стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>





«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МГДБ




_____________ЗАБЕЛИНА Н.А.

«___» СЕНТЯБРЯ 2000 Г.
«СОГЛАСОВАНО»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА КСПБМ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ГПНТБ РОССИИ, Д.Т.Н.


_______________ ШРАЙБЕРГ Я.Л.

«____» СЕНТЯБРЯ 2000 Г.



«КОРПОРАТИВНАЯ СЕТЬ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК МОСКВЫ (КСПБМ)».
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

Создание Базового центра-провайдера в Московской городской деловой библиотеке.


Ответственные исполнители:

Фамилия, имя, отчество
Должность
Подпись
Штукарева Светлана Владимировна
Зав. координационно-аналитическим отделом

Жуков Алексей Павлович





ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО ПРОЕКТУ.
1.1. Справка о выполненных работах на стадии технического проектирования (2000 г.)
Московская городская деловая библиотека (МГДБ) является участником проектирования и реализации первой очереди Корпоративной сети публичных библиотек (КСПБМ) в качестве ее Базового центра провайдера. Основные цели и задачи участия МГДБ в данном проекте:
за счет участия в формировании объединенного информационного ресурса общего пользования публичных библиотек Москвы повысить качество информационно-библиотечного обслуживания жителей района, округа и города,
реализовать формирование объединенного информационного ресурса общего пользования публичных библиотек Москвы на основе современной библиотечно-информационной технологии и телекоммуникационной среды.
Особенностями задач для МГДБ:
создание на базе МГДБ телекоммуникационного узла КСПБМ 1-й очереди в качестве Базового Центра провайдера, взаимодействующего со всеми библиотеками, участниками КСПБМ, соответствующего его общесистемным функциям и организационно-технологическим решениям,;
создание и предоставление в свободный доступ через Интернет представительного электронного каталога библиотеки, как части объединенного ЭК Сети;
участие в корпоративной обработке ретроспективы своих фондов;
создание других видов информационных ресурсов в соответствии с эскизным Проектом, а также коллегиальными решениями, которые будут приняты участниками КСПБМ;
В МГДБ создан телекоммуникационный узел КСПБМ 1-й очереди в качестве Базового Центра провайдера. С указанной целью были выполнены следующие работы:
был приобретен новый WEB-сервер на сумму 10 000 долларов США, на который устанавливается протокол Z 39.50. До этого в эксплуатации был временный сервер с Web-страницей МГДБ, где представлена информация о деятельности библиотеки, ее истории, структуре, текущих и перспективных проектах. Адрес сервера WWW.mgdb.ru. (см. пример в п.4.2)
Информационные ресурсы МГДБ, представленные для коллективного использования, включают «Каталог ауди и видеосредств, компьютерных компакт-дисков», «Каталог аналитической росписи статей МГДБ», «Каталог книжных изданий МГДБ».
Пополнение электронного каталога МГДБ по состоянию на 1 сентября 2000 года составляет 10 000 б/з. Число переданных б/з в Сводный каталог составляет 2 460 б/з. Графики выполнения работ соблюдаются регулярно: МГДБ является участником Сводного каталога с апреля 2000 года, и среднемесячное пополнение записей в Сводном каталоге составляет 410 записей в месяц.
Не завершена работа по созданию Группы администратора и разработки комплекта документации сети. Причиной является несвоевременность финансирования. Данная задача должна стать центральной для решения ее на втором этапе работы КСПБМ.

1.2. Планируемый состав и содержание работ на стадии рабочего проектирования (2001 г.)
В соответствии с целями, задачами и этапами создания КСПБМ (см. Технический проект создания корпоративной сети публичных библиотек Москвы), а также результатами работ, изложенными в п.1.1., в 2001 г., планируется:
создание на базе МГДБ группы администратора и разработки комплекта документации сети (в составе 5 человек) и организация взаимодействия МГДБ с участниками сети.
создать информационно-консультационную службу (в составе 3 человек) для всех участников проекта КСПБМ в целях усиления взаимодействия участников проекта, координации согласованных работ, информирования и обучения участников сети по всем вопросам реализации проекта, отслеживания и анализа результатов выполнения проекта, как по каждому участнику отдельно, так и в целом по системе, оказывать консультационную поддержку по текущим вопросам реализации проекта на различных его стадиях.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА (Московская городская деловая библиотека)
2.1. Функции МГДБ базового центра-провайдера.

Основными функциями базового центра-провайдера является обеспечение:
Технического и организационного администрирования и сопровождения серверов узлов сети библиотек, не имеющих технического персонала по телекоммуникациям,
Взаимодействия информационных ресурсов публичных библиотек и федеральных библиотек,
Услуг по облегченному совместному доступу узлов публичных библиотек к информационным ресурсам Интернет, предоставляемых на платной основе,
Функций сетевого провайдера для части библиотек, участников проекта.

2.2. Организационно-функциональная структура.
(МГДБ как базовый центр-провайдер)

2.2.1. МГДБ имеет ниже следующую структуру и формы деятельности:
Таблица 1
Кадровый состав и адресные реквизиты библиотек основных участников проекта

Сокращенное на­име­но­вание биб­лиоте­ки (ЦБС)
МГДБ
Полное наименование библи­отеки (ЦБС)
Московская Городская Деловая Библиотека
Номер и/или наименование Центральной библиотеки (для ЦБС)

Кол-во филиа­лов (для ЦБС)

Адрес
129301, Москва, ул. Б.Галушкина,д.19,корп.1
Фамилия, имя, отчество директора
Забелина Наталья Аветиковна
Телефон
282-59-00
Факс
283-56-46
E-mail
mbl@vdnh.relline.ru
Фамилия, имя отчество отв. за автоматизацию
Штукарева Светлана Владимировна

Должность

Зав. координационно-аналитическим отделом
Телефон
286-0900
Факс
283-56-46
E-mail
mbl@vdnh.relline.ru
К-во сотрудников в подразделениях:
1. Администрац. + бухгалтерия
6
2.Комплектов. и обработки л-ры
4
3.Абонементного обс­луживания
7
4. Читальн. Зале
7
5. СБО
4
6. Хран. Фондов
0
7.Автоматизации
10

МГДБ не имеет сети филиалов, и общее количество персонала библиотеки насчитывает 45 человек. Структура МГДБ состоит из отделов:
администрация и бухгалтерия,
отдел абонементного обслуживания,
читальный зал,
отдел справочно-библиографического обслуживания,
информационный отдел,
методический отдел,
координационно-аналитический отдел,
отдел комплектования и обработки,
отдел иностранной литературы.
Отдел абонементного обслуживания выдает литературу по запросу на дом. Читальный зал выдает литературу на период пребывания в библиотеке для работы в зале, отдел справочно-библиографического обслуживания ведет систематическую картотеку статей периодических изданий, выполняет информационные запросы читателей и организаций, используя, в том числе, электронные базы данных, составляет библиографические списки, также выполняет ряд функций по проекту КСПБМ. Информационный отдел выполняет запросы на поиск информации по фактографическим и полнотекстовым базам данных, комплектует базы данных по предприятиям различных отраслей экономики, ведет информационный бюллетень, выполняет информационные исследования под заказ, решает ряд задач, связанных с проблемами автоматизации и по проекту КСПБМ. Методический отдел составляет методические пособия для библиотек, проводит методические семинары, принимает участие в выездных семинарах по методическим проблемам. Отдел комплектования и обработки изучает рынок книжной продукции, проводя целевые мониторинги рынка, комплектует фонд библиотеки различными изданиями, занимается электронной обработкой текущих поступлений и ретроспективы, создает рабочие архивы баз данных различной функциональной направленности методами создания копий массивов данных на дискетах. Является одним из основных в рамках работы по проекту КСПБМ. Отдел иностранной литературы выдает литературу преимущественно на английском языке читателям на период пребывания в библиотеке. Координационно-аналитический отдел является основным отделом по проекту КСПБМ, в его функции входит:
организация работ по взаимодействию между всеми отделами библиотеки в рамках проекта КСПБМ,
разработка и подготовка документации МГДБ по проекту КСПБМ,
организация работ по взаимодействию между библиотеками-участницами проекта КСПБМ: информирование по текущим вопросам, организация семинаров, встреч, совещаний,
подготовка рабочих материалов для библиотек-участниц проекта КСПБМ,
решение вопросов автоматизации в МГДБ.

Таблица 2
Состояние библиотечных и информационных ресурсов основных библиотек-участников проекта
Сокр. на­име­но­­вание библиоте­ки (ЦБС)
МГДБ
Общий объем фонда, наим.
42000
Ср. объем годового компле­к­тования книг, наим.
5000
Ср. объем подписки на перио­дич. Издания, на­им.
300
Ср. Объем списываемой лит-ры в год, наим.
800
Количеств. и качеств. х-ка других информационных ре­сурсов общего пользования
Справочно-консультационная, правовая, познавательная информация, информационно-аналитические бюллетени.
Базы данных: Гарант, Консультант плюс,
WА-2 регистр, свыше 300 СD-ROM (в том числе обучающие программы)
Объём электронного каталога книг,тыс. бибописаний
10000
Объём ЭК периодич. из­да­ний, тыс. Б/З
400
Объём ЭК росписей статей, тыс. Б/З
500
Наличие полнотекстовых док-в и БД (каких, сколько, примерный суммарный объём в Мбайтах)
БД: Гарант,Консультант плюс,
WА-2 регистр (в общей сложности – 1500 МБт)
Др. виды ресу­рсов на машиночитаемых носителях
Фактографические базы данных по пред-
приятиям, организациям, частным лицам.

Суммарный объем информационных ресурсов МГДБ включает следующие виды материалов:
книжные издания,
периодические издания,
информационные и аналитические бюллетени, в том числе, создаваемые МГДБ,
электронные базы данных в виде фактографических, полнотекстовых правового, обучающего, информационного характера,
компьютерные и музыкальные компакт-диски, дискеты, видеоматериалы, аудиосредства,
данные информационно-аналитических работ в виде распечаток и в электронной форме,
методические материалы МГДБ и сторонних организаций,
электронный каталог периодики,
электронный каталог росписи статей,
электронный каталог книг.

Таблица 3
Сведения по основным характеристикам обслуживания жителей москвы библиотеками участников КСПБМ

Сокр. на­имено­вание библиоте­ки (ЦБС)

Численность на­селения округа, чел.

Кол-во населения района, обслуживаемого ЦБС, чел.

Кол-во читателей:
1. Всего

18000
2. Абонемента
10000
3. Читального зала
8000
Макс. кол-во книговыдач в день
2500
Ср. кол-во кни­говыдач в день
2000
Макс. по­сеще­ние чита­ль­ного зала,чел./день
350
Ср. посеще­ние чита­ль­н. зала, чел./день
180
Ср. кол-во, выда­ва­е­мых библиогр. спра­вок, в день
30
Др.виды работ и формы обс­лу­­живания, тре­бующие поддержки средствами ВТ:
1. Подготовка библиографич. указателей и списков(в год)


12
2. Подготовка обзоров, других аналитич. материалов (в год)
12
3. Проведение конференций, семинаров (в год)
12
Виды обрабатываемой литерату­ры (какие)
Книги, периодика
Прочие виды работ (какие)
Создание информационно-аналитических массивов, информационный абонемент, создание аналитических и фактографических БД
Наличие Интернет-класса, кол-во рабочих мест
7



Структура МГДБ предусматривает ведение различных форм обслуживания читателей и потребителей информационных ресурсов библиотеки. Помимо традиционных форм (абонементное обслуживание и обслуживание в читальном зале, выдача библиографических справок, подготовки библиографических указателей, обработка текущих поступлений и ретроспективы фонда для электронного каталога, предусмотрены дополнительные, как то: ведение консультирования по правовым базам данных и обучающим программам, использование возможностей Интернет для читателей, использование электронных ресурсов МГДБ в виде фактографических баз данных, компакт-дисков, ит.д.. ведение детских компьютерных курсов, создание информационно-аналитических отчетов по проводимым исследованиям, создание бюллетеней различной тематической направленности.

2.2.2. Подсистема ФЛК, входящая в Подсистему Комплектования и обработки входных информационных потоков, создания и ведения электронных каталогов коллективного пользования КСПБМ, выполняется программно-техническими средствами КСПБМ и сотрудниками отделов автоматизации. Лексикографический и терминологический контроль входного потока библиографических записей, а также автоматический перевод элементов записей с одних естественных языков на другие и автоматизированное ведение словарных БД, (в совокупности называемое подсистема АСЛО) осуществляется отделом комплектования МГД и отделом автоматизации. За сохранность баз и массивов данных (подсистема архивации) отвечают менеджеры информационного отдела МГДБ. Контролем качества информационной продукции занимаются сотрудники отдела автоматизации МГДБ. За работу подсистемы обслуживания пользователей КСПБМ отвечают сотрудники информационного отдела и отдела комплектования, эти же службы отвечают за подготовку изданий и других выходных данных КСПБМ. В настоящее время практически в полной мере функционирует служба подготовки изданий.

III. ТЕКОММУНИКАЦИИ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
(МГДБ как базовый центр-провайдер)

3.1. Телекоммуникационная инфраструктура подсистемы.
(МГДБ как базовый центр-провайдер)

В данном разделе рассматривается текущее состояние телекоммуникационной инфраструктуры и перспектива на второй этап.

Текущее состояние:














Перспективное состояние:










стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>