<< Предыдущая

стр. 5
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>






___________________________________________________________________________
1 2
___________________________________________________________________________
Мотивоционно-смысловые Открытость личности преподавателя,
установки преподавателя установка на совместную деятельность,
индивидуальную помощь, участие каждо-
го обучаемого в постановке целей, задач
исследовательской работы, непосредст-
венное участие в деятельности библио-
тек.
Характер организации На первый план выдвигаются творчес-
учебно-познавательной кие и исследовательские задания, сле-
деятельности студентов дующие в определенной логической
последовательности, побуждающие сту-
дентов к самоорганизации системы поз-
навательной деятельности, к выдвижению
новых целей и задач. Задания расширяют
зону ближайшего, перспективного про-
фессионального развития для всех сту-
дентов.
Формы учебных занятий Многообразие форм занятий: проблем-
ные лекции, семинары, практические
занятия, круглые столы, дискуссии, роле-
вые игры и др., которые рассматри-
ваются как совместная деятельность, по-
могающие актуализировать личный
опыт каждого участника; на каждом
этапе обучения ведущей становится
форма взаимодействия, которая сохра-
няет высокий уровень активности каж-
дого студента.




___________________________________________________________________________
1 2
___________________________________________________________________________
Контроль и оценка Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах
обучаемых, устремленных к социально и лич-
ностно значимым целям, и заинтересованных
достижением продуктивного результата в про-
фессиональной подготовке.
Мотивационно-смысловые Усиление, амплификация смыслов образования
позиции студентов посредством сотворчества и сотрудничества.
Обогащение мотивов познавательной деятель-
ности, появление мотивов творческой деятель-
ности, самоутверждение.
___________________________________________________________________________

Выделенные в таблице особенности управления процессом обучения студентов на основе инновационных принципов оказывают влияние не только на их профессиональное совершенствование, но и на весь процесс личностного развития.
Переход от традиционного к инновационному обучению потребовал освоения преподавателями нового типа управления - системного управления, предполагающего изменение собственной позиции и роли в учебной ситуации. В связи с этим важно организовать обучение самих преподавателей. На кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ организован постоянно действующий семинар по вопросам обучения в высшей школе. Цели этого семинара: формирование нового стиля управления, новой личностной позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса, нового диалогического стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместную разработку исследовательских программ, их реализацию и внедрение в библиотечно-библиографическую деятельность библиотек. В ходе семинара активно обсуждаются, разработанные преподавателями проблемные лекции, творческие задания, тематика научно-исследовательских работ студентов, а также проблемы организации и развития групповых форм учебной деятельности, интеллектуального сотрудничества.
Успешное решение стратегий инновационного обучения на базе совместной деятельности преподавателей и студентов возможно только при иной ориентации на сам учебный предмет. Преподаватели ряда учебных дисциплин - библиографии литературы для детей и юношества, руководства чтением детей и юношества, психологии детского и юношеского чтения и др. - стремятся к тому, чтобы знание выступало не как готовый результат, а как результат определенного рода деятельности, и именно эта деятельность и ее способы являлись предметом усвоения путем ее активного воспроизведения в сотрудничестве друг с другом и с преподавателем, организующим и направляющим этот процесс. Следует отметить, что при таком подходе существенно меняется характер предмета, материалы, содержание обучения. Учебные дисциплины перестраиваются таким образом, чтобы весь материал курса располагался в определенной логической последовательности. Только таким образом выстроенный учебный курс в рамках современных методов обучения может быть представлен как процесс выработки этого содержания знаний, конструктивной деятельности по его формированию. Но тем самым для плодотворного развития стратегий современных методов обучения требуется сочетание собственно психолого-педагогических исследований с исследованием структур знания и познавательной деятельности студентов.
Цель обучения заключается в том, чтобы студенты творчески освоили знания. Они должны представлять развитие научного знания в широком культурном и мировоззренческом контексте, видеть и достаточно глубоко осознавать связь развития той или иной учебной дисциплины с историей общества и культуры. Такое преподавание должно опираться на учебники и учебные пособия нового типа, в которых “ раскрывались бы скрытые механизмы решения познавательных задач, лежащие в основании порождения знания, борьба идей в процессе его развития, общая историко-культурная атмосфера, стимулирующая и обусловливающая его и т.д. “ (330, c. 73-74).
Учебники и учебные пособия - это лишь одно из очень важных средств учебного процесса. Главной ключевой фигурой является личность преподавателя. И весьма важным компонентом его профессиональной ориентации в современных условиях оказывается его общий философско-мировоззренческий кругозор, понимание той актуальной проблематики, которая связана с философским и культурологическим анализом природы и структуры научного познания.
В последние годы, особенно в связи с информатизацией учебного процесса, наметилась тенденция активизации педагогического творчества преподавателей, которое рассматривается как одно их предельных нормативных оснований профессиональной деятельности, то-есть ее ценностью.
Инновационное обучение предполагает использование современных компьютерных и информационных технологий. Эти технологии довольно широко применяются в странах Западной Европы и Америки. Так, в США с середины 90-х годов в ряде университетов - государственном университете Флориды, Иллинойском, Дрексельском, Мерилендском и Мичиганском - осуществляется активное внедрение новейших образовательных и информационных технологий в учебный процесс. Кроме изучения информационных структур библиотек и библиотечно-информационных процессов программами предусматривается всестороннее изучение информационной среды и информационных проблем. Студенты изучают различное программное обеспечение, онлайновый поиск, Web-дизайн, создают информационные продукты в разных форматах.
Н.Н.Кушнаренко - декан факультета библиотековедения и информатики Харьковской государственной академии культуры, доктор педагогических наук - в рамках международного проекта “ Библиотековедение и открытый доступ к информации в США” изучал основные тенденции и изменения содержания и организации библиотечного образования в этой стране на пороге ХХI века. Он отметил, что для всей системы библиотечного образования США характерно: “решение информационных проблем; укрепление инфраструктуры информационных технологий; более эффективное использование новейших образовательных технологий в учебных дисциплинах (программах); активное внедрение в учебный процесс инноваций; более интенсивное информационное обеспечение заочного образования, онлайновое обучение; гибкость учебных программ; ориентация в обучении на потребности пользователей и др.” (34,c.325).
Знакомясь с системой образования в этой стране в ходе посещения отдельных библиотечных школ , убеждаешься в том, что для нововведений в системе библиотечно-информационного образования США имеются прекрасные условия. Все библиотечные школы имеют автоматизированные (цифровые, электронные) библиотеки, информационные центры, а также мультимедийные классы не только в аудиториях, но даже в общежитиях.
Проблеме применения современных коммуникационных технологий в научно-педагогической работе уделяют большое внимание российские ученые. Возможности использование ЭВМ в целях совершенствования высшего образования рассматривались в диссертациях В.А.Гудковского,В.А.Каймина, О.Б.Михалкиной, в работах Е.А.Дроздова, Н.Ф.Талызиной , С.И.Кузнецова,Е.К.Марченко и др.
Активно работает в данном направлении кафедра виртуальных коммуникаций МГУКИ, возглавляемая доктором педагогических наук, профессором И.А.Каптеревым. Ученые кафедры пытаются “ использовать возможности медиатизации информационного пространства и виртуализации коммуникаций, управляя этим процессом, вести студента от овладения суммой техник через систему технологий к профессиональной культуре” (34, c. 324). На кафедре разрабатывается и внедряется концепция “МЕДИАГНОЗИС” ( Модульная единая дистанционная инструментальная автоматизированная гипермедийная научно-образовательная интеллектуальная система), включающая сочетания разнообразных форм и методов обучения. Первыми этапами этого проекта стали: web-дизайн, структурирование, размещение и пополнение сайта кафедры; разработка образовательных Интернет - ресурсов “ Мультимедиа как социокультурный феномен” и “ Информационные технологии в образовании”. Принципиальной особенностью реализуемых А.И.Каптеревым проектов является создание и использование сайта кафедры с персональными страницами преподавателей в сочетании с интерактивным мультимедийным, специально разработанным контентом, включающим: мультимедийный учебник и хрестоматию; тестовую систему с разнообразными интерактивными тестами; каталог Интернет - ссылок, включающий аннотированную базу данных по дистанционному образованию; набор собственных мультимедийных презентаций; набор профессиональных творческих проектов участников фестивалей графики и анимации (ФОКОМ); “специально разработанный и апробированный инструмент проведения телеконференций с ключевыми докладами, выступлениями студентов в прениях, системой мониторинга активности учащихся” (34, с. 324).
Заслуживают внимания рекомендации по включению в учебный процесс вузов культуры новых информационных технологий, предложенные старшим научным сотрудником ГПНТБ, кандидатом педагогических наук А.С.Арзухановым. В целях повышения эффективности подготовки студентов библиотечно-информационных факультетов он предлагает реализовать систему непрерывного последовательного формирования теоретических знаний и навыков использования новых информационных технологий при решении профессиональных задач. Такая система включает три этапа. На 1-м этапе (1-й год обучения) студенты, изучая информатику, осваивают знания по вопросам моделирования, формирования, накопления, обработки и передачи информации, а также овладевают навыками работы с вычислительной техникой и программным обеспечением. На 2-м этапе (2-3-й годы обучения) студенты осваивают теоретические и практические знания по электронным библиотекам и информационным ресурсам и приобретают навыки работы в локальных и глобальных сетях . На 3-м этапе ( 4-5-й годы обучения) у студентов формируются устойчивые навыки использования современных программных продуктов, новых библиотечно-информационных технологий в сфере будущего профиля профессиональной деятельности. А.С.Арзуханов рекомендует блок специальных дисциплин дополнять спецкурсами по библиотечно-информационным технологическим процессам и системам, понятийному моделированию, что позволит освоить образовательные информационные технологии, представленные обучающими программами, тестирующими оболочками и т.д. Это будет способствовать процессу адаптации студентов к библиотечно-информационным технологиям и повышению эффективности обучения. Инновационный подход в обучении предполагает использование дифференцированных заданий , предусматривающих самостоятельный выбор студентами вариантов подзадач, стратегий моделирования и поиск оптимальных решений. “Студенты, использующие новые информационные технологии, - отмечает А.С.Арзуханов, - в своей учебной, а в последствии и профессиональной деятельности, имеют более качественные результаты обучения и более высокий профессиональный рейтинг, так как адекватно выполняют социальный заказ общества, лучше подготовлены к жизни и работе в современном информационном обществе, выше уровень их самореализации” (34, c. 308).
В вузах культуры накоплен большой потенциал идей по вопросам инновационного обучения студентов. Их реализация в учебно-воспитательном процессе тесно связана с взаимоотношением и взаимодействием преподавателей со студентами на основе сотворчества. Необходимым условием , продуктивной формой сотворчества выступает диалог. Диалогические отношения обусловлены не только содержанием образования, но и самим процессом обучения, в ходе которого осуществляется совместный поиск, способный стать взаимным учением, основой сотворчества преподавателей и студентов. Преподаватель в процессе обучения передает студентам не только систему знаний , но и свое мотивационно-ценностное отношение к этим знаниям. Сочетание в учебном процессе традиционных и инновационных подходов, особенно связанных с новыми компьютерными и информационными технологиями, - перспективный путь является повышения эффективности библиотечно-библиографического образования.

4.6. Профессионально-педагогическая деятельность выпускников как показатель качества их подготовки в вузе

Для современных детских, школьных и юношеских библиотек вузы должны готовить образованных, компетентных специалистов, способных решать ряд сложных задач:
- аналитико-рефлексивных (анализ и рефлексия библиотечной деятельности, ее элементов, возникающих затруднений и др. );
- конструктивно-прогностических (планирование, прогнозирование результатов и последствий принимаемых решений);
- оценочно-информационных (сбор обработка, хранение и использование информации, ее оценка);
- коррекционно - регулирующих ( коррекция протекания библиотечной работы с детьми и юношеством, установление необходимых связей с другими социальными институтами);
- исследовательских (изучение читательских интересов и потребностей, особенностей чтения и восприятия литературных произведений разных видов и жанров и др.).
Решение этих задач требует высокого уровня библиотечного образования, общей культуры и эрудиции библиотекаря, его опыта, творческого отношения к собственному опыту и опыту других, исследовательских навыков - всего того, что определяет профессиональную компетентность. Конечно, выпускник вуза еще не является профессионалом самого высокого уровня. Таким ему еще предстоит стать в процессе библиотечной деятельности. И вуз - в этом его ценность и одна из функций - создает необходимые предпосылки для личностного самоопределения, самовоспитания, саморазвития и становления профессионально компетентного специалиста. Замечательный педагог В.П.Вахтерев отмечал: “ Человек - активно саморазвивающая личность, он творец самого себя, и дело воспитателя сделать это самотворчество прогрессивным” ( 47, с. 290 ).
Готовность студентов к работе с юными читателями включает вхождение в профессию, овладение стандартами профессионального библиотечного образования, в процессе которого формируется индивидуальный стиль деятельности, инновационный, творческий подход к ней. Особое значение в профессиональном становлении студентов имеет производственная практика, в ходе которой студенты применяют теоретические знания, осуществляют как традиционные, так и новые подходы в работе с юными читателями.
Одним из принципов работы с читателями сегодня является принцип демократизма. В деятельности студентов он проявляется в дифференцированном подходе к читателям, в учете индивидуальных мотивов, интересов, в свободном доступе к литературе, а также во взаимоотношении будущих специалистов и читателей на субъект-субъектной основе. Демократизм выражается и в том, что большое значение придается инициативе читателей в выборе литературы, в определении форм и методов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
В числе ведущих принципов и методологических предпосылок совершенствования работы библиотек в соответствии с требованиями времени рассматривается установка на личность, взгляд на читателя как субъект и цель деятельности. Из этого вытекает необходимость реализации принципа дифференцированного подхода к читателям на основе изучения их возрастных особенностей, с учетом учебной и общественной деятельности, межличностных отношений, индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. В каждой дипломной работе выпускников, посвященной вопросам чтения и методам работы библиотек, содержится характеристика возрастных особенностей читателей, своеобразия восприятия литературы того или иного жанра, раскрытие методов руководства чтением, основанных на принципах сотворчества. В работе с юными читателями студенты опираются на их эмоциональную активность, на ведущие потребности в том или ином возрасте. Непременным условием их деятельности является внедрение в практику интегрированных научных знаний, освоенных в ходе изучения философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, литературы для детей и юношества, иллюстрации детской книги, библиографии, библиотечной работы с детьми за рубежом и других учебных дисциплин.
Методологически значимым принципом является оптимизация работы с детьми, подростками и юношеством, предполагающая единство цели, задач, методов и критериев оценки их читательской деятельности. Для студентов становится характерным видеть динамику развития юных читателей. В своих дипломных работах они выявляют следующие критерии: возникновение и развитие интереса к чтению литературы, систематическое пользование библиотекой и справочно-библиографическим аппаратом, чтение программной и дополнительной литературы; творческое, свободное общение по поводу прочитанного; изменение мотивации чтения и др.
В своей практической работе студенты активно реализуют еще один принцип педагогики сотворчества - сочетание чтения с разнообразной творческой посткоммуникативной деятельностью детей и подростков. Органическое сочетание чтения с рисованием, лепкой, написанием отзывов о прочитанном позволяет продлить воздействие литературного произведения на читателя, создает условия для его более глубокого и целостного восприятия, для личностного освоения прочитанного. Все это выпускники убедительно подтверждают материалами своих дипломных работ.
Изучение будущими специалистами юных читателей также осуществляется на основе теоретически обоснованных принципов и методов. Один из основных принципов - изучать читателя в тесной связи с изучением его как личности. Важным является и другой принцип - изучая читателя, студент одновременно развивает и направляет его запросы и интересы. Он не проводит резкой грани между изучением читателя и его воспитанием. Изучение читателя в детской, юношеской библиотеке теснейшим образом связано с изучением книги. Понять особенности читательского восприятия, оказать помощь ребенку, подростку, cтаршекласснику в более глубоком освоении книги студент сможет лишь в том случае, если хорошо знает лучшие произведений художественной и научно-познавательной литературы, умеет анализировать содержание книги с точки зрения восприятия ее юным читателем.
Cтуденты, используя комплекс методов изучения читателей , в своих научных работах показывают содержание, особенности чтения и восприятия литературных произведений разных видов и жанров. Так, в 2001 г. студенты посвящали свои исследования чтению русской классики (М.Безукладова), современной художественной литературе ( Е.Кулиева, О.Филиппова, И.Ларина и др.), испанской сказке ( М.Яковлева). Выполняя работы, они изучали и анализировали широкий круг научной литературы по вопросам чтения, знакомились с новейшими исследованиями в этой области, познавали детей, подростков и юношество и с помощью художественной литературы. Так, внутренний мир дошкольника раскрывается в повестях В.Пановой “ Сережа”, Ю.Коваля “ Недопесок”, Ю.Нагибина “ Комаров” и др. О психологических особенностях младших школьников и подростков студенты узнают из произведений В.Астафьева, В.Драгунского, С.Иванова, Л.Давыдычева, В.Голявкина, В.Крапивина, Ю.Короткова и других авторов. Войти в сложный мир юношества помогают книги И.Кона, В.Лисовского, А.Мудрика, В.Шубина и других ученых, а также произведения классической художественной литературы. Много интересных сведений о чтении ребят дают родители, бабушки и дедушки, которые часто приходят в библиотеку или вместе с детьми, или даже без них за конкретной литературой в связи с учебными заданиями. Студенты выясняют у них, как складываются отношения детей с книгой, проводятся ли семейные чтения, как оценивают родители чтение ребенка и т.д. Таким образом они получают возможность опосредованного изучения читателей .
Студенты не только внимательно изучают материалы исследований в области чтения , но и сами принимают активное участие в проводимых исследованиях. Например, в исследовании “ Юный читатель на пороге нового тысячелетия”, которое организовала кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ, приняли активное участие студенты дневного, вечернего и заочного отделений. Они собрали и обработали более 1000 анкет. Некоторые студенты в рамках данного исследования выполнили дипломные работы. Так, Д.Ханина рассмотрела особенности чтения и восприятия литературных произведений юношеством. Результаты ее исследования показали неравномерность читательского развития старшеклассников. Дипломница дифференцировала их по уровню культуры чтения, выделив группы малочитающих или читающих случайно, с односторонними интересами - чаще всего это любители приключенческого и детективного жанра, с разносторонними и целенаправленными интересами. Ее работа содержит интересные рекомендации по работе с каждой группой читателей.
Анализ дипломных работ студентов, наблюдения за ними во время производственной практики показывают, что талантливые, творческие выпускники способны пробудить интерес к книге, чтению, быть интересными собеседниками. К ними искренне тянутся дети, подростки и старшеклассники. Этим студентам свойственна импровизация в общении с ними, открытость, естественность. Их отличает широта ассоциативного мышления, способность вспомнить в нужный момент ту или иную книгу, увязать ее с потребностями юных читателей. Индивидуальный стиль общения студентов с детьми и подростками во многом определяется как литературными предпочтениями, так и темой дипломной работы, как правило, связанной с творчеством того или иного писателя. Все, что ценит студент в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателями, вызывает желание заинтересовать их творчеством данного автора. Диалог студента с читателем в этом случае носит не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.
Демократизация нашего общества потребовала отказа от авторитарных методов работы с читателями. Еще в недавнем прошлом процесс руководства чтением рассматривался как целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения учащихся, при котором библиотекарь являлся субъектом, а читатель объектом. Эта схема взаимоотношений претерпела изменения. Современные студенты работают на основе принципов сотрудничества, сотворчества, взаимного интереса с читателями. Общение - главный метод их деятельности. К нему располагает сама книга, нацеленная на ответную мысль; тягу к общению испытывают и юные читатели. К общению располагает и сама библиотека с ее возможностью индивидуальной беседы в процессе выдачи литературы и по поводу прочитанной книги. Значение индивидуального общения с читателями очень верно определил еще в 80-е годы прошлого века С.А.Трубников: “ В процессе общения, обмениваясь опытом, представлениями, идеями и т.д., личность не только не “ усредняется “, не стандартизируется, не унифицируется, но, напротив, развивает свою индивидуальность, свою самобытность, свою непохожесть, вырабатывает богатство собственной индивидуальности” (291, c.34 ). Эти мысли ученого, относящиеся ко взрослым читателям, легли в основу работы и с юным поколением. И.И.Тихомирова отмечает, что “ такое общение оказывается деятельностью значительно более трудной, чем информирование читателей, обслуживание их, обучение практическим навыкам, - оно требует учета всей полноты уникальности ребенка” (291, c. 164 ).
Большое значение в индивидуальной работе с читателями имеет правильное понимание студентами сущности процесса, который они призваны осуществлять. Они учитывают то, что в системе “ читатель - книга” оба звена взаимосвязаны: читатель стремится найти в книге ответы на интересующие его вопросы; в свою очередь, книга направляет читательскую деятельность, определяет способ чтения, условия восприятия. Результат чтения во многом зависит от того, что побуждает читателя взять ту или иную книгу, кто ему посоветовал ее прочитать, в какой степени он готов к ее прочтению. Студенты прекрасно понимают, что не всякое чтение положительно влияет на развитие личности, а только то, что эмоционально воздействовало, вызвало мысли, активизировало самосознание. О характере этого процесса они узнают по суждениям читателей, их отзывам, вопросам, рисункам.
Известно, что всестороннее развитие личности растущего человека предполагает чтение литературы разных видов и жанров. Очевидно стремление студентов повлиять на формирование круга чтения детей и подростков. Обычно они рекомендуют детям произведения тех писателей, которые более других импонируют детскому сознанию. Для подростков - это книги с острым сюжетом и занимательной фабулой, обладающие художественными достоинствами. Они дают возможность в дальнейшем перейти к литературе, в которой острота перенесена в сферу нравственных и социальных конфликтов, а затем - к произведениям философского характера. Так выстраивается процесс чтения: от литературы более занимательной к менее занимательной, но более глубокой.
Заслуживает внимания опыт студентов МГУКИ по эстетическому воспитанию детей и подростков. Например, Н.Д.Дубинина организовала совместную работу библиотеки и школы по эстетическому воспитанию учащихся на материале творчества К.Г.Паустовского с привлечением музыки и живописи. Она обосновала целесообразность поэтапной работы с читателями, предусматривающей: выяснение уровня знаний детьми произведений К.Г.Паустовского, знакомство с его творчеством. Студентка разработала и оформила книжно-иллюстрированную выставку “ Сказочная страна писателя К.Г.Паустовского” для читателей младшего возраста, провела обзор, составила рекомендательный библиографический указатель” Путешествие в сказку-быль”. С целью углубления восприятия детьми сказок и рассказов писателя были разработаны и проведены: беседа “ Учись постигать красоту родной природы”, литературно-познавательная игра “ Путешествие в мир природы, сказок и весеннего рассвета К.Г.Паустовского”, подобраны произведения живописи и музыки, соответствующие рассказам и сказкам писателя. Предложенная система работы c произведениям писателя с целью эстетического воспитания детей оказалась эффективной. Разработанные студенткой методические материалы активно используются в ряде библиотек и школ.
Творчески подходят студенты и к работе по такой теме как “Художественная литература в помощь нравственному становлению учащихся (на материале произведений русской классической литературы)”. Так, М.И.Григорьянц разработала систему приобщения младших школьников к художественной литературе о природе, построенную по принципу постепенного усложнения предлагаемого материала и форм занятий с учетом возрастных и психологических особенностей детей , специфики восприятия ими художественной литературы и многообразия творчества того или иного писателя. Она начала работу с организации праздника народной сказки. Празднику предшествовала большая подготовительная работа: беседы, выразительное чтение с привлечением чтецов-активистов, оформление выставки, на которой экспонировались самоделки, рисунки ребят на сюжеты прочитанных сказок. Большим спросом у детей пользовались книги, представленные на выставке “ По дорогам сказки”, в связи с подготовкой к литературной игре “ Путешествие с волшебным клубком” . Участники игры путешествовали от избушки бабы-яги до терема-теремка и на каждой остановке они либо отвечали на вопросы , либо выполняли творческие задания.
Литературные игры порождают у детей дух соревнования, стремление прочитать как можно больше книг и рассказать о них. Поэтому студенты часто разрабатывают и используют такую форму работы как КВН. Во время этой игры ребята показывают прекрасное знание народных сказок и загадок. раскрывают свои творческие способности.
Для более глубокого знакомства детей с литературной сказкой студенты часто проводят беседы у книжных выставок, но разрабатывают их творчески. Так, М.И.Григорьянц беседу у выставки” Сказочная страна К.Г.Паустовского” cтроила по принципу от простого к сложному, от хорошо знакомого (загадки ) к мало знакомому - литературным сказкам и рассказам. Такой принцип был выбран потому, что дети хорошо себя чувствуют в той ситуации, когда могут показать в полной мере свои знания и умения, тогда они готовы к получению новых знаний, новой информации. В процессе беседы складывается достаточно интересная ситуация. Когда студентка спросила у ребят, какие сказки и рассказы Паустовского они знают, то дети дружно ответили, что они не знают рассказов этого писателя и вообще его не читали. Но когда им был задан вопрос: “ У кого дома живет кот? И какие рассказы вы знаете об этом?”, то почти все вспомнили рассказ Паустовского “ Кот-ворюга”. В дальнейшем беседа приняла живой характер: дети активно обсуждали хорошо знакомый им рассказ, а дома написали его продолжение, присваивая коту такие качества как благородство и храбрость, способность защищать слабых.
Проводимая студентами работа способствует приобщению детей к лучшим произведениям отечественной и мировой литературы. В настоящее время наблюдается прагматизм чтения, его деловая функция, когда учащиеся приходят в библиотеку, чтобы выполнить конкретное задание по учебной программе. Здесь требуется большое искусство, чтобы увязать учебный материал с личностью читателя. Замечено, что студенты стремятся ситуативный деловой спрос увязать с книгой, способной увлечь читателя, вызвать у него познавательный интерес. Свою задачу они видят в том, чтобы помочь наполнить чтение книги” по заданию” глубоким внутренним смыслом. Это особенно относится к произведениям классики. Проведенное А.Э.Лебедевой изучение чтения и интереса детей к классической литературе, подтвердило выводы зарубежных специалистов - М.Дорао (Испания), В.Камински (Германия ), Ж.Перро (Франция) и др. о несоответствии духовной потребности реальному функционированию классических произведений среди подрастающего поколения. Исследователь выявила характерные черты современного состояния чтения в разных странах: распространяющее “ нечтение” и “ функциональная неграмотность”, существование биофизиологических и объективных экономических причин падения спроса на книги; наличие социокультурных причин: неспособность большинства детей, увлекающихся видео, компьютерами, на должном уровне воспринимать читаемые тексты; активная переориентация детей и подростков от книги в мир виртуальной действительности; интерес юных читателей к взрослым темам; отторжение подрастающего поколения масскультом, китчем от сферы высокого искусства (154). Становится вполне очевидным необходимость формирования духовно-личностного интереса у подрастающего поколения к высокохудожественной литературе. Осознавая это, студенты стремятся не только приобщать детей и подростков к чтению, но и воспитывать их творческими читателями. Педагогическую ценность творческого чтения, его критерии, значимость эстетического восприятия литературных произведений они постигают в процессе изучения курса “ Руководство чтением детей и юношества”. Целенаправленный педагогический процесс приобщения юных читателей к произведениям высокого искусства с установкой на их эстетическое восприятие студенты осуществляют совместно с библиотекарями-профессионалами, учителями, воспитателями детских садов.
Студенты проявляют большой интерес к начинающим читателям - детям дошкольного возраста. Они видят свою задачу в том, чтобы приобщать дошкольников к книге, организовать разнообразную творческую деятельность, связанную с чтением. К этому студенты готовятся в процессе учебных занятий, самостоятельного изучения литературы по возрастной психологии. Например, Н.Солянник пишет в своей дипломной работе, что перед тем как начать встречаться с дошкольниками, она изучила литературу по психофизиологическим особенностям дошкольников - труды А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Л.М.Гуровича, книгу К.И.Чуковского “ От двух до пяти” и другую литературу. “Для меня было много новых открытий со стороны психологии возраста, - пишет студентка, - Изучая литературу и наблюдая за своей племянницей, я постаралась проникнуть в этот загадочный мир дошкольника. Мне стали понятны теперь многие моменты, которые до исследования были загадкой. Дошкольники вообще народ интересный. Но теперь, когда я проникла в глубину их психологии, когда смогла представить себя на месте шестилетних, мне стало намного легче. Помогло это знание и на практике в библиотеке”. Наблюдая за шестилетками в течение ряда лет, Н.Солянник отмечает, что для многих из них характерно при восприятии отражение прочитанного, пересказ содержания, но при этом дети не задумываются над действиями, поступками персонажей, не пытаются самостоятельно их объяснить. Вот здесь-то и необходима помощь руководителя чтением.
Какими же качествами должен обладать студент, чтобы воспитывать дошкольников как читателей? Студенты так отвечают на этот вопрос: “ он сам должен иметь вкус и творческий подход к книгам, уметь разбираться в них”, “уметь выразительно прочитать, а если нужно, то и рассказать содержание произведения”, “надо знать методику работы с книгой, помогающую детям понять произведение, закрепить его в памяти”.
В дипломных работах студенты обстоятельно раскрывают опыт своей деятельности с дошкольниками, к которой они подключаются в библиотеках и которая захватывает их и увлекает. Поскольку большинство дошкольников еще не умеет читать, основные формы работы с ними - выразительное чтение книг с последующей беседой, художественное рассказывание, показ диафильмов, видеофильмов, организация утренников, игр, инсценировок по литературным произведениям. На прочитанное или прослушанное дети чаще всего откликаются своими рисунками, поделками, лепкой. Студентка Н.Евсеева пишет, что стол библиотекаря был буквально завален рисунками дошкольников, с которыми она провела беседу о стихах А.Барто и предложила нарисовать то, что им больше понравилось.
Очевидно, что на работу начинающих специалистов большое влияние оказывают опытные библиотекари - люди увлеченные, любящие детей и свою профессию. Студентов в большей мере привлекает живой пример, не книжный. Они на практике видят, как надо общаться с детьми, какие методы и приемы наиболее результативны. Привлекательным для студентов является опыт специалистов детских библиотек N 25 и N 61 , в которых сложилась четкая система работы с дошкольниками. Проходя практику в этих библиотеках, они часто вносят в работу и свои методические приемы. Так, студенты решили устроить в детской библиотеке N25 встречу дошкольников со знакомыми литературными героями и предложили детям самим подготовить выставку любимых книг. Это предложение было встречено с большим воодушевлением. Дети с удовольствием перебирали книги, радовались, когда находили самую любимую, самую интересную. Затем студенты провели занятие, в ходе которого дети рассказывали о любимых героях, объясняли их поступки. Таким образом исключался механический пересказ содержания книг. Дети действительно думали и делали самостоятельные выводы. Студенты помогали им, задавая вопросы, читая отрывки из отобранных литературных произведений.
Интересным в опыте студентов является проведение Дня дошкольника. На предприятиях, где работают родители дошкольников, а также в детских садах были развешаны красочные объявления, приглашающие ребят, их пап и мам в библиотеку на День дошкольника. В этот день родители прослушали беседу о детском чтении, обзор книг по дошкольному воспитанию. Для них была организована выставка-просмотр детской литературы. Дети побывали во всех отделах библиотеки, рассматривали интересные книги, участвовали в конкурсе на лучшее чтение стихотворений, рисовали любимых героев.
Студенты прекрасно понимают, что становление ребенка как читателя начинается в семье. Их интересует опыт раннего приобщения ребенка к книге. О таком опыте за рубежом рассказала в одной из своих статей Н.Е.Добрынина. Делясь впечатлениями о встрече с американскими библиотекарями, Наталья Евгеньевна отметила, что “ встреча была интересной и очень полезной, потому что речь шла о судьбах книги и чтения в сегодняшней и завтрашней детской среде. “ C какого возраста вы записываете детишек в библиотеку?” - поинтересовались мы у американских коллег. В ответ услышали любопытный рассказ. “Однажды нам позвонил молодой мужчина и спросил, не поздно ли записывать в библиотеку его ребенка”. Мы спросили: ”Сколько ему лет?” “ Он еще не родился, - ответил мужчина. - Мы ждем его через три месяца...” “Ну и шутник! “ - посмеялись московские участники семинара. “Да нет, не шутник! - возразили американцы. - У нас стараются записывать детей в библиотеку как можно раньше. Пусть первыми их шажками в книжный мир будут книжки-игрушки, и буквы в них на какое-то время окажутся для малыша просто картинками. Все потом придет...” (83, с. 4).
В числе исследований профессионалов-педагогов, библиотековедов нет специальных трудов, посвященных изучению особенностей, закономерностей, содержания чтения в семье детей раннего дошкольного возраста. Вот почему так интересен и важен опыт студентки Н.Барышевой по развитию интереса к книге у ребенка с самого младенчества. Она выполнила дипломную работу на тему “ Психолого-педагогические предпосылки пробуждения и развития интереса к книге и чтению ребенка 2-3-х лет” (1995) - это в своем роде первая и пока единственная попытка проследить на примере общения с собственным ребенком процесс пробуждения и развития интереса к книге. С девятимесячного возраста мать стала показывать ребенку книги с картинками, подавая их и открывая с улыбкой, чтобы уже этим воспитывать чувство радости от книги. В свою педагогическую работу она положила принцип духовного общения, которое начала с того момента, когда почувствовала ребенка в себе. Уже тогда она стала читать и рассказывать ему стихи, сказки нежным голосом. Дипломница утверждает, что дочка потом “ узнавала” эти произведения и активно им радовалась. Ею была составлена программа опережающего обучения, собрана тщательно продуманная маленькая библиотека, что стало давать свои плоды. К полутора годам девочка четко и ясно говорила, умела рассказать короткую сказку и продолжить вслед за матерью концовки знакомых стихотворений. С этого времени ребенок ежедневно слушал веселые игровые фольклорные произведения. Шла тренировка речи, слуха, эмоционального восприятия. Роль книги в этом возрасте, утверждает дипломница, в том, чтобы показать красоту и богатство родного языка, связать услышанное с повседневной жизнью ребенка. В 2,5 года ребенок, развиваемый профессионально подготовленной студенткой, мог любоваться рисунками Л.Токмакова к стихам И.Токмаковой в сборнике “Летний ливень”, сравнивать иллюстрации со стихами. Это интересный и поучительный анализ. Такой же сделан Н.Барышевой, когда она анализировала свою работу над книгой сказок и потешек “ Еду к бабе, еду к деду” с иллюстрациями А.Елисеева. Свой метод воспитания ребенка студентка назвала как “ педагогика любви”. Воспитывая книгой, она пробуждала у дочери сочувствие, сострадание, соучастие. Эстетическое, нравственное, духовное входит таким образом в ребенка с младенчества. Интереснейший опыт! Дипломница отмечает, что девочка произнесла слово “ читать” раньше, чем “гулять” и ”копать”. Исследование обращено к родителям, семье. Этот педагогически и психологически продуманный живой опыт чрезвычайно важен для молодых родителей и для библиотекарей, осуществляющих педагогическое просвещение семьи.
Выпускники во время итоговой государственной аттестации демонстрируют высокий теоретический и методический уровень дипломных работ. Многие студенты проводят экспериментальную работу в библиотеках, выполняют работы творчески, увлеченно. Поэтому они глубоко и всесторонне раскрывают сущность поставленных проблем. Об этом свидетельствуют, например, дипломные работы студентов МГУКИ- выпускников 2001 года. Так, Е.Гармаш обстоятельно рассмотрела специфику переводов и пересказов на русский язык сказок Льюиса Кэррола и объяснила как “ нелепая и странная сказка”, написанная скромным чудаком - математиком из Оксфорда, открывает современному читателю различные уровни своего содержания. В.Кремнева в результате трехлетнего исследования обосновала пути и методы приобщения младших школьников к чтению произведений К.Паустовского как источнику эстетического воспитания. В течение ряда лет изучал проблему чтения младшими школьниками исторических произведений Е.Шацкий. Он теоретически обосновал круг чтения детей, экспериментально доказал необходимость использования в практике работы библиотек комплекса форм и методов по формированию у детей интереса к исторической книге. В настоящее время Е.Шацкий продолжает исследование, обучаясь в аспирантуре.
Новаторской по своему замыслу явилась дипломная работа О.Филипповой, посвященная проблеме поэтапного приобщения детей, подростков, юношества к многожанровому творчеству С.В.Михалкова. Она раскрыла новый, практически значимый современный подход к освоению подрастающим поколением его многожанрового художественного творчества как поэта, баснописца, драматурга, сказочника.
Высокую оценку получило исследование Е.Сычевой, которая изучала иллюстрацию детской книги как предмет теоретического осмысления и эстетического восприятия . В рамках исследования на базе детской библиотеки №25 г. Москвы был проведен эксперимент, имеющий целью определить как отношение к книжной иллюстрации вообще со стороны читателей-детей и руководителей чтения, так и уровень их конкретных познаний в области книжной графики и творчества художников-иллюстраторов, ставшими в нашей стране классиками в этой области. В ходе экспериментальной работы была апробирована система - “ выставка - беседа - игра “, что позволило студентке сделать вывод о необходимости использования комплекса методических приемов по работе с книжной иллюстрацией среди младших школьников.
Студенты выступают с научными докладами, сообщениями как на студенческих, так и на международных научных конференциях. Особую активность проявляют студенты заочного и вечернего отделений. Некоторые из них делали сообщения на научных конференциях “ Информационные центры и библиотеки на рубеже веков”, “ Юный читатель и подготовка библиотечных специалистов в канун третьего тысячелетия”(2000 г), “Библиотечное дело - 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве” (2001 г.). В последние годы издаются сборники тезисов научных работ студентов. Так, в 2002 г. готовится 6-й выпуск сборника научных работ студентов заочного отделения “ Библиотечно-библиографическая теория и практика: голоса молодых”.
C 1993 г. студенты участвуют во Всероссийском конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам высших учебных заведений. Конкурс проводится под руководством Министерства образования Российской Федерации. Отрадно отметить, что ежегодно студенты специализаций детских и школьных библиотек получают награды по итогам конкурса. Среди награжденных в 2001 г. дипломом Минобразования: Е.Гармаш за работу “ Сказки Льюса Кэррола в чтении современных детей: специфика переводов и пересказов на русский язык” ( МГУКИ, науч.рук. А.Э.Лебедева); М.Денисова за исследование “ Психолого-педагогические условия подготовки детей дошкольного возраста к восприятию живописи” ( Рязанский заочный институт МГУКИ, науч.рук. Н.Н.Ярошенко); Е.Дорш за разработку темы “ Школьная библиотека. Проблема утверждения статуса ( маркетинговый подход)” (Челябинская академия культуры и искусств, науч.рук. Н.К.Сафонова).
Развитию научно-исследовательской деятельности студентов способствуют вузовские конкурсы. Так, в вузовском конкурсе “Планета на пути к культуре мира” (2001 г.), организованном в МГУКИ, приняли участие всех отделений университета. Помимо лучших дипломных работ, отмеченных ГАК, на конкурс были представлены самостоятельно выполненные научные исследования студентов, в том числе опубликованные. Конкурс проводился в два тура. 1-й тур проходил в академических группах, на кафедре и на факультете. Экспертные комиссии отбирали лучшие научные работы и определяли призовые места. 2-й тур проводился Центральной конкурсной комиссией - по итогам работы экспертных комиссий. Члены экспертных комиссий, рецензенты руководствуются в оценке научных работ студентов следующими критериями: проблемность исследования; теоретическая и практическая значимость; новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методы исследования; использование литературных источников и архивных материалов; этика цитирования и библиографическая грамотность; степень самостоятельности выполнения работы; качество оформления; возможности внедрения и апробация работы; наличие публикаций у студента по теме конкурсной работы (определяющий критерий). Работы студентов, отвечающие данным критериям и занявшие первые места, рекомендуются на Всероссийский конкурс .
Таким образом, анализ опыта деятельности студентов в библиотеках, их дипломных работ, результаты государственной аттестации свидетельствуют о достаточно высоком профессиональном уровне выпускников как специалистов по библиотечной работе с детьми, подростками и юношеством. Профессионализм студентов проявляется прежде всего в подходе к работе с юными читателями как делу педагогическому. Они глубоко осознают цели и задачи воспитания юного поколения. Показывают глубокие знания теории и практики воспитания детей дошкольного и школьного возраста, их возрастных особенностей. Для них характерно освоение исторически проверенных и новейших теорий, современного инновационного опыта библиотек. Студенты привносят в свою работу опыт других, освоенный на личностно значимом уровне, проявляют педагогическое мастерство и творческий подход в воспитании детей, подростков как читателей. В своей деятельности они руководствуются теорией поэтапного развития личности , реализуют концепцию целостного и гармонического воспитания и развития юных читателей. Свою работу в библиотеках строят на основе педагогики общения, сотворчества, субъект-субъектных отношений. Профессиональную уникальность придают студентам широкие и глубокие знания отечественной и мировой литературы для детей, понимание ее специфики, истории, теории и, одновременно, неотъемлемости от художественной культуры народа, от общего процесса культурного развития общества Применительно к чтению подрастающего поколения профессионализм студентов проявляется в умении анализировать литературные произведения, увидеть их глазами юного читателя; заинтересовать детей и подростков книгой, помочь ее освоить; сформировать культуру чтения и восприятия литературных произведений, информационную культуру. Студенты способны использовать комплекс искусств в целях эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения. Они проявляют свои способности не только в работе с детьми, подростками, юношеством, но и с педагогами, воспитателями, родителями.
Удается ли студентам приобщиться к многофункциональной деятельности библиотек? При всем желании ответить на этот вопрос положительно, приходится констатировать, что эта деятельность настолько сложна, что ее придется осваивать в течение длительного времени . Заслуга же студентов заключается в том, что они анализируют многие ее стороны, открывают новые подходы и методы воспитания творческих читателей, отстаивают свои оригинальные идеи приобщения детей и подростков к отечественной и зарубежной классике. Осваивая традиционные и разрабатывая новые методы работы с детьми, подростками, юношеством, будущие специалисты вносят свой вклад в образование и воспитание юного поколения, готовят его к жизни в мировом информационном и интеллектуальном пространстве.
Из перечисленных проявлений профессионализма студентов видно, что в современных условиях значительно обогатилось содержание образования, накоплен солидный учебно-методический опыт подготовки будущих библиотечных специалистов по работе с подрастающим поколением.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Профессиональное образование специалистов по библиотечной работе с детьми , являющееся составной частью образования в высшей библиотечной школе, прошло сложный и противоречивый путь. Образование библиотекарей до ХХ века в нашей стране не являлось делом учебных заведений. Первоначально лица, выполнявшие библиотечные обязанности, не имели специальной подготовки. Профессиональные знания и умения формировались в процессе деятельности, обмена опытом.
Можно выделить два пути приобщения библиотекарей к профессиональному знанию: первый связан с их включением в процесс деятельности, второй - с изложением наиболее существенных моментов деятельности. В первом случае через деятельность библиотекари приходили к знанию, во втором этот путь пролегал через информацию, которая на определенном уровне обретала характер знания.
Рассмотрение исторического пути развития образования библиотекарей как специалистов по работе с детьми свидетельствует о том, что на первоначальном этапе - до ХVIII в. формировались представления о педагогике детского чтения, о сущности деятельности библиотекарей как руководителей детского чтения. Каждая эпоха предъявляла свои требования к содержанию чтения и методике работы с книгой среди подрастающих поколений. В связи с ростом изданий детской литературы, расширением круга чтения детей начали осуществляться педагогические подходы в организации детского чтения. В XVIII в. реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детского чтения. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.
Роль библиотек в образовании, просвещении и культурной жизни страны значительно возросла в ХIХ в. Передовые общественные деятели рассматривали в этот период библиотеку как мощное средство распространения прогрессивных идей, отстаивали ее общедоступность. Российские специалисты определяли требования к личности библиотекаря, обосновали необходимость разграничения функций между сотрудниками библиотеки (В.Ф.Одоевский), особое внимание обращали на руководство чтением юношества (В.П.Сопиков). Получила признание библиотечная специальность, требующая общенаучной и специальной подготовки. Педагогическая система взглядов на профессиональную деятельность организаторов детского чтения представлена в трудах писателей, критиков, педагогов: В.Г.Белинского, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.
Объективные предпосылки для становления библиотечного образования специалистов по работе с детьми создаются в начале ХХ века . Рост изданий книг для детей, периодики, появление первых детских библиотек, интенсивная деятельность энтузиастов-библиотекарей по организации чтения - все это способствовало подъему библиотечной работы с подрастающим поколением. Большое значение для профессионального становления библиотекарей имела разработка теоретических и практических проблем библиотечной работы с детьми ( Л.Б.Хавкина, В.А.Зеленко). На развитие теории и практики библиотечно-библиографического образования большое влияние оказали идеи Н.А.Рубакина. Возможные пути, методы, содержание профессиональной подготовки кадров библиотек обосновала Л.Б.Хавкина. По ее инициативе работали в Москве первые библиотечные курсы при Народном университете им. А.Л.Шанявского. У библиотекарей имелись большие возможности для пополнения своих профессиональных знаний путем самообразования.
Новый этап в развитии библиотечного образования наступил после Великой октябрьской социалистической революции. В этот период появились высшие учебные заведения, которые готовили кадры профессиональных библиотекарей. Большой и весомый вклад в становление высшего библиотечно-библиографического образования внесла Н.К.Крупская. В 20-е годы открываются институты внешкольного образования. Было положено начало дифференцированной подготовки кадров. Образование специалистов по библиотечной работе с детьми предполагало освоение широкого круга знаний: библиотечных, библиографических, книговедческих. В этот период разрабатываются научные основы специальных дисциплин, что оказало существенное влияние на содержание образования и методику их преподавания.
C созданием в 1934 г. Московского государственного библиотечного института расширились возможности для дифференцированной подготовки кадров. Была открыта специальность “ Библиотековедение детских библиотек”. В послевоенные годы организацией обучения студентов занимался факультет детских и школьных библиотек . На кафедрах большое внимание уделялось созданию учебных программ, учебников, проводилось их широкое обсуждение. Для каждого студента были обязательными дипломные работы.
Важным этапом совершенствования подготовки библиотечных специалистов по работе с детьми явились 60-80-е годы. В эти годы неоднократно перерабатывались учебные планы и программы. Создание квалификационных характеристик позволило внести изменения и дополнения в содержание образования, ввести новые учебные дисциплины. Сформировалось ядро специальных дисциплин, отвечающее требованиям подготовки специалистов по библиотечной работе с детьми. Обучение московских студентов осуществлялось по экспериментальному учебному плану.
В 60-80-е годы активно развивалась научно-исследовательская и научно-методическая работа на кафедрах детской литературы и библиотечной работы с детьми Московского и Санкт-Петербургского институтов культуры. Главные усилия ученых направлялись на выработку единой теоретической концепции подготовки кадров и ее реализации в учебно-воспитательном процессе. Исследования были направлены также на теоретическое обоснование и практическое осуществление системы дифференцированного руководства чтением детей. Изучались возможности активизации воспитания детей как читателей, осуществлялся поиск внутренних резервов интенсификации библиотечного обслуживания, тенденций сближения библиотек с другими учреждениями культуры, средствами массовой информации.
В рассматриваемый период методологической основой содержания образования и воспитания студентов были партийно-правительственные документы. Партийно-классовая заданность выражалась в нормативных требованиях, которым должны были отвечать учебные планы, программы, учебная литература. Негативные процессы в системе подготовки библиотечных кадров были следствием общих тенденций, характерных для вузовского образования.
В зарубежных странах образование библиотечных специалистов отличалось многовариантностью и находилось под влиянием многих факторов: социально-экономических условий, национальных особенностей, специфических черт систем образования, идеологических основ библиотечного дела, различных взглядов на специальность детского и школьного библиотекаря. С начала 60-х годов активизировались международные библиотечные связи. Совместное обсуждение важнейших проблем профессиональной подготовки детских и школьных библиотекарей, широкий обмен опытом - все это способствовало совершенствованию библиотечно-библиографического образования.
В начале 90-х годов произошли глубокие политические, экономические изменения в жизни нашего общества. В этих условиях кардинально преобразуется система образования, ее организация, правовой статус, экономические и социально-психологические отношения.
В связи с новыми приоритетами высшего образования на основе принципов его демократизации, гуманитаризации, гуманизации, фундаментализации, дифференциации происходит обновление подготовки высококвалифицированных кадров по библиотечной работе с детьми, которое направлено на усиление:
- его методологической составляющей - включение знаний об общенаучных методах познания;
- выделение инвариантной составляющей библиотечного образования, обеспечивающей системный подход в преподавании учебных дисциплин, четко выраженную практическую направленность;
- общекультурных, педагогических, психологических, литературоведческих, информационных компонентов образования;
- организации личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего и развивающего у студентов творческие способности, позволяющие интегрировать и применять на практике научные знания, полученные при изучении общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Перечисленные направления ориентируют на подготовку компетентных, творческих специалистов, способных на качественно новом уровне осуществлять многогранную работу в детских и школьных библиотеках. Готовность к этой работе включает формирование у студентов индивидуального стиля профессиональной деятельности, инновационного, творческого подхода к ней, развитую педагогическую рефлексию, осуществление авторских поисков и находок.
Информатизация общества, процессы демократизации, задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения являются стимулирующими факторами совершенствования содержания образования и методики учебного процесса. Важнейшая особенность образования заключается в том, чтобы выпускники отвечали современным требованиям, чтобы образование носило опережающий характер. В противном случае эти специалисты не будут подготовлены к решению актуальных задач библиотечно-педагогической и информационной деятельности. Важно, чтобы в вузе были представлены новые знания. Особое значение имеют знания в области компьютерных и информационных технологий. В связи с чем непременной составной частью содержания образования становятся : основы информационных технологий, теоретические и методические основы формирования информационной культуры, информационные ресурсы, организационная деятельность в условиях детских и школьных библиотек (медиацентров). Профессиональному становлению студентов в значительной мере способствует производственная практика в библиотеках, осуществляющих инновационные подходы в своей деятельности, использующие современные компьютерные и информационные технологии, а также стажировка студентов за рубежом.
Новый взгляд на образование библиотекаря-педагога заключается в системе формирования компетентного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных и технологических условиях. Большое значение для позитивных изменений в системе российского образования имеет развитие международного сотрудничества в области библиотечного дела и подготовки кадров, участие в деятельности ИФЛА, МОИДЛ, IBBY и других международных организаций.
В настоящее время образовался и нарастает большой резерв для подготовки кадров детских и школьных библиотек. Основная причина: все уменьшающийся выпуск в вузах культуры таких специалистов. Назрела необходимость восстановления в ряде университетов культуры отделений детских, школьных и юношеских библиотек и увеличение плана приема на эти отделения. Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ выступила с инициативой разработки учебной специальности “Библиотечно-педагогическая деятельность” и самостоятельного учебного плана. Эта инициатива получает поддержку со стороны многих ученых МГУКИ, а также Санкт-Петербурга и Челябинска. Важным является обоснование и введение новых специализаций в соответствии с потребностями библиотек. Необходим переход на подготовку бакалавров и магистров, что будет способствовать интеграции российского библиотечно-библиографического образования в мировое образовательное пространство. В целях осуществления фундаментальных, поисковых, методических исследований на кафедре МГУКИ создана научная лаборатория профессионального образования специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством. Проблемой, требующей решения, является координация и взаимодействие исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей вузов культуры, занимающихся подготовкой библиотечных специалистов по работе с подрастающим поколением.




Л и т е р а т у р а

1. Абрамов К.И. Г.К.Дерман - первый директор МБИ (По неопубликованным документам) // Г.К.Дерман - первый директор Московского библиотечного института: [ Материалы научной конференции к 110-летию со дня рождения: статьи и воспоминания]. - М.: МГИК, 1994. - С. 17-29.
2. Абрамов К.И. Демократические преобразования библиотечного дела России в период февральской революции (февр.-окт.1917 г.) - М.: МГИК, 1993.- 42 с.
3. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: Учебно-метод. пособие для студ. , преп. библ. ф-тов вузов культуры и библиотекарей-практиков. - М.: “Изд-во Либерия”, 2000.- 176 с.
4. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России. Часть 2: Учебно-метод.пособие для студ., преп. и библиотекарей-практиков.- М.: “Изд-во Либерея”, 2001. - 160 с.
5. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР: Учебник.- М.:” Книга”, 1980.- 352 с.
6. Абрамов К.И. и Васильченко В.Е. История библиотечного дела в СССР ( до 1917 г.): Учеб. для студ. библ. институтов. - М.:”Сов.Россия”, 1959. - 200 с.
7. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.- М.: Топикал, 1994. - 608 с.
8. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. - М.: ИВА, 1996.- 480 c.
9. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы:Учеб.пособие для вузов. - М.: Высш.шк., 1986.-128 c.
10. Актуальные проблемы культуры и пути совершенствования высшего библиотечного и культурно-просветительного образования: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1981.- 176 с.
11. Алтухова Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. - М.: МГУК,1996.-90 c.
12. Антология педагогической мысли России ХУIII в. / Cост. И.А.Соловков.- М.: Педагогика, 1985.- 480 с.
13. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. / Сост. И.А.Соловков.- М.:Педагогика, 1987.- 543 с.
14. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец ХIХ - ХХ век: Уч. пособие. - М.: Изд.центр АЗ, 1998.- 360 c.
15. Артемова Т.Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста: Лекция.- М.: МГИК, 1989.- 32 с.
16. Бабушкина А.П.История русской детской литературы. - М.: Госучпедиздат, 1948.- 480 c.
17. Бабченко И.В., Сляднева Н.А. Специфика региональной сети библиотечно-библиографических учреждений как фактор, определяющий стратегию подготовки кадров // Развитие библиотечного образования в России: Межвуз. сб. науч.тр. - М.:МГИК, 1994. - С.32-38.
18. Бакмейстер И.Г. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской императорской Академии наук, изданной на французском языке Иоганном Бакмейстером, подбиблиотекарем Академии наук, а на российском языке переведенный Васильем Костыговым. - СПб., 1779. - 99 с.
19. Балика Д. Читатель и книга // Красный библиотекарь.- 1925.- № 10.- c. 106.
20. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: о читателе восьми - девяти лет.- М.: Книга, 1969.- 167 c.
21. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. - М.: Дет.лит., 1983. - 430 с.
22. Беловолова И.И. Развитие международного сотрудничества в области библиотечно-библиографического образования (на примере ИФЛА): Автореф. дисс.... канд.пед.наук. - М., 1989. - 16 с.
23. Белоколенко М.В. Использование наглядности в библиотечной работе с детьми ( зарубежный опыт): Лекция . - М.: МГУКИ, 1997. - 30 с.
24. Банк Б.В. Изучение читателей в России (ХIХ в.) - М.: Книга, 1969.- 262 c.
25. Берх В. Собрание писем императора Петра I к разным лицам с ответами на оные. Ч. 2. - СПб., 1828.- 173 с.
26. Беспалова Э.К. Формирование библиографической мысли в России ( до 60-х гг. 19 в.). - М., 1994. - 283 с.
27. Беспалова Э.К., Тимошина Т.Б., Шлыкова О.В. О трудностях на путях совершенствования высшего библиотечно-библиографического образования // Проблемы высшего библиотечно-библиографического образования: историография и современное состояние: Межвуз сб.науч.тр. - М.:МГИК, 1988. - С. 91-106.
28. Библиотеки и средства массовой информации в работе по воспитанию подростков и юношества: Сб.науч.тр. - Л.: ЛГИК, 1986.- 134 с.
29. Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра: Сб.науч.тр.- М.: МГУКИ, 1996. - 195 c.
30. Библиотерапия: задачи, подходы, методики: Сб. статей / Сост. О.Л.Кабачек.- М.:БМЦ, 2001. - 128 c.
31. Библиотечная работа с детьми: Сб. / Под ред. М.А.Смушковой и Н.А.Херсонской . - М.-Л., 1926. - 40 с.
32. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практ. пособие. - М.: Кн.палата, 1989. - 216 с.
33. Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: Тез. докл. Пятой межд. науч.конф. ( Москва, 25-26 апр. 2000 г.) .Ч.1. - М.:МГУКИ, 2000. - 252 с.
34. Библиотечное дело - 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: Тез.докл. Шестой межд. науч. конф. (Москва, 26-27 апреля 2001 г.). Ч.2. - М.: МГУКИ, 2001. - 430 с.
35. Библиотечное дело и демократия: Тез. докл. и сообщ. науч. конф.(Москва, 8-10 апр. 1997 г.). Ч. 1.- М.: МГУК, 1977.- 163 с.
36. Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: Тез.докл.науч.конф. (Москва, 27-28 апр. 1999 г.). Ч.1. - М.: МГУК, 1999.- 202 с.
37. Библиотечное дело на пороге ХХI века: Тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. (Москва, 15-16 апр. 1999 г.). Ч.1.- 177 с.
38. Болотов А.Т.Современник, или записки для потомства // Библиография. - 1886.- N 1. - С. 28.
39. Бутенко И.А. Читатель и чтение на исходе ХХ века: социологические аспекты. - М.: Наука, 1977. - 132 с.
40. Бутенко И.А. Юный читатель и библиотека: ( Чтение девочек и чтение мальчиков) // Книга. Исследования и материалы. - М.: Книга, 1999.- C. 53-64.
41. Ванеев А.Н. Взгляды на библиотечную профессию в конце ХУII-начале ХIХ века // Научные и технические библиотеки.- 1992.- N 5. - С. 17-25.
42. Ванеев А.Н. Вклад ученых института в разработку общетеоретических и методологических проблем библиотековедения // История и перспективы библиотечного образования. Сб.науч.тр. - Л.,1988. - С. 117-134.
43. Ванеев А.Н. Отраслевая и функциональная специализация в подготовке библиотечных кадров // Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР: вопросы содержания и организации.- М.: МГИК, 1984.- С. 57-64.
44. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России в ХI-ХУIII веках.- СПб, 1992.- 152 с.
45. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР ( 1917-1959 гг.): Учеб. пособие. - Л., 1976. - 152 c.
46. Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России. ХI-ХYIII века.- М.: Гос. изд-во культ.-просв.л-ры, 1948. - 157 с.
47. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. - М., 1916. - 591 с.
48. Владимир Иванович Терешин: Биобиблиографический указатель. - М.:МГУК, 1998. - 44 с.
49. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986.- 474 c.
50. Вопросы воспитания юного читателя: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1982.- 128 с.
51. Вопросы совершенствования подготовки кадров для работы с юными читателями: Межвуз. сб. науч.тр. / МГИК, ГРЮБ РСФСР.- М., 1984.- 150 с.
52. Воспитание творческого читателя: ( Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе): Кн. для учителя. Под ред. С.В.Михалкова, Т.Д.Полозовой.- М.: Просвещение, 1981.- 240 c.
53. Вохрышева М.Г. Библиография в системе культуры. - Самара, 1993.- 124 с.
54. Всероссийское совещание библиотечных работников 23-29 марта 1948 года.- М.: Госкультпросветиздат, 1948. - 220 с.
55. Высшее заочное библиотечно-информационное образование в начале ХХI века: Тезисы докл. и сообщ. юбилейной науч.конф. ( Москва, 5 дек. 2000 г.). - М.: МГУКИ, 2000. - 160 с.
56. Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР и за рубежом: Библиографический указатель литературы на русском и других языках народов СССР за 1946-1988 гг. Ч.1. - М.: МГИК, 1989 - 159 с.
57. Ганзикова Г.С. Подготовка специалистов нового типа для детских и школьных библиотек в период информатизации общества // Детская библиотека: Проф. информ. журн. / Ассоц. дет.б-рей России. - Н.Новгород, 2000. - N 1925). - 79-81.
58. Гаранина О. Как и прежде в строю // Библиотекарь.- 1985.- N 6.- С. 15-16.
59. Г.К.Дерман - первый директор Московского библиотечного института. [Материалы научной конференции к 110-летию со дня рождения: статьи и воспоминания]. - М.: МГИК, 1994.- 151 с.
60. Герцен А.И. Былое и думы // Собр. соч. : В 30 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т.8.- 518 с.
61. Герцен А.И. Записки одного молодого человека // Собр.соч.: В 30 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т.1.- 279 с.
62. Герцен А.И. Речь на открытии публичной библиотеки в Вятке 6 декабря 1837 г. // Собр. соч.: В 30 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 1.- С. 366-368.
63. Головин В.В. Детская библиотека: осмысление феномена в контексте подготовки специалистов // Петербургская библиотечная школа.- 1998.- N 2.- С. 28-32.
64. Голубева Е.И. Пути развития детской библиотеки // Библиотековедение. - 1995. - N 3. - С. 10-15.
65. Горький М. О детской литературе: Статьи, высказывания, письма. - М.: “Дет.лит. “, 1968.- 432 c.
66. Григорьев Ю.В. Какими должны быть новые учебники по библиотечному делу //Красный библиотекарь. - 1931.- N 5/6. - С.61.
67. Григорьев Ю.В. Л.Б.Хавкина ( 1871-1949). - М.: Книга, 1973.- 126 с. (Деятели книги).
68. Григорьева Т.А. Беседа как метод изучения детского отношения к книге // Новые детские книги. Сб.5.- М., 1928.- 16 c.
69. Григорьева Т.А. Приемы наблюдения над детским чтением.- М.-Л.: Госиздат, 1926.- 16 с.
70. ХХI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека: Сб. тезис.докл. межд.науч.-практ. конф. ( М., 16-17 мая 2001 г.). - М.: МГУКИ, 2001.- 274 c.
71. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность.- М.: МГУКИ, 1999. - 45 с.
72. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: ( Монография). - М.: МГИК, 1993.- 249 c.
73. Дементьева Н.Ю. Библиотечное образование в Польше: история, современное состояние, тенденции развития: Автореф. дисс.... канд.пед.наук.- М., 1998.- 16 с.
74. Дети и подростки в мире книжной культуры: По итогам социол. исслед.: Сб. науч.тр./ РГБ; сост. А.И.Лебедева.- М., 1993. - 128 с.
75. Детская библиотека: материалы Немецкого библиотечного института N7 / Науч. ред. Е.М.Ястребова. - М.: Медиум, 1994.- 92 с.
76. Детская библиотека: Профессиональный и информационный журнал / Ассоциация детских библиотекарей России. - Н.Новгород,1999.-N 2(22.- 120 с.
77. Детская библиотека сегодня и завтра.- М.: РГДБ, 1993.- 69 с.
78. Детская библиотека: Традиции.Духовность. Возрождение: Сб.ст.- метод. рекомендаций ведущих специалистов дет. б-к Ленинградской обл.; Сост. Степанова Л.В. - СПб, 1993.- 102 с.
79. Детское чтение для сердца и разума.- М., 1785. Ч. 1. - С. 5-6.
80. Детское чтение: феномен и традиции в конце ХХ столетия. Материалы Международной конференции. Ч.1. - СПб, 1999.- 177 с.
81. Дифференцированное руководство чтением детей: Сб. науч. трудов / ЛГИК им. Н.К.Крупской. - Л., 1983. - 168 с.
82. Долженко О.В.Очерки по философии образования.- М.: Промо-Медиа, 1995.- 239 с.
83. Добрынина Н.Е. В мир книг до рождения: когда учить ребенка читать // Книжное обозрение.- 2000.- N 16. - с. 4.
84. Добрынина Н.Е. Кто он, трехлетний читатель // Библиотека. - 1995.- N 6. - С. 26-28.
85. Добрынина Н.Е. Первые шаги в мир книги //Библиотека. - 1993.-N 9. -С.27-29.
86. Добрынина Н.Е. По ступенькам культуры чтения// Библиотековедение.- 2000.- N 3. - С. 52-57.
87. Дуликов В.З., Иванова Г.А. Некоторые вопросы организации учебного процесса в институте культуры // Современные проблемы культурологического образования. Сб. ст. - М.: МГУК, 1993. - С. 12-20.
88. Дюкина И.К. Организация высшего библиотечного образования в ФРГ: современные проблемы // Библиотековедение и библиография за рубежом.- 1983. - Вып. 91.- С. 38-50.
89. Езова С.А. Библиотечное общение.- Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1990.- 60 c.
90. Езова С.А. О подготовке библиотекарей к общению с читателем // Библиотековедение. - 1993.- N 4. - С. 72-81.
91. Жизненные приоритеты и чтение юных россиян ( Идеи Н.А.Рубакина сегодня). Монографический сборник. - М.: РГЮБ, 1997. - 74 с.
92. Житомирова Н.Н., Воронец В.А., Серова Н.С. Руководство чтением детей в библиотеке: Уч-к для студ. биб.ф-тов ин-тов культуры.- М.: “Сов.Россия”, 1964. - 263 c.
93. Зарубежная литература для детей и юношества: Учеб. для ин-тов культуры. В 2 ч. Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С.Чернявской.- М.: Просвещение, 1989.- 270 с.
94. Зарубежная детская литература: Учеб. пособие для библ. фак. ин-тов культуры. Под ред. И.С.Чернявской. - М.: Просвещение, 1974.- 478 c.
95. Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала ХХ века. 3-е изд. - М., 1955. - 663 с.
96. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”, 1997. - 480 с.
97. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности: Монография.- М.: Книга, 1979.- 144 c.
98. Зубов Ю.С. Библиография искусств [ Учебник для библ. фак. ин-тов культуры]. - М.: Книга, 1973.- 303 c.
99. Иванова Г.А. Вклад ученых МГУКИ в разработку проблем педагогики детского чтения // Педагогика детского и юношеского чтения: история, современное состояние, перспективы: Сб. науч. тр. - М.:МГУКИ, 2001. - С. 6-24.
100. Иванова Г.А. Довузовская подготовка специалистов для работы с детьми и юношеством // Библиотековедение.- 1995.- N 3. - С. 76-81.
101. Иванова Г.А. Н.К.Крупская о руководстве чтением детей // Н.К.Крупская и совершенствование духовной культуры советского общества: Сб. науч. тр. - М.:МГИК, 1988. - С.37-44.
102. Иванова Г.А. Подготовка специалистов для детских и юношеских библиотек: опыт старейшей кафедры университета // Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сб. статей.- М.: МГУКИ, 2000.- С.40-49.
103. Иванова Г.А. Профессиональная подготовка студентов специализации детских и юношеских библиотек ( опыт, тенденции развития ) // Юный читатель и библиотека. - М.: МГИК, 1991.-C. 30-42.
104. Иванова Г.А. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов по библиотечной работе с юными читателями // Вопросы совершенствования подготовки кадров для работы с юными читателями: Межвуз. сб. науч. тр.- М.: МГИК, 1984. - 31-39.
105. Иванова Г.А. Роль курса “ Руководство чтением детей и юношества в библиотеке” в профессиональной подготовке студентов библиотечных факультетов // Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР: вопросы, содержание и организация.- М.: МГИК, 1984.- С. 102-113.
106. Иванова Г.А. Руководство чтением детей в библиотеке: Учеб. пособие. - М.: ВМК МК СССР, 1990.- 71 с.
107. Иванова Г.А. Сохраняя традиции // Библиотековедение.- 1995.- № 1.- С. 72-79.
108. Иванова Г.А. Ю.В. Григорьев - теоретик и практик библиотечного образования : 100 лет со дня рождения // Библиотековедение.-2000.- № 1.-С.84-88.
108. Иванова Г.А. , Кадынцева З.И. Работа библиотеки с родителями: Учеб. пособие.- М.: МГИК, 1989. - 69 с.
110. Иванова Г.А., Терешин В.И. Дифференциация высшего библиотечного образования по трем типам библиотек : [ Эксперимент в МГИК] // Научные и технические библиотеки СССР. - 1989.- № 1.- C. 28-32.
111. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: Уч. пособие.- М.: МГУКИ, 1999. - 268 с.
112. Иммрот Б.Ф. Система образования библиотекарей для детских и юношеских библиотек // Библиотековедение и библиография за рубежом.- 1991. - № 129.- С.87-94.
113. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я.Ляудис. - М., 1994. - 203 с.
114. Иноземцев И.В. Библиография научно-познавательной литературы для детей: Уч. пособие. - М.: МГИК, 1969.- 99 с.
115. Иноземцев И.В., Медведева Н.Б. Актуальные вопросы профессиональной подготовки работников детских и школьных библиотек // Библиотековедение и библиография за рубежом. Сб. Вып. 31.- М.: Книга, 1969.- C. 33-41.
116. Информатизация детских библиотек России. Ч.2. / Сост. А.И.Михайлова.- М.: РГДБ, 2000.- 59 с.
117. История библиотечного дела в СССР: Документы и материалы, ноябрь 1920-1929. - М., 1979.- 261 с.
118. История книги: Учебник для вузов / Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.- М.: Изд-во МГУП “ Мир книги”, 1998. - 346 с.
119. История и перспективы библиотечного образования: Сб.науч.тр. / Науч.ред. Н.И.Сергеева. - Л.: ЛГИК, 1988. - 214 с.
120. Кабачек О.Л. Изучение профессионального сознания детских библиотекарей // Библиотековедение.- 1994.- № 2(6).- С. 73-86.
121. Кабачек О.Л. Исследование педагогических возможностей детского библиотекаря // Cов. библиотековедение.- 1990. - № 5.- С. 38-42.
122. Каган М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. - СПб, 1994. - С. 28-30.
123. Кадры культуры и проблемы их подготовки: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию МГИК / Науч.ред. Г.А.Иванова. - М.:МГИК,1990.- 204 с.
124. Каптерев А.И. Займет ли библиотекарь место на информационном рынке // Библиотековедение.- 1993.- № 7.- С. 66-71.
125. Каптерев А.И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов: Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1994. - 459 с.
126. Каптерев А.И. Модульный подход к формированию профессионально-квалификационной структуры библиотечных кадров // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр. - М.: МГИК, 1990. - С. 96-106.
127. Каптерев А.И. Некоторые проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры библиотечных кадров в США// Научные и технические библиотеки. - 1993.- № 6. - С. 45-50.
128. Каптерев А.И. Применение активных методов обучения как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов библиотечных факультетов к общению с юными читателями // Активные методы преподавания специальных дисциплин на библиотечных факультетах вузов культуры. - М.: МГИК, 1987. - С. 79-87.
129. Каптерев А.И. Профессиональная культура студента: от системы понятий к системе технологий // Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сб. статей. - М.: МГУКИ, 2000.- С.94-103.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>