сделана установка на гуманитарное содержание образования. Как реализуется эта установка? В проекте нового Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности “ Библиотековедение и библиография” (2002) определен блок учебных дисциплин, которые традиционно относят к гуманитарным, - это иностранный язык, история человечества, культурология, политология, социология, философия и др. В то же время встает вопрос: как связана гуманитаризация образования с профессиональной подготовкой студентов?
Решение этого вопроса предполагает прежде всего выбор в сфере гуманитарных наук тех учебных дисциплин, которые должны войти в систему подготовки специалистов данного профиля , т.е. детских и школьных библиотекарей. Важно выяснить, какие учебные дисциплины из числа традиционно понимаемых как гуманитарные, включить в учебный план.
В связи с этим важно рассмотреть вопрос о том, как трактуется в научной литературе гуманитарное знание. М.С.Каган считает, что “ гуманитарное знание есть человекознание, преодолевающее одностороннее изучение человека только как природного, биологического существа, или только как носителя некоей социальной функции, или только как хранителя культурной информации; изучение человека в каждой из этих трех проекций необходимо, но его осуществляют не гуманитарные науки, а медицинские, социологические, культурологические; гуманитарное же знание призвано “ схватывать” человека в его целостности” (122, c.28). Таким образом, “ суть гуманитарности - способность науки к познанию-пониманию человеческой индивидуальности как целостного единства в человеке общего, особенного и единичного” (122, c. 29). Более того, в гуманитарном знании “ человек постигается как такая форма бытия, которая доводит единичное существование до уровня уникального” (122, c.30).
Если принять отмеченное понимание гуманитарности, то к данной группе следует отнести следующие науки: психологию, педагогику, этику, а также науки, лежащие на стыке гуманитарного знания и наук о природе, обществе, культуре. К ним относятся: социальная психология, психофизиология, искусствоведение, философская антропология и др.
Феномен гуманитаризации образования связан с феноменом гуманитаризации науки. Поэтому процесс гуманитаризации науки может быть своеобразной моделью гуманитаризации образования. Образование есть сфера функционирования научного знания, науки в целом , и те реалии, которые характерны для развития современной науки, проецируются на сферу ее функционирования, отражаются, в частности, в сфере образования.
Выявление гуманитарного начала возможно во всякой науке. Ю.А.Шрейдер отмечает: “ Гуманитаризация знания - это прежде всего новый тип рефлексии науки. Познавательная деятельность всегда субъективна... Однако сам ученый может при этом думать, что он пишет под диктовку природы, и его дело - лишь внимательно вслушиваться в ее голос... Спасение от этого заблуждения - только в выяснении человеческих предпосылок знания, анализе самой природы творчества, в изучении мотивировок и исторических предпосылок, по которым выбираются те или иные эвристические установки... В научных теориях должны быть эксплицитно выражены не только объективированные рассуждения, но и сам ход интуитивного поиска, и сами исходные философско-методологические предпосылки. С такой нагрузкой научная теория будет субъективной. Человеческий элемент займет в ней непривычно большое место. Однако это будет не отказ от объективности познания, а только высвечивание конструкции знания” (336, c. 55-56). Включение в содержание образования “ человеческого измерения”, личностного начала, субъективизация научного знания - эта позиция глубже традиционного понимания гуманитаризации.
“Гуманитаризировать образование, - утверждает А.А.Касьян,- значит сделать его личностно ориентированным, значимым для каждого данного человека, выявить человеческое “ измерение” изучаемой науки” (131, с. 143). Следовательно, гуманитаризация образования предполагает выявление личностного смысла образования, личностного смысла изучаемых предметов. Это относится и к общепрофессиональным, а также специальным учебным дисциплинам, которые играют ключевую роль в профессиональном становлении специалистов.
Все научные подходы связывают гуманитаризацию образования с отражением в знаниях мира человека, со знанием, имеющим человеческое измерение. При этом нередко гуманитаризация образования противопоставляется его специализации, профессионализации, или понимается как дополнение профессиональной подготовке, способствующее ее совершенствованию. Иногда - как нечто внешнее к ней. Не отвергая традиционных представлений о гуманитаризации, следует признать их ограниченность. Гуманитарные науки “ призваны способствовать развитию личности во всех гранях ее бытия” , но “ профессионально-специальное должно определять характер гуманитаризации образования” (131, с. 146). В гуманитарных науках необходимо найти то, что ориентировано на профессионализацию. Гуманитаризация образования призвана расширять личностный смысл в деятельности будущего специалиста. Это высшее ее предназначение, соответствующее тенденциям развития современной педагогической науки с ее установкой на личностно-развивающее образование. Так, Б.Б.Коссов , разрабатывая принципы и диагностику средств гуманизации образования , утверждает, что “ высшее образование должно стать не только личностно-ориентированным, т.е. ставящим в центр личность человека, а именно личностно-развивающим” (139, c. 115 ).
Из сказанного видно, что гуманитаризация образования призвана пронизывать весь учебный процесс. С одной стороны, это включение в учебные планы гуманитарных дисциплин, ориентированных на профессионализацию, с другой стороны, - все профессиональные дисциплины должны строиться с учетом принципа гуманитаризации образования . Это и будет обеспечивать современный подход в вузовской подготовке специалистов, в том числе и для библиотечной работы с подрастающим поколением. При этом гуманитарное и профессиональное выступают не как две ступени в образовательном процессе, но как дополняющие и проникающие друг в друга составляющие процесса подготовки будущего библиотекаря. В общенаучных дисциплинах необходимо искать и находить материалы, которые профессионально ориентированы. Это положение находит конкретизацию в процессе преподавания ряда гуманитарных дисциплин в МГУКИ. Так, В.И.Черниченко на основе проведенного исследования (312 ) изменила традиционный подход в преподавании курса “ Педагогика”. Преподавание данной учебной дисциплины начинается с определения ее цели, основных задач и содержания, ведущих к реализации личностно развивающей подготовке студентов как специалистов детских и школьных библиотек. Программа, по которой работают студенческие группы, включает в себя следующие компоненты: систему знаний, определяющих теорию профессионально-педагогической подготовки; систему умений и навыков, составляющих практические основы этой подготовки; систему знаний качеств личности специалиста, его способностей для успешной профессионально-педагогической деятельности. В программе определена также система профессиональных знаний, которыми овладевают студенты в процессе изучения курса педагогики - это: о библиотеке как социальном институте; о профессии библиотекаря как профессии педагогической; о библиотекаре как педагоге, его личности, о методах диагностирования качеств личности детского библиотекаря; о читателе детской библиотеки; о методах, приемах и средствах воспитания, самовоспитания и перевоспитания читателей-детей; о принципах, методах, средствах и формах обучения, образования и самообразования, специфичных для детской библиотеки; о трудовом коллективе библиотеки и путях его организации и управления им, а также влияния на формирование личности библиотекаря и читателя; о теоретических и практических основах педагогического мастерства детского библиотекаря и путях его формирования. Перечисленная система знаний чрезвычайно важна для профессионального становления библиотечных специалистов по работе с подрастающим поколением. Вместе с тем многие из перечисленных знаний студенты осваивают и в ряде профессиональных дисциплин, таких как “ Общее библиотековедение”, “Библиотечный менеджмент”, “ Руководство чтением детей и юношества”. Таким образом, остается актуальной проблема отбора материала в гуманитарных дисциплинах, ориентированного на профессионализацию.
В связи с этим следует особо подчеркнуть необходимость того, чтобы вся подготовка специалистов осуществлялась как единый целостный процесс, осознаваемый в этом качестве как преподавателями, так и студентами. Важно определить роль каждой учебной дисциплины в этом сложном процессе, ее место в системе наук, обеспечивающих гуманитарное и профессиональное развитие личности будущего специалиста. Целью изучения каждой гуманитарной дисциплины должно стать формирование у студентов потребности и умений использовать в дальнейшем ее научное содержание для решения профессиональных проблем. Необходимо учить студентов применять научный потенциал фундаментальных гуманитарных дисциплин в качестве методологического инструмента целостного исследования тех или иных профессиональных ситуаций. Однако опрос студентов показывает, что они недооценивают значимость гуманитарных дисциплин в профессиональной подготовке. Выпускники МГУКИ 2000 г., отвечая на вопрос “ Какие учебные дисциплины, изучаемые в вузе, больше всего способствовали профессиональной адаптации?”, называли: детскую литературу, руководство чтением детей и юношества в библиотеке, психологию чтения, библиографию детской литературы, библиотечные фонды и каталоги, то есть учебные дисциплины, преподаваемые на специальных кафедрах. 81% опрошенных считают, что в профессиональной деятельности они используют знания, полученные в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Это подтверждает мысль о том, что нужны глубокие, сущностные, педагогически обоснованные изменения, базирующиеся на принципиально ином подходе к построению, содержанию и роли учебных дисциплин в подготовке специалистов. Все дисциплины учебного плана должны работать на конечную цель - подготовку профессионала высокого уровня, способного осуществлять профильно-дисциплинарный, системный анализ процесса решения любой проблемы, с которой он сталкивается в ходе учебы или работы. Рассмотрение проблемы с опорой на знания из различных учебных дисциплин - это критерий и одно из важнейших условий понимания изучаемого явления. Вместе с тем этот критерий можно рассматривать как критерий качества подготовки студентов по каждой дисциплине и всего их вузовского профессионального образования.
В связи с этим необходимо в процессе преподавания гуманитарных дисциплин формировать у студентов потребность и умения использовать знания, полученные в ходе их изучения, как методологическое, теоретическое и методическое средство целостного исследования библиотечно-библиографических проблем и принятия решений в профессиональной деятельности. В соответствии с этим обучение по той или иной дисциплине на каждой кафедре должно базироваться на системном представлении о будущей профессиональной деятельности студентов.
Заслуживает внимания, предложенная членом-корреспондентом РАО Н.Чебышевым и профессором В.Каганом дидактическая концепция учебной дисциплины вуза. Ученые считают, что главный объект изучения в каждой учебной дисциплине - “ целостный процесс решения профессиональной проблемы, или иначе - построение этого процесса как системы, характеризующейся междисциплинарными взаимосвязями компонентов и максимальной степенью их единства” (122, c.51). При выборе объекта изучения рекомендуется соблюдать ряд условий. Среди них: целостный подход к изучению профессиональной деятельности, междисциплинарный анализ процесса решения проблем; построение целостных моделей решения, создающих условия для всестороннего и глубокого понимания проблемы и процесса ее решения; глубокое научное обоснование процесса решения с обязательным использованием “аппарата “ фундаментальных дисциплин, исключая их узкую профессионализацию; формирование у студентов потребности в использовании содержания каждой учебной дисциплины; создание условий для преодоления отчужденности базисных дисциплин от участия в разработке теории и практики принятия профессиональных решений.
Данная концепция учебной дисциплины обладает серьезным педагогическим потенциалом . Основные ее принципы направлены на то, чтобы студенты получали в вузе полноценное общенаучное образование и вместе с тем профессиональную подготовку, обладающую фундаментальным качеством.
В вузах культуры накоплен положительный опыт формирования у студентов потребности в использовании содержания общенаучных дисциплин для решения профессиональных задач, умения видеть, как та или иная дисциплина вплетена в систему интегративных отношений и взаимодействует с другими в ходе целостного решения профессиональных задач. Особенно это ярко проявляется в учебных программах. Например, в программе курса “ Руководство чтением детей и юношества “ ( 2001 г. , составители - автор данной книги и Т.Д.Полозова) раскрывается значение философии, эстетики, учений о культуре, общей педагогики, социальной, возрастной, педагогической психологии для разработки методологических, теоретических основ, для методики воспитания и развития личности растущего человека - читателя. Показана связь курса с другими учебными предметами, его место в цикле культурологических, педагогических, библиотековедческих дисциплин. Ведущая целевая функция подобного рода программ специальных кафедр - именно фундаментальная профессионализация, то есть формирование у выпускников умений комплексного использования знаний , полученных в ходе изучения различных дисциплин.
Одним из направлений гуманитаризации образования выступает философское образование. Ученые пытаются ответить на вопрос: каким должно быть преподавание философии в качестве необходимого и неустранимого элемента гуманитарного образования. М.С.Касьян отмечает, что философия из “ науки в себе” должна превратиться в “науку для нас”, то-есть для студентов определенного профиля обучения. Философия в таком случае “становится личностно-ориентированной, личностно-значимой для данной студенческой аудитории” (131, c. 132). Способом гуманитаризации философского образования выступает профилирование, в процессе которого обнажаются методологические аспекты той науки, профилированное преподавание которой ведется. Это дает возможность и в процессе преподавания специальных дисциплин обращаться к этим проблемам, опираясь на философские знания. В этом и заключается диалектика гуманитаризации и профессионализации.
Преподавание философии должно учитывать как специфику студенческой аудитории, так и содержание тех наук, которые изучаются студентами соответствующих факультетов. Реализация идеи профилирования преподавания предполагает формирование философских оснований профессиональной деятельности, выработку философского воззрения на содержание, методы, организацию деятельности, в том числе и библиотечной
В настоящее время актуальным является вопрос о разработке конкретных путей, поиске форм профилирования, а также осмысление новых аспектов, которые возникают в практике реализации этой идеи, в ее теоретической проработке. Связь философии с профилем подготовки студентов реализуется в процессе рассмотрения философско-методологических проблем профессиональных наук - библиотековедения, библиографоведения, теории и методики работы с читателями, педагогики и психологии чтения и др. У студентов таким образом формируется целостное философское воззрение на природу той или иной библиотечно-библиографической науки, осмысление ее связи с материальным миром, духовной жизнью общества, будущей практической деятельностью. Достичь этого в рамках обычного вузовского курса философии, очевидно, не возможно. Целостное представление о предмете, методе той или иной частной науки может быть достигнуто в рамках специальных курсов лекций по актуальным философско-методологическим проблемам наук, ведущих для факультетов.
С учетом философского знания ученые - библиотековеды разрабатывают и издают актуальные работы по вопросам библиотечной деятельности. Например, М.Я.Дворкина в лекции “ Библиотечное обслуживание: новая реальность “ ( 1999) рассмотрела изменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания пользователей. Она показала, что “в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия, осмысливаемая библиотечной философией . Так, миссия советской библиотеки заключалась в содействии коммунистическому воспитанию трудящихся. Сейчас стало формироваться представление о библиотеке, полезной обществу, личности, служащей общечеловеческим ценностям” (71, c.8).
Учебные дисциплины в рамках специализаций - “Библиография литературы для детей и юношества”, “Социология детского и юношеского чтения”, “Руководство чтением детей и юношества” и др. разрабатываются с учетом философского знания, развития философской науки. Обращение специалистов библиотечного дела к философии - это отражение объективных потребностей, складывающихся в сфере библиотечной науки. Это - отражение усиления интеграции различных наук.
Теоретический анализ проблемы гуманитаризации и профессионализации в образовании позволяет сделать некоторые выводы и практические рекомендации. Необходимо в гуманитарных науках находить то, что ориентирует на профессионально-специализированную деятельность. Принцип профилирования может находить реализацию в деятельности каждого преподавателя общенаучных кафедр. В то же время успех в профилизации возможен при наличии прочных связей общенаучных и специальных кафедр. Мировоззренческое и методологическое насыщение специальных дисциплин - необходимое условие достижения успеха в профессионализации. Развитие у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения - это задача, которую решают совместными усилиями преподаватели-обществоведы и преподаватели специальных дисциплин.

4.5. Традиции и инновации в обучении студентов

Наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий обучения: традиционной и инновационной. Инновационное обучение трактуется как ориентированное на подготовку личности к деятельности в обществе будущего “ за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми” (113, c.6-7).
Сами термины - инновационное и традиционное, идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г., обратившему внимание мировой научной общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее познавательных возможностей.
Критика традиционного обучения и разработка концепций и моделей “развивающего обучения” осуществляются как за рубежом, так и в нашей стране. Широко известны труды по вопросам развивающего обучения А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. В течение многих лет научное изучение проблемы инновационного обучения осуществляет группа исследователей под руководством В.Я.Ляудис .
Глобальные инновационные процессы характерны для второй половины ХХ и начала ХХI столетия. Они наблюдаются во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. Инновации преобразуют всю систему отношений человека с миром и с самим собой. Глобальные инновационные процессы сопровождаются ускорением развития всех сторон общественной жизни, что чрезвычайно обостряет и углубляет противоречие между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития. Рассматривая функции современной системы образования в масштабах этих глобальных перемен, ученые считают необходимым связать возможности преодоления этого противоречия с двумя альтернативными стратегиями организации образования.
Первый путь - это традиционная стратегия организации обучения, которая в принципе не меняет места и роль специалиста в культуре, меру его готовности к переменам в социокультурной сфере, ибо сохраняется сложившаяся система организации образования. Компоненты этой системы лишь модернизируются и усовершенствуются. Но при всех своих реформаторских попытках традиционное обучение лишь углубляет указанное противоречие.
На втором пути реальную перспективу преодоления противоречия между темпами социокультурного развития общества и профессионализмом специалистов создает стратегия инновационного обучения. Ее суть заключается в новой организации учебно-воспитательного процесса в вузе, основанной на творческом взаимодействии преподавателей и студентов, на субъект-субъектных отношениях и использовании новых информационных технологий.
Опираясь на идеи и методы инновационного обучения, мы сделали попытку сконструировать одну из моделей, позволяющих перейти на качественно новый уровень подготовки специалистов детских и школьных библиотек. Такой моделью нам послужила ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности преподавателей со студентами.
Стратегия инновационного обучения предполагает системную организацию управления учебно-воспитательным процессом. Главным компонентом этой системной организации выступает сама личность преподавателя. Но изменяется его позиция в отношении к студентам. Преподаватель выступает не только как носитель знаний, информации, хранитель норм и традиций, но как помощник становления и развития будущего специалиста. Изменяется характер управления, воздействия на студента. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, творчества, внимание к личностным интересам студента, к росту его профессионализма. Изменяется и позиция студента, ориентированная на активное взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Инновационный подход предполагает изменение в функции и строении профессиональных знаний, которые осваиваются в вузе. Профессиональные знания формируются в определенной системе и последовательности. Процесс их усвоения организуется в многообразных формах поисковой деятельности, как продуктивный творческий процесс. Учебный процесс ориентируется на индивидуальные и групповые формы занятий, на совместную деятельность преподавателей и студентов, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, на формирование творческой индивидуальности, способной своими средствами решать проблемы библиотечно-библиографической работы с детьми, подростками и юношеством в стремительно меняющемся обществе.
Эти аспекты организации учебно-воспитательного процесса в вузе наиболее значимы, на наш взгляд, для стратегии инновационного обучения. Более полный спектр компонентов, дающих представление о масштабе системной реорганизации учебно-воспитательного процесса в свете принципов инновационного обучения дает приведенная ниже таблица.
Таблица
Модель инновационного обучения в вузе
___________________________________________________________________________
Организация управления Инновационные подходы в
учебно-воспитательным обучении студентов
процессом
___________________________________________________________________________
1 2
___________________________________________________________________________
Единица управления Единицей управления является целостный
учебно-воспитательный процесс во
взаимосвязи многообразных форм
взаимодействия между преподавателями,
студентами, библиотекарями - руководи-
телями практики; студенты выступают
как субъекты учения, общения, органи-
зации, сотрудничающие с преподавателя-
ми.
Цель Развитие личности и профессионализма.
Ролевые позиции преподавателя Личностно-ориентированная позиция,
и стиль руководства преобладают организационная и стиму-
лирующая функции ( обучаемый как
целостная личность, взаимодействующая
со всеми участниками процесса обуче-
ния); стиль демократический, поддержи-
вающий инициативу студентов.




<< Предыдущая

стр. 4
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>