<< Предыдущая

стр. 2
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Ггнапенко В. Бiблiографiя украшсьюн преси (1816-1916).- Харшв; Ки1в: Держвидав Украши, 1930.- С.11.
Власт Ю. Украшська преса в Америщ // Украшський прапор.-Вщень, 1920.- Ч. 8; Кириленко О. Украшщ в Америцi.- Вiдень, 1916; Литвицький М. Таборова журналiстика // Украшська Трибуна (Варшава).- 1921.- Ч. 42; Любенко I. Украшсыа часописи у Канадi // Укра1нський голос (Вшншег).-1934. - Ч. 30/31; Мiяковський Л. Як формувався свггогляд украгнського емiгранта в Америцi // Пропам'ятна книга Укра1нського Народного Союза.-Д.-Ст, 1936; Шклянка I. Канадщська часописна мова// Рiдна Мова (Варшава) - 1936.- Ч. 7; Яринович А. Украшська преса в Америщ // Книгар.- Кив, 1917.- Ч. 4.
Калинович I. Покажчик укра1нсько1 культуры за 1924 р. -Львiв; Ки1в, 1925; Укра1нська преса i видавництва за 1923 р.- Львiв, 1924.

10. Бойко М. Украшська бiблiографiя материка й ддаспори: Видання
Медичного архiву - бiблiотеки УЛТПА.-Блумшгтон, Iндiана (США), 1989;
Боровик М. Укра1нська канадська преса та 11 значення для укра1нсько1 меншости
в Канадд: Украшський Вшьний Унiверситет.-Мюнхен, 1977; Голiят Р. С. кт^я
укра1нсько1 преси в ЗСА: Збiрник на пошану Юрiя Панейка.- Мюнхен, 1988.-
С. 1 33-1 53.
11. Терношльський Ю. Украшська преса з перспективи 150-лгття.-
ДжерсьСп!, 1973.

Павлуша Т.П.
Библиотековедческие аспекты информатизации библиотек Украины

Социальные и экономические изменения, происходящие в обществе, в значительной мере нашли свое отражение и в деятельности библиотек. Разрушение единого информационного пространства, утрата стабильного и достаточного финансирования, резкое удорожание традиционных каналов связи, печатных изданий и, как следствие, ограниченный доступ к ним, привели к необходимости создания новых условий для обеспечения пользователей своевременной, достоверной и полной информацией путем широкого использования новейших информационных технологий.
Сегодня уже нет необходимости доказывать, что парадигма информационного обслуживания, направленного на удовлетворение различных информационных потребностей только лишь бумажными носителями, устарела, а на смену ей приходит новая - обеспечивающая электронное представление разнообразной документной информации, тиражируемой независимо от времени обращения к ней и местонахождения пользователя. Ускорение темпов создания этой информации, совершенствование способов ее сохранения, изменение принципов взаимодействия людей (поставщик информации - пользователь) в процессе информационного обмена и др. привели к возникновению двух органично связанных между собой новых составляющих - соответствующей телекоммуникационной структуры и информационных ресурсов. Развитие последних не представляется без библиотек - традиционных центров хранения, создания и использования этих ресурсов. Однако, сегодня еще не разрешено противоречие между уровнем развития библиотек, информационными потребностями общества и существующими способами обработки информации.
Большинство библиотек все еще остаются преимущественно хранилищами документов, где читателям предоставляются в основном издания, содержание которых соответствует их конкретным информационным запросам, т. е. обеспечивается релевантность информационного обслуживания. Удовлетворение же широкого спектра информационных потребностей пользователей предусматривает предоставление им пертинентных документов, представленная в которых информация в максимальной степени соответствует их потребностям.
Тенденция перехода на новые носители информации и внедрение новой компьютерной техники в практику работы отечественных библиотек обусловили необходимость трансформации последних из "учреждений, располагающих организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование своим читателям" в активных распространителей знаний, катализатор цивилизации, способствующий предоставлению пользователям возможности интерактивного общения с авторами прошлого и настоящего.
Современный процесс информатизации библиотечного дела включает три составляющие, характеризующие деятельность библиотек в различных аспектах и требующие соответствующего кадрового обеспечения -библиотековедческую, информационно-технологическую и научно-организационную. Этот триединый комплекс ориентирован на формирование в книгохранилищах Украины электронных библиотек, их интеграцию компьютерными сетями и обеспечение доступа к ресурсам этих библиотек.
Библиотековедческий аспект информатизации предусматривает определение приоритетных направлений развития библиотек в постиндустриальном обществе, создание терминологического, форматного и лингвистического обеспечения для внедрения компьютерных технологий. Решение рассматриваемых задач, прежде всего, обеспечивает: - раскрытие фондов отдельных библиотек или их объединений;
поиск в мировом документном информационном потоке;
получение полных текстов документов;
- поддержку внутренних технологических процессов библиотечной деятельности.
Для раскрытия библиотечных фондов используются возможности электронных и сводных электронных каталогов новых поступлений и подразделений-фондодержателей, которые в информационном пространстве библиотеки являются основным средством обеспечения доступа, поиска и получения информации. Сводный электронный каталог представляет собой распределенную межбиблиотечную информационную систему, базирующуюся на совместной каталогизации изданий, поступающих в определенные библиотеки, ведении сводной базы данных и он-лайновый доступ к ней читателей и сотрудников библиотеки с использованием стандартных средств "всемирной паутины" (WWW).
Представление о качественном составе библиотечных фондов можна также получить, используя базы данных ретроспективной национальной библиографии Украины.
Поиск в мировом документном потоке обеспечивают электронные реферативные журналы и электронные картотеки, отечественные и национальные библиографии зарубежных стран, каталоги крупных библиотек мира, издательские каталоги, реферативные, полнотекстовые, библио­графические, политематические базы данных и др., использование которых содействует расширению возможностей ориентации пользователей в мировых информационных ресурсах. Для доступа ко вторичной информации в научных библиотеках все чаще используются базы данных на компакт-дисках (CD-ROM, DVD) с результами аналитико-синтетической переработки мировой научной информации.
Как известно, долговечность компакт-дисков составляет 25-100 лет. Их огромная емкость и сравнительно небольшая стоимость позволяют библиотекам собрать практически всю профильную библиографическую информацию. Многоаспектное использование ее приводит к кардинальному повышению полноты и оперативности удовлетворения информационных потребностей пользователей во вторичной информации. Однако, при позитивных возможностях использования таких дисков для распространения ретроспективных каталогов и баз данных за конкретный промежуток времени, необходимо отметить нецелесообразность применения их для поддержки текущих электронных каталогов или других баз данных. Это связано с тем, что обновление последних требует дополнительного создания новых дисков, которые реально смогут быть изготовлены и предоставлены для "начинки" их информацией не чаще, чем раз в несколько месяцев. Фактор долговременности изготовления компак-дисков должен учитываться при определении целесообразности его использования для записи конкретной информации.
Такое направление информатизации библиотек, как возможность получения полных текстов документов, реализуется на основе использования информационных ресурсов Национального депозитария электронных документов. Его основу составляют: электронные версии произведений печати, передаваемые библиотекам издательствами и издательскими организациями Украины; свободно распространяемые документы по глобальным компьютерным сетям; электронные документы на компакт-дисках, создаваемые как в Украине, так и за ее пределами; электронные версии авторефератов диссертаций, защищаемых в Украине; собственная информационная продукция библиотек. В перспективе в этом депозитарии найдут отражение все отечественные издания.
Поддержку внутренних технологических процессов обеспечивают служебные базы данных подсистем: комплектования и обработки документов, информационного обслуживания и данных аппарата управления.
Перечисленные направления библиотечной деятельности в период использования достижений информационных и коммуникационных технологий обусловили изменение функций современных библиотек как социальных институтов, основными из которых являются :
- обеспечение пользователям доступа к информации независимо от местонахождения и социоэкономического статуса библиотеки;
- предоставление возможности получения информации из любого источника без временных, географических и других ограничений;
эффективное отражение содержания документов, хранящихся в фондах библиотеки, и помощь читателям и абонентам в оперативном получении информации;
обеспечение "продолжительной жизни" документам, имеющим особую историко-культурную ценность (реставрация и консервация, перевод их в электронную форму и т.д.), и предоставление доступа к ним неограченному числу пользователей;
- регулирование соотношения в библиотечном фонде документов на традиционных и электронных носителях информации и т.д.
Такой подход в определении приоритетов развития библиотек на пороге третьего тысячелетия дает основания воспринимать современную библиотеку как своеобразный "электронный архив", предоставляющий доступ к информации как на традиционных носителях, так и в электронном виде. Уже сегодня библиотеки приступили к подготовительным работам по обеспечению "мирного сосуществования" информации различной формы представления. Он-лайновое обслуживание удаленных абонентов (взаимодействие пользователей с ЭВМ в диалоговом режиме) и возможность получения информации из удаленных источников являются нормой в библиотеках западных стран, где отсутствие такого сервиса - чрезвычайная редкость. В Украине же эти тенденции находятся на начальной стадии развития.
Очевидно, что первым шагом в развитии национальной информационной инфраструктуры, особое место в которой занимают библиотеки, станет реализация концепции создания электронных библиотек Украины.
В той или иной форме идея электронной библиотеки уже реализована во многих университетах и крупных библиотеках ведущих стран мира. В Украине одной из первых инициатив в этом направлении стал семинар по вопросам организации обмена электронными ресурсами в системе библиотек и других научно-информационных подразделений НАН Украины, проведенный на базе Национальной библиотеки Украины имени В.И.Вернадского (НБУВ) в апреле 1999 г. В результате обсуждения информационной составляющей развития науки и определенных успехов внедрения современных автоматизированных технологий в практическую деятельность библиотек и научно-исследовательских учреждений участниками семинара было высказано пожелание о целесообразности передачи НБУВ своих общедоступных электронных информационных ресурсов для создания электронной научной библиотеки НАН Украины.
В развитии данного направления и с целью достижения качественно нового уровня полноты и оперативности удовлетворения информационных потребностей общества в документированных знаниях, кумулированных в библиотеках, НБУВ приступила к реализации проекта создания Национальной электронной библиотеки Украины, которая предполагает:
интеграцию библиографических ресурсов библиотек государственного уровня и головных библиотек библиотечно-территориальных объединений;
реферирование украинской научной литературы и наполнение базы данных "Рефераты научных изданий Украины";
-формирование депозитария электронных документов (опубликованных и неопубликованных);
- поддержку доступа к ресурсам Национальной электронной библиотеки Украины по глобальным компьютерным сетям;
- повышение роли Украины в международном информационном сообществе.
При условии объединения усилий отечественных библиотек и поддержки их со стороны властных структур можно надеяться на создание библиотеки будущего и в Украине.
Перспективы информатизации современных библиотек связаны также и с доступом к информационным ресурсам сети Интернет, использование которых в мире достигло уже таких масштабов, что ее потенциал как способ коммуникации нельзя игнорировать.
Сегодня фактически сложилось "две" сети Интернет. Одна -общедоступная, бесплатная, объединяющая серверное пространство для любых "визитеров". Как правило, в ней размещают рекламу и справочные материалы общего характера, которые не имеют коммерческой цели. Вторая сеть предназначена для специалистов. Именно в ней сконцентрирована большая часть научно-технической информации, доступ к которой предусматривает соответствующую регистрацию пользователя.
Каждая библиотека, имеющая выход в эти сети, может использовать удаленные источники информации в повседневной работе. Это, в свою очередь, содействует созданию качественно новой инфраструктуры, в которой библиотеке отведена роль гаранта общедоступности мировых информационных ресурсов.
Однако, для большинства отечественных библиотек подключение к сети Интернет каналами с высокой пропускной способностью до сих пор является проблематичным. Качественная и полная связь дорогостоящая, а выделить на это средства из собственного бюджета сложно. В этой ситуации помощь библиотекам оказывают различные фонды, которые финансово поддерживают расширение возможностей и улучшение качества доступных коммуникационных механизмов. Сегодня в Украине такую спонсорскую помощь возможно получить, например, от Международных фондов "Возрождение" (негосударственной неприбыльной благотворительной организации), "Евразия" (частной неприбыльной организации, созданной на средства Агентства международного развития США (USAID) и др.
Вместе с тем, решение задач информатизации библиотек влечет за собой необходимость формирования их новой кадровой структуры, которая смогла бы динамично развиваться в режиме современных информационных технологий, взаимосвязанного развития гуманитарной и технической составляющих библиотечного образования. Необходимость качественной подготовки новой генерации библиотечных специалистов требует изменения парадигмы высшего библиотечного образования и его концептуальных основ в контексте инноваций, гуманитаризации и компьютеризации обучения. Библиотекарям, имеющим уже определенный опыт работы, необходимо постоянно совершенствовать уровень своей профессиональной квалификации.
Активный рост новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании диктует также новые требования и к подготовке конечных пользователей в рамках этих технологий, приобретению ими дополнительного профессионального образования. Современная техническая база и возможности компьютерных телекоммуникаций наряду с традиционными формами обучения позволяют обеспечить доступ к мировой сокровищнице знаний путем обмена научными программами и другими материалами с крупными учебными центрами мира. Использование глобального сетевого комплекса может стать, по оценкам специалистов, через 1 0-1 5 лет серьезной альтернативой заочному обучению. Это так называемое "дистанционное обучение", которое основано на использовании новых возможностей общения обучаемого и обучающего на основе компьютера с помощью всего разнообразия видов и форм обучения. При этом преодолевается пространственно-временной барьер путем отделения учения от обучения. Основная задача в данном контексте состоит в предоставлении обучающимся знаний не только основ информатики, но и обучение их пользовательским функциям высокого уровня, практическом освоении уже существующих или только разрабатываемых прикладных программ, умении адаптировать их к решению конкретных задач, стоящих перед библиотеками как современными информационными центрами.
Эта на первый взгляд частная проблема непосредственно связана с расширением возможностей удовлетворения информационных потребностей читателей и абонентов на основе использования современной технической базы и средств компьютерных телекоммуникаций.
Вместе с тем, вопросы создания высокоинтеллектуального производства по обработке и использованию информационных ресурсов, их интеграция для удовлетворения информационных потребностей учреждений и отдельных пользователей, а также органичное вхождение Украины в международные библиотечно-информационные сети еще решаются недостаточно быстро.
Процесс автоматизации в библиотеках происходит обособленно, используются различные, в основном дешевые и несовместимые программы и технические средства, не учитывается необходимость создания совместных
коммуникативных сетей. Сегодня в большинстве случаев решаются вопросы локальной автоматизации отдельных библиотек.
Вместе с тем и сам процесс информатизации не всегда дает положительные результаты. Так, накопленный опыт в области использования информационных технологий в библиотеках позволяет установить, что успеха в решении данной проблемы возможно достичь лишь при условии использования научно обоснованных и методологически четких и конкретных решений. Так, например, неудачи в компьютеризации библиотек бывшего Советского Союза в значительной степени вызваны непониманием невозможности восприятия кампании оснащения библиотек средствами вычислительной техники как самоцели, без внедрения современных информационных технологий. Нынешняя же ситуция с информатизацией библиотек Украины связана со значительными усилиями различных систем и ведомств, но результаты оказываются ниже ожидаемых.
В контексте вышеизложенного определенные надежды украинские библиотеки возлагают на поддержку со стороны властных структур. Однако, к сожалению, в утвержденном 13 мая 1996 года Кабинетом Министров Перечне государственных научно-технических программ и важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукций, термин "библиотека" не встречается вообще, а в Законе Украины от 4 февраля 1998 года "О национальной программе информатизации" встречается только единожды при подаче трактовки понятия "информационные ресурсы". При этом библиотека упоминается лишь среди организаций, располагающих этими ресурсами. Дальше о ней речь уже не идет, т.е. в Национальной программе информатизации библиотека оказалась в роли "падчерицы".
Как видно из приведенного выше, продуманной взвешенной государственной политики в области автоматизации библиотечного дела сегодня, к сожалению, нет. Координация действий в масштабе страны практически отсутствует. Это касается и места библиотеки в системе информатизации общества: при наличии техники для обработки и передачи информации, остро ощущается недостаток информационных ресурсов. На отечественных библиотечных WEB-серверах представлен очень ограниченный объем информации, неадекватный возможностям этих библиотек. Интеграция электронных ресурсов сдерживается отсутствием общепринятого формата представления библиографических данных. В этой ситуации определенные надежды возлагаются на ассоциации библиотек Украины, которые смогут оказать помощь в развитии взаимодействия и координации процесса информатизации библиотек, в выработке единой взвешенной политики.
Вышеизложенное является основанием для вывода о необходимости разработки стратегии и тактики развития библиотек Украины, предполагающей: 1) в области научных исследований:
разработку теоретических основ трансформации библиотек из хранилищ документированных знаний в их активных распространителей и вхождения в 21 ст. в качестве центров инфополисов. Первоочередное внимание при этом следует уделить созданию научной базы для формирования и эффективного использования электронных библиотек, где должен кумулироваться весь интеллектуальный потенциал общества;
организацию создания терминологических словарей и энциклопедий по библиотечному делу;
- консолидацию усилий методических центров библиотечных сетей, направленных на разработку единых методологических и методических подходов к решению кардинальных проблем управления ресурсами, создание оптимальных моделей фондов в зависимости от типологии библиотек и путей эффективного использования библиотечных собраний;
2) в области прикладных работ:
активизацию начатых в НБУВ работ по созданию Национальной электронной библиотеки Украины;
ориентацию информационной деятельности библиотек на раскрытие знаний, содержащихся в их фондах, и создание качественно новых информационных продуктов (библио- и наукометрических, обзорно-аналитических и других баз знаний);
3) в области подготовки кадров:
- обеспечение дифференцированной системы непрерывного библиотечного образования, уделив при этом особое внимание повышению компьютерной культуры библиотекарей, освоению ими автоматизированных библиотечных технологий, навыков поиска и получения информации из глобальных компьютерных сетей, выполнения функций информационных посредников для читателей;
- организацию проведения дистанционных курсов по вопросам формирования и использования электронных библиотечно-информационных ресурсов.
Решение отмеченных вопросов будет способствовать активизации деятельности библиотек как социальных институтов в современной непростой ситуции, повышению их роли в общественной жизни и вхождению Украины в международное информационное сообщество.

Литература
1 . О Национальной программе информатизации: Закон Украины от 4 февраля 1998 г. // Вестн. Верх. Сов. Украины. - 1998. - NN 27-28. - (укр. яз.)
2. Арзуханов А. С. Проблемы организации дистанционного обучения пользователей библиотек // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Т. 2. Материалы конф., Судак, Авт. Респ. Крым, Украина, 7-15 июня 1997 г. / 4-я Междунар. конф. " Крым-97". - М.: ГПНТБ России, 1997. - С.582-584.
Ершова Т.В., Хохлова Ю.Е. Информационное общество и будущее библиотеки // Науч. и техн. б-ки. - 1988. - № 1. - С.38 - 41.
Жабин А.Н., Костенко Л.И., Чекмарев А.А., Павлуша Т.П. Internet для читателей библиотеки // Библ. вестн. - 1 997. - N 2. - С.7-8. - (укр. яз.)
Кристальный Б., Нисневич Ю. На пороге информационного общества / / Информ. русурсы России. - 1997. - N 6. - С. 15-18.
6. Кузьмин Е. Б. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий.
Государственная политика и управление библиотечным делом : смена
парадигмы. — М.: Либерия, 1999. - 224 с.
7. Ленг Б. Будущее библиотек // Науч. и техн. б-ки. - 1 996. - N 4. - С.27-
38.
8. Немошкаленко В. В. Библиотеки в системе информационного обеспечения науки, образования, культуры // Библ. вестн. - 1 997. - N 6. - С.3-6. - (укр. яз.)
9. Немошкаленко В. В. К проблеме формирования национальной
информационной базы // Библ. вестн. - 1998. - N 3. - С. 14-17. - (укр. яз.)
Павлуша И.А. Электронные библиотеки: зарубежный опыт, вопросы разработки украинской концепции // Библ. вестн. - 1999. - N 4. - С. 13-24. - (укр. яз.)
Павлуша Т.П. Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания на основе электронных каталогов: Дис... канд. пед. наук (05.25.03) / МГИК. - М., 1991. - 175 с.
1 2. Парфенцева Н.А. Социальная роль статистики в условиях рыночного реформирования экономики // Информация и рынок. - 1 994.- NN 3-4. - С.1 7­19. - (укр. яз)
1 3. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Сост.: З.Г.Высоцкая (отв. ред.), В.А.Врубель, А.Б.Маслов, Л.К.Розеншильд; БЕН РАН. - М., 1995. - 268 с.
1 4. Чекмарев А.А., Костенко Л.И., Павлуша Т.П. Национальная система электронных библиотек / НАН Украины, Нац. б-ка Украины имени В.И.Вернадского. - К., 1998. - 52 с. - (укр. яз.)
15. Шейко В., Кушнаренко Н. Подготовка новой генерации библиотечных специалистов: состояние и перспективы // Вестн. Кн. палаты. - 1 999. - N 4. -С.19-21.
Дубровина Л. А.
Рукописная книга как исторический и библиографический источник: проблемы анализа формы и содержания в процессе создания структуры данных для электронного каталога

Создание электронных каталогов в современной академической или любой научной библиотеке, которая собирает рукописные книги (далее - РК, кодекс), отчетливо осветило проблему библиографического структурирования книги как исторического и библиографического источника и принципов ее каталогизации.
При определении понятия РК как исторического источника приходится принимать во внимание и то, что рукописная книга, как реально существующий материальный объект, прежде всего - артефакт.
Каждый конкретный кодекс, изучаемый как источник во всем проявлении его качеств, отражает историю духовной культуры нескольких исторических периодов и пластов, которые не только лежали в основе самого кодекса при его создании, но и "наращивались" в период бытования книги. Эти изменения могут коренным образом влиять на первоначальную форму и содержание книги: она дописывалась, иллюстрировалась, комментировалась, разъединялась и соединялась в разных текстах, конволютах, переплеталась заново. На ее страницах наслаивались различные записи, она травмировалась от искусственных или естественных причин. Каждый кодекс несет в себе все то огромное изобилие разновременных изменений, которое можно объединить в понятии "история книги". Бытование книги представляет не меньший интерес, чем история ее возникновения или происхождения.
Многослойная природа рукописной книги как артефакта создает значительные трудности в источниковедческом и библиографическом плане, в научном определении понятия как объекта кодикологии. Практическая кодикология установила границы научного значения этого термина как внешней критики, обобщающей исследование материального аспекта рукописей, заимствованное из археографической и дипломатической практики, причем включающее как нарративные памятники письменности, заключенные в переплет, так и акты, если они объединены в сборники [1]. И это вполне естественно, учитывая то, что кодикологические методы исследования источников (и, прежде всего, кодикографический анализ, то есть анализ внешних, материальных признаков кодекса) как вспомогательные с успехом используются в практике внешнего описания исторических источников во многих специальных дисциплинах и, прежде всего, в палеографии, дипломатике, текстологии, археографии, летописиеведении, филигранологии, библиопегии и других родственных науках, которые в разных контекстах изучают составные части РК [2].
Вместе с тем, научное определение понятия РК как исторического и библиографического источника тем важнее, что существует и продолжительная традиция книговедческого исследования рукописных книг, а многие исследователи, а также и популярные книговедческие словари считают кодикологию частью общего книговедения наряду с библиографоведением и библиотековедением [3]. В последнее время, в связи с активным развитием информационно-документалистического направления изучения источников обобщенной категории "документ", появились попытки ограничить археографию и кодикологию камеральными функциями и представить камеральную археографию и камеральную кодикологию либо как часть библиографоведения, либо (вместе с библиографией) как части общего документоведения [4]. Установление определенного и однозначного кодикологического толкования понятия РК как комплексного исторического источника и объекта источниковедения, книговедения и библиографии позволит избежать многих недоразумений относительно места и подчиненности кодикологии в системе наук, не подменяя одни понятия другими.
Абстрагирование от конкретных видов исторических источников, которые входят в состав РК, изучаемых другими дисциплинами, а также от признаков документоведческого характера и выявление его кодикологической сущности осуществляется нами через использование общей источниковедческой методологии анализа формы и содержания в контексте понятия происхождения РК и ее истории.
Попытки установления дефиниции термина и обоснование объема понятия РК как объекта кодикологии и кодикографии уже предпринимались нами в специальных исследованиях [5].
Понятие "рукописной книги" как отдельного вида исторического источника и объекта кодикологии определяется нами прежде всего с позиций единства происхождения и назначения его как отдельного рукописно-книжного источника. Такой подход учитывает совокупность ее внешней и внутренней формы и содержания на основе единых по происхождению и целеполаганию идеи, структуры, книжной технологии, искусства, которые обуславливаются его социальными функциями. Единство происхождения рукописной книги в совокупности всех ее составных частей - основа определения, что же считать рукописной книгой как отдельным культурологическим объектом и историческим источником, отделяемым от понятия письменного источника, заключенного во внешнюю книжную форму.
Таким образом, для понимания содержания понятия РК мы прибегли к общей методологии источниковедческого анализа формы и содержания в контексте происхождения источника как атрибутивных отличительных свойств объекта, определяющих его совокупную индивидуальность, и использовали метод кодикологического моделирования структуры РК как источника рукописно-книжной культуры.
Метод моделирования с целью научного познания связан с системными объектами, обладающими структурой и выполняющими определенные функции, является общенаучным и довольно распространенным среди наук различного направления. РК рассматривается нами как самостоятельная культурологическая система, а моделирование кодикологической структуры РК - не только как системное отражение какого-то явления, но и как предусматриваемая форма научной практики для познания механизмов существования и развития процессов рукописной книжности.
Такого подхода требовала, прежде всего, необходимость практических действий в процессе создания реальной базы данных "Кодекс" (для рукописных книг XI-XVI ст.).
Под информационно-кодикологической моделью РК мы понимаем системно-иерархическую структуру формально-количественных признаков и сущностно-содержательных компонентов кодекса. Эта структура сформирована на основе кодикографического описания внешней и внутренней формы во всех его как визуально наблюдаемых признаках и значениях, соответственным образом классифицированных, так и реконструированных компонентов во взаимодействии с социокультурными факторами развития общества определенного периода. Различные методы структурного моделирования источника при его описании и анализе являются достаточно распространенными в источниковедении и других исторических дисциплинах. Наиболее яркое выражение они нашли в методах формулярного анализа в дипломатике, описания в археографии и каталогизации в библиографии, опыт которых был активно использован при моделировании системы РК. Что касается методов дипломатического анализа актов (с которого собственно в конце XVIII ст. и зарождалась практическая кодикология как система внешней критики сборников актов), то нами привлечен опыт анализа структуры и описания актового источника в концепции, предложенной С. М. Каштановым, нашедшей обобщенное выражения в его специальных монографиях, посвященных русской дипломатике [6].
Для разработки метода структурного моделирования кодекса привлекались методические основы описания рукописей и источников нарративного характера разных систем в археографии и кодикологии, предлагаемые разными школами [7]. Методы библиографического и книговедческого структурирования, существующие в отечественном ГОСТе библиографического описания (М., 1986) и других методических (в том числе и международных, принятых в связи с компьютеризацией) документах, связанных с описанием старопечатных и современных книг, использовались как вспомогательные.
Естественно, что возможности исторического моделирования и изучения системы РК в целом значительно шире, чем представляются в моделировании кодикологическом. Поэтому предлагаемое нами ограничение предмета моделирования инвариантной типологической структурой РК можно рассматривать как попытку выявить механизмы ее целостности и функционирования как исторического источника с выходом на практику каталогизирования.
Природа РК как источника в генезисе определяется:
Формой (которая выражается в структуре РК как системы).
Содержанием (которое определяется идеями и побудительными мотивами создания кодекса и характером заключенной в нем информации, выраженными через совокупное источниковедческое содержание источника).
Назначением (рассматриваемым через анализ социальных функций РК как источника книжного типа и тесно связанных с содержанием и происхождением рукописей).
4. Историей кодекса (широко определяемой как изучение
происхождения и бытования рукописной книги со всеми влияниями,
осуществляемыми на конкретную книгу с течением времени ).
Характерными атрибутами любой системы являються ее целостность и постоянство как факторы стабильности и упорядочения ее многочисленных признаков, элементов и компонентов, ее внешняя и внутренняя форма, которая находит свое выражение в структуре кодекса. Фактор изменчивости, определяющий адаптационные свойства любой системы, проявляется в содержании кодекса. Взаимодействие с внешней средой осуществляется через социально-информационные функции, представление о которых можно получить, изучая происхождение, назначение и историю РК.
Под внешней кодикологической структурой мы понимаем внешнее построение и размещение материальных компонентов и существенных признаков кодекса, которые сохраняют его целостность как явления. Под внутренней кодикологической структурой — принципы организации и передачи информации кодекса для выражения его содержания.
Структура РК как кодекса характеризуется многоуровневой иерархической организацией. В настоящей статье целесообразно остановиться на параметрах высшего уровня структуры, поскольку детальная структурализация РК представлена в разработанной нами совместно с Е. М. Гальченко и О. А. Ивановой схеме [8].
I. Переплет — один из важных внешних компонентов структуры кодекса. Именно он отделил понятие <книга> от понятия <рукопись>. С начала своего возникновения он выполнял чисто практическую охранную функцию, но, в связи с развитием содержательного значения РК, переплет со временем приобретает и эстетические функции, меняя статус формального признака на содержательный, и входит в понятие внутренней структуры как часть общей композиции кодекса.
Основными структурно-материальными компонентами, признаками и элементами внутренней структуры переплета являются: Размеры переплета (длина, высота, ширина); Технологический вид переплета (мягкий, жесткий); Крышки (размер, материал — дерево, картон, кожа, конфигурация крышек и др.); Покрытие (цельнокрытое, составное и его материал - кожа, бумага, ткань, пергамент); Блок (форма, корешок, каптал, шитье, тетради, сигнатура, форзацы); Обрез (окрашенный, неокрашенный, тип окраски — одноцветный, многоцветный, с золочением, тиснением, гравировкой, крапчатый, мраморный); Фурнитура (застежки, завязки, жуковины, средники, замки, уголки, дополнительные элементы; их материал; техника - литье, выпиловка, чеканка, гравировка, резьба, чернь, ковка, эмаль; расположение элементов); Украшение переплета (оклад, тиснение, роспись, гравировка по коже, аппликация, мозаика; характер и особенности украшения).
Эти материальные компоненты структуры переплета определяют и понятие внешнего содержания подсистемы <переплет>, которая характеризуется через: Дату (определение времени создания переплета); Происхождение (локализация, мастера, мастерские, реставраторы); Вид (классифицируемый по его отношению к первоначальному - первоначальный, непервоначальный, изготовленный заново, реставрированный, переплет другой рукописи, обновленный, реконструированный); Классификацию по конструктивно-технологической, типологической и родо-видовой принадлежности; Классификацию по стилю украшений переплета.
Исследование внутреннего содержания переплета подразумевает изучение художественных идей мастеров, выбиравших для переплета определенный конструктивно-технологический тип и характер украшений в связи с историей переплетного мастерства, искусства, определенных школ и направлений их представителей, влияний со стороны других школ и др.
II. Объем РК и размеры листов. Эта подсистема характеризует часть пространственных координат РК, выраженных в размерах, определяющих ее внутреннюю форму в пределах блока и листов книги: Количество листов (основного текста— первоначальных, принадлежащих первоначальному тексту; а также дополнительных, которые появились на протяжение существования рукописи и рукописной книги — форзацные, защитные, литерные, пропущенные, вставные, вкладные и др.); Формат листов для бумаги (по типу складывания листа бумаги — 1°, (2°), 4°, 8°, 16° и др.); Состав тетрадей (количество листов в тетради и количество тетрадей); Размер листов (ширина и высота); Нумерация (алфавит, система); Сигнатура (нумерация тетрадей); Кустоды (рекламы).
Перечисленные элементы внутренней структуры определяют понятие внешнего содержания подсистемы <объем>, связывающей количественные и содержательные аспекты кодекса: Система нумерации (цифровая, алфавитная; римская, славянская, арабская; десятичная, позиционная и т.д.); Техника складывания пергамена или бумаги; Время фолиации или пагинации; Материальные лакуны, которые влияют на полноту текста.
Анализ структуры и внешнего содержания позволяет установить внутреннее содержание - причины изменений и развитие книжной технологии организации страницы и рукописи в блоке.
III. Материал рукописи как элемент внешней структуры кодекса
определяет его материальную сторону. Его внутренняя форма включает: Вид
материала (папирус, бумага, пергамент, ткань и др.); Качество материала (общий
аспект): (цвет, качество, особенности, толщина, прожилки, вержеры, понтюзо
и др.); Филиграни бумаги (тип, размещение); Контрамарки (тип, размещение);
Палимпсесты.
Прямая связь с содержанием выражается в определении времени и происхождения материала, технологии изготовления, торговой миграции материала и др.
IV. Страница является важным элементом структуры кодекса,
поскольку через ее организацию осуществляется восприятие текста рукописи,
учитываются психологические, эстетические факторы, помагающие
пониманию содержания текста: Материал письма (чем написан текст - чернила,
карандаш, тушь и др.); Разлиновка (наколы, линии, углубления, рельефы);
Внешний вид текста — размещение на странице (тип, рядки, колонки,
геометричные и иные варианты размещения); Характер разлиновки по
материалу (металлическим стержнем, свинцовым карандашом, чернилами);
Поле текста (размеры: высота х ширина) и его соотношение со страницей.
Через описание и анализ этих элементов мы выходим на исследование систем разлиновки и размещения текста на странице, присущих различным школам, влияния книжных технологий и др.
V. Текст. Внешний вид текста, его внутренняя организация
кодикологически выражается разными системами и способами выделения
текста, которые структурируются как: Рубрикация текста (цвет, форма,
заголовок, инициалы, колонтитулы, концовки, обозначения на полях,
художественные украшения, рубрикация); Структура текста (структурные части
текста: слова, фразы, титулы, главы, чтения, разделы); Внутренняя организация
текста (посвящение, предисловие, пролог, заголовок, разделы основного текста,
эпилог, послания, конечные формулы, колофоны, справочные разделы —
оглавления, словари, перечни, указатели); Особенные виды текста (тайнопись,
таблицы, калиграммы, <игра текстом> и др.); Вторичные виды текста и их
организация (глоссы, аннотации, комментарии, резюме и др).
VI. Письмо. Внутренняя форма подсистемы "письмо" достаточно
сложная. Письмо как отдельная кодикологическая подсистема совпадает с системой палеографического анализа только в некоторой, хотя и существенной, части. Это часть графики письма как способа передачи информации и ее связи с книжной технологией.
Подсистема включает такие элементы: Алфавит (абетка, азбука) (кириллица, глаголица, др. виды); Тип письма (устав, полуустав, скоропись, курсив, с общим аспектом — прямой, наклонный, широкий, узкий, небрежный, каллиграфический и др.); Графические особенности письма (размер, угол наклона, нажим и др.); Количество почерков; Сокращения (виды и знаки сокращений: стягивания гласных, сокращения слов до начальной буквы, лигатуры; титло и его разновидности, особенные знаки - круг, крест и др.); Пунктуация (знаки разделительные, надрядковые и др.: точка, кендема, позитивная, крест, прямая черта, запятая, слогия, статия и др.); Правописание (указание на использование букв разных видов правописания); Цифровые системы и их начертания; Чернила (цвет, качество); Исправления (частота и виды, знаки исправлений); Тайнопись (виды и системы).
Система способов графической передачи текста (письма) отражает многие связи с тенденциями развития языка и определяет содержание подсистемы <письмо>. Она, безусловно, тесным образом связана с происхождением и существованием РК, традициями скрипториев, влияниями, индивидуальными особенностями переписчиков и т.п.
VII. Музыкальная нотация в кодикологическом ее значении - графика
и способы кодирования музыкального текста: Нотация с нотным станом
(количество линий, цвет линий, начальные знаки — ключ, мензуральные знаки
и др.); Нотация без нотного стана (количество уровней, вертикального или
наклонного штиля, дополнительная мелодичная нотация, ритмическая
нотация); Нотные знаки (невмы, крюки (знамена), ноты); Нотация
диастематическая (переходная) (церковное одноголосное пение, полифония,
форма нот — точки, квадратичная, готичная; вид — заполненные,
незаполненные, полутактами и др.); Нотация теоретических рукописей (виды
нотаций — прерывистая, непрерывная, алфавитная и др.).
Содержание этой подсистемы определяется выходом на развитие способов передачи музыки и ее историю, музыкальные традиции общества определенной эпохи.
VIII. Украшения текста: Украшения элементов структурных частей
текста (заголовков, подзаголовков, инципитов, сигнатур, реклам, указателей,
рубрикационныгх знаков и т.д); Вязь (приемы и характер украшения) (лигатуры:
подчинение одной литеры другой, подчинение, включение одной литеры в
другую, соединение в точке и др. комбинации); Инициалы (тип — коленчатый,
узорный, эмальерный, растительный, плетеный, витой; стиль — зооморфный,
тератологический, сюжетный, антропоморфный, контурный, старопечатный
и др.; цвета); Заставки (тип или форма — аморфная, геометрическая, прямоугольник, квадрат, П-подобная: плетенка, строчная, арочная и др.; стиль — старовизантийский, балканский, южнославянский, с указанием вида — плетеный, растительный, антропоморфный, тератологический, зооморфный, старопечатный и др.; цвета); Концовки (количество, расположение, форма и мотивы); Миниатюра (количество, расположение; сюжет или персонаж, место расположения на странице, техника, цвета); Гравюра (количество, расположение, сюжеты); Рисунки (количество, расположение, сюжеты, цвета); Украшение страницы (бордюры, украшения строчек, табличных канонов, между колонками; виды, цвета).
Украшение рукописей — целая система художественного восприятия мира, прямо связанная с формированием и становлением рукописно-книжних традиций, является неотъемлемой частью содержания произведений, входящих в состав РК, и, вместе с тем, имеет отдельное искусствоведческое содержание, которое кодикологически не исследуется.
IX. Геральдические и родословные знаки. Эта подсистема имеет
большое значение для анализа содержания и происхождения РК, имеет большой
объем в структуре РК, поскольку эти элементы могут трактоваться и как знаки
собственности. Прежде всего, это: Гербы (количество, размеры, размещение,
содержание, тип); Эмблемы (количество, размеры, размещение, содержание,
тип); Девизы и призывы (размещение, расшифровка); Геральдические фигуры
(виды, цвета); Негеральдические фигуры (виды, цвета); Родословные древа и
др. виды обозначений генеалогических признаков.
X. Дополнительный текст (записи). В процессе своего существования
РК включалась в разные информационные потоки — книгу читали,
перечитывали, переписывали, использовали для службы в храмах, заимствовали
идеи для художественного оформления других книг и т.д. Дополнительный
(маргинальный или вторичный текст) отражает общественный оборот книги
во времени и пространстве и представляет собой основной источник
информации для изучения истории создания и бытования книги. Эти записи
являются отдельными формами микроисточников, которые имеют свою форму
и содержание.
Записи деляться на: Записи, на относящиеся к содержанию текста или кодекса (духовного содержания, бытовые, фольклорные, про текущие исторические события, явления природы и т.д.) и на не относящиеся к истории кодекса (родословные, создателей кодекса или имеющие отношение к созданию кодекса, владельческие, вкладные, купли-продажи, дарственные, наследственные и т. д.).
XI. Знаки книжные и учетные — экслибрисы, суперэкслибрисы,
штемпели, штампы, монограммы, этикетки (количество, размеры, размещение,
содержание, тип).
Эта подсистема очень тесно кодикологически связана с подсистемой "записи" и выделяется формой передачи содержательного значения формы собственности и принадлежности к истории бытования кодекса. Так же, как и геральдические знаки и записи, знаки книжные отражают историческую судьбу книги.
Содержание РК — гармония идейной и структурной организации кодекса, первоначальная идея, цель, взаимодействие для реализации идей и целей, совокупное выражение комплекса идей в содержании кодекса. Источниковедческое понятие установления содержания исторического источника состоит в установлении факта идеи, факта действия и факта реализации действия.
Понятие содержания кодекса требует отдельного рассмотрения в системе <содержание исторического источника>. Мы концентрируемся на понятии содержания РК как факта науки, или <референта> факта-описания. Ликвидация противоречия между исторической реальностью — <фактом действительности> и <фактом науки>, который оперирует остатками реальных явлений, посредством создания модели совокупности исторических фактов является теоретической проблемой источниковедческого исследования РК [9].
При изучении понятия содержания кодекса как исторического источника необходимо разграничить понятие " содержание рукописи", (а внутри его - "содержание текста" и "содержание произведения или конкретного письменного источника") и собственно "содержание кодекса".
Понятие содержание рукописи складывается из <содержания текста> и <содержания произведения>. Первое является предметом текстологии и концентрируется на анализе текста отдельной рукописи или списков текста произведения: установления происхождения текстов, полноты, редакций, изводов, идей явных или прикрытых, авторов, названий, дат создания текста, его списков, текстуальных воздействий, оригинальности или копийности и т.п. Поэтому исследование "содержания текста" направлено на изучение его происхождения и истории, а "содержание произведения" — на весь комплекс идей, содержащихся в собственно авторском тексте и его переработках. В практике источниковедения и текстологии все то, что имеет отношение к идентификации текста и изучению способов его передачи, может быть отнесено к изучению "содержания текста". Среди таких атрибутов — автор, в том числе и в собирательном, обобщенном его значении (псевдоавтор, приписываемый, предполагаемый и т.д.); <авторы> вторичного уровня (редактор, составитель, комментатор, переводчик, переписчик; иллюминатор и т.д.); название рукописи типологическое; название употребляемое; самоназвание; жанр; язык списка (основной и влияния); дата создания списка.
Содержание произведения изучается с точки зрения происхождения и истории конкретного литературного, исторического, математического или любого другого источника; личность автора произведения (или авторов), его представления об организации текста (оригинальний, компиляция, выписки, перевод, толкования и т.п.); авторских редакций, переработки, сокращения и т. д.; даты создания, язык авторского текста, переработки, компиляции, реалии текста и др., а также самое значимое — изучение идеи произведения в ее эволюции от причины к следствию (в совокупности идей социального назначения и толкования текста). Этими вопросами занимаются такие дисциплины, как источниковедение, литературоведение, герменевтика и др. В случае, если автор анонимный, его происхождение определяется через совокупность идей. Критика комплексных произведений, которые не имеют персонифицированного автора, сопровождается разработкой понятия условного или коллективного автора. Весь комплекс проблем, имеющих отношение к реализации идеи в тексте от факта идеи через факт действия до факта материального - реализации в рукописи.
Содержание текста представляет внешнее содержание рукописи, а содержание произведения - внутреннее содержание рукописи.
Кодекс объединяет в себе и рукопись, и произведение, и при этом имеет свое собственное содержание. Понятие <содержание кодекса> - новое качество, которое может быть определено как реализованный синтез идей и согласованных действий относительно реализации идеи в факте создания отдельной РК. Содержание РК имеет непосредственное отношение к происхождению и назначению РК и ее составляющих, а научная задача состоит в изучении процессов, отображенных в РК, установлении степени достоверности и их интерпретацию. Установление системы отражения фактов в кодексе, их объективности и достоверности реализуется путем анализа содержательных свойств РК и форм их реализации. Они представлены в следующих внешних компонентах кодекса:
1 . Создатели РК: автор или авторы произведений (в том числе, и в понимании коллективного автора), редактор, составитель, компилятор, комментатор, переводчик, переписчик, иллюминатор, рубрикатор, переплетчики, художественные мастера переплета и т.п.
Состав РК по происхождению частей: рукопись, однородная по происхождению; неоднородная; сборник с указанием на постоянный или переменный состав; сборник, единый по происхождению, конволют и все особенности изменений однородности рукописи; принципы объединения: тематический, предметный и любые другие признаки, дающие материал для суждения об основаниях объединения разных частей в одном переплете.
Даты создания частей или компонентов РК — рукописи, переплета, иллюминирования, украшений переплета и др.
Название рукописи и ее частей: типологическое (напр.: апостол, библия, изборник, ирмологион, космография, летопись, минея, хронограф, часослов и т.д.); самоназвание (напр., <От Иоанна Дамаскина преславное сложение>).
Язык текстов и рукописей, записей создателей, языковые влияния.
Место создания РК и ее компонентов или частей.
Классификация книг: по назначению (ветхозаветные и евангельские, церковно-певческие, богослужебные с указанием на ритуал, полемично-догматические, историко-летописные, историко-публицистические, РК-архивы (или сборники документов), естественнонаучные, математические, учебно-дидактические и др.; по жанрам текстов (сказания, повести, летописи, жития и др.); по предметному признаку текстов на основании выбранной кодикологом системы предметизации, в том числе и тематическая - по разделам структуры истории науки (общецерковная история, исторические, философские, этнографические, историко-литературные произведения и др.)
Тексты: перечисление (автор, название, заголовок); лакуны; справочные разделы; вторичный текст (дополнения, глоссы, комментарии и т.д. ); редакции, изводы, виды.
Записи создателей кодекса.
1 0. Полнота РК и местонахождение других частей РК (если книга или рукопись во фрагменте).
Эти рубрики являются основными информационными узлами внешнего содержания кодекса. Что касается понятия "языка", то если рассматривать это понятие в чистом научно-информационном значении, оно, безусловно, может быть отнесено к категории способа кодирования и передачи информации. Однако, в случае его связи с понятием "письменный источник", язык рассматривается как признак, связанный с происхождением и содержанием кодекса.
Для установления и изучения внутреннего содержания РК необходимо привлекать все данные, нашедшие выражение во внешней и внутренней структуре РК и проанализированные кодикографически, то есть на стадии описания, поскольку форма также служит выражением содержания не только определенных тенденций культуры, а и конкретного явления (в данном случае РК), в котором находит свое воплощение. В понятие содержания кодекса входит и изучение РК как остатка факта или фактов и возможности их реконструкции во времени и социальной среде.
Проблема кодикологического содержания тесно связана и с вопросами происхождения и социального назначения РК. "Происхождение" может рассматриваться в двух аспектах — узком (автор, место, социальная принадлежность, время) и широком (социальные причины, исследование которых опирается на изучение исторических процессов и конкретной обстановки, а значит требует привлечения широкого круга других источников).
Необходимо остановиться и на понятии истории кодекса. Оно включает проблему происхождения и бытования книги как исторического источника. Эта проблема решается после всестороннего анализа кодекса уже на заключительном, обобщающем факты и причинно-следственные связи уровне анализа книги. Большое значение может оказать и привлечение данных архивных документов и дополнительных фактов соответственного исторического периода. В структуре РК происхождение и бытование будет исследоваться через установление:
Дат создания кодекса и всех его компонентов: проверку достоверности указанных дат и датировку в случае отсутствия дат путем анализа материала письма, филиграней, разлиновки, типов украшений, почерков, реалий текста списка и др. (с помощью методов других дисциплин);
Дат изменений и дополнений текстов: глосс, интерполяций, комментариев, приписок, исправлений и др.; анализ времени возникновения дополнений и их характера;
Локализации (определения места создания кодекса или его частей): на основе привлечения всего анализируемого эмпирического материала, (критики текста, украшений, письма, материала, переплета, языка и др.) установления ареала, местности, населенного пункта, а также скрипториев;
Лиц, имеющих отношение к созданию РК: авторов, переписчиков, редакторов, заказчиков, переводчиков, комментаторов, художников, покровителей и др.;
Лиц, имеющих отношение к использованию РК (владельцев; вкладчиков; читателей; заказчиков, покупателей, покровителей и др. );
Владельческих, геральдических и учетных знаков: (штампов, экслибрисов, суперэкслибрисов, гербов, монограмм и др);
Записей, относящихся к истории РК (владельческих, вкладных, купли-продажи, исторических, явлений природы, молитв, фольклорных, бытовых и
др).
Понятие истории РК включает в себя и скрытую информацию, которая требует своего исследования: напластование техник - переплета и систем письма, нотаций, рубрикаций, организации страницы, а также идей, осознанных изменений и интерпретаций текста, переплета, отражающих воздействия на РК общественных отношений определенных периодов времени и определенных культур.
Таковы в целом принципы сущностного структурирования РК как исторического источника и объекта библиографирования. Задачи электронной каталогизации рукописных книг, как показала практика работы над формированием базы данных "Кодекс" в Институте рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского, могут быть реализованы только после кодикологического описания РК как источника. Структура "библиографических данных" для электронного каталога призвана регистрировать наличествующие артефакты, поэтому она не может, как видно из вышеизложенного, подменить библиографическое описание в классическом его понимании и всегда будет носить источниковедческий характер. В связи с этим, электронные каталоги рукописных книг целесообразно рассматривать как отдельные, хотя и связанные с общебиблиотечными поисковыми системами, специализированные компьютерные справочники.

Литература
1. Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. - М., 1970. - С. 218-340; Альшиц Д .Н. Что считать рукописной книгой? (Из опыта описания древнерусских рукописей) // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов: Сб. науч. тр. ГПБ. - Л.,1979.
- С.82-90; Шмидт С.О. Некоторые источниковедческие вопросы изучения истории русской книжности // Книга в России до середины Х1Х в.: Сб. науч. ст. - Л.,1978. - С.47-48; Киселева Л.И. Кодикология и новые методы описания рукописей // Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности: Материалы Всесоюз. конф. - Л., 1 981 . - С.1 23-1 29; Лебедева И.Н. Кодикология — наука о рукописных книгах // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1 972. - Т.6. - С.66-77; Лебедева И.Н. Вопросы описания рукописных книг в зарубежной литературе последних десятилетий и практика описания рукописей в Библиотеке АН СССР // Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности: Материалы Всесоюз. конф. - Л .,1981. - С. 129-134; Амосов А. А. Филигранология и кодикология: проблемы связи и взаимного влияния // Исследование, реставрация и консервация средневековых рукописных памятников: Тез. докл. конф. Москва, 1 6-21 окт. 1 989 г. - М.,1 989 - С.41 .
2.Дубровша Л.А. Кодиколопя та кодикограф1я украшсько! рукописно! книги. - К., 1992. - С. 211-259.
3. Здобнов Н.В. Основы краевой библиографии. - М.-Л., 1 931 . -
С. 15; Симон Р. К. Объект, целевое назначение, методика и формы
библиографии в их историческом развитии // Труды библиотеки АН СССР
и ФБОН АН СССР. - М.-Л.,1961. - Т.5. - С.23; Барсук А.И.
Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. - М.,1 975. -
С.6; Коршунов О.П. Проблемы общей теориии библиографии. - М.,1 975.
- С.21-22; Коршунов О.П. Библио-графоведение. Общий курс. - М.,1990. -С. 10; Акимушкин О.Ф. Археография и кодикология // "Arpheographia orientalic ": Материалы Всесоюз. рабочего совещ. по проблемам восточной археографии. Ленинград, 1 -4 марта 1988 г. - М., 1990. - С .5-6; Книговедение: Энциклопедический словарь. - М.,1 982. - С.254.
4. Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З. Документ в
системе документации. - М.,1977. - С. 11-14; Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации. - Л.,1 988. - С.
1 0-1 8; Там же. - 43-44.
5.Дубровша Л.А Украшська книга як об' ект кодикологп та камерально! археографи //Укра!нський археограф1чний щор1чник. - Вип. 1.-К., 1992.- С.59-70; Дубровша Л.А. , Гальченко О.М., 1ванова О.А. Коди-кограф1я укра!нсько! та сх1днослов' янсько! рукописно! книги i кодиколопчна модель структури формалiзованого опису рукопису. - К., 1992; Дубровша Л.А. Кодикологiя та кодикографiя укра!нсько! рукописно! книги. - К., 1992. - С. 14-27.
Каштанов С.М .Очерки русской дипломатики. - М., 1970; Кашта­нов С.М. Русская дипломатика - М., 1988.
Инструкция по составлению описания рукописей XI-XIV вв. для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР / Сост. Л.П.Жуковская, Н.Б.Шеламанова. - М.,1974; Кодов Г., Райков Б. Принсипи и методи по описване на славянските ръкописи с оглед на състав' яне каталог на българските ръкописи от X до XVII век // Известия на Народната библиотека "Кирил и Методий". - 1976. - №14. - С.55-82; Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР / Отв. ред. Л.И. Панин, Н.Б.Тихомиров и др. - М.,1973. - Вып.1; Методические рекомендации по описанию славяно­русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР / Отв. ред. Л.И. Панин, Н.Б.Тихомиров и др. - М.,1973-1990. - Вып. 2-4 (Ч.1-2); Неволин Ю. А. Методика работы над "Иллюстрированным каталогом иллюминированных рукописей в собраниях ГБЛ" // Записки Отдела рукописей ГБЛ. - М.,1 976. - Вып.37; Инструкция по описанию рукописных книг / Сост. Амосов А.А. // Сборник инструкций ОРРК БАН СССР. - Л., 1989; Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности: Материалы Всесоюз. конф. - Л., 1 981 ; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. - М.,1984; Описание рукописных книг. Методические указания / Сост. С.А.Галишев, И.Л.Манькова, Л.С.Соболева, А.Т.Шашков; Отв. ред. Р.Г.Пихоя. - Свердловск, 1 989; Инструкция по составлению описания рукописи. Библиография. Совещания. Подготовительные работы / Пер. с фр. Л.И.Киселевой; Под ред. проф. А. Д. Люблинской. - Париж, 1977; Geurts A.I., Gruijs A., Van Krieken I., Weder W.R. Codikography and Computer // Polata Knihopisnaja (Полата кънигописная). Nijmen, 1987. - №17-18. - P. 8-9;. Hermansc Ios. М.М., Huisman Gerda C. De discriptione codium Groningen: Vakgroep Mediaevistiek Rijksuniversiteit, 1979-1980. - P. .5-6.
8. Дубровша Л.А., Гальченко О.М., !ванова О.А. Кодикографiя

украшсьюн та схцшослов'янсько! рукописно! книги i кодикологiчна модель структури формалiзованого опису рукопису. - К.,1992.
9. Каштанов С.М. Русская дипломатика. - М., 1988. - С.219.

Садыхова Т.Д.
Научно-исследовательская работа ЦНБ Академии наук Азербайджана

Академическая библиотека должна доступными ей формами и методами работы способствовать интенсификации научных исследований. Значительная роль в этом принадлежит научно-исследовательской работе, ведущейся в самой библиотеке.
Центральная научная библиотека АН Азербайджана строила и строит свою работу, исходя из необходимости обеспечения тематики научных исследований, ведущихся в НИУ АН Азербайджана. Для этого необходимо:
совершенствование комплектования литературы по тематике ис­следований на азербайджанском, русском, европейских и восточ­ных языках;
повышение обращаемости книжных фондов библиотеки, поис­ки новых форм их раскрытия, пропаганда фондов, т.е. активизация их использования, особенно фонда иностранной литературы, изучение использования их читателями;
полное качественное библиографическое обеспечение научных исследований;
решение ряда технологических задач, связанных с внедрением современных информационных технологий.
Для оперативного и качественного обеспечения НИР, ведущихся в НИУ АН Азербайджана, и запросов ученых ЦНБ согласно Устава Библиотеки и "Положения о научной работе академических библиотек" ведет научно-исследовательскую работу, которая охватывает:
исследования, направленные на развитие теории библиотечного дела, улучшение качества библиотечно-библиографического обслуживания читателей, совершенствование библиотечно-биб-лиографических процессов, повышение производительности библиотечного труда;
научно-методическую работу, завершаемую составлением инс­труктивно-методических материалов и других документов с
научно-обоснованными рекомендациями;
- научно-библиографическую работу, завершаемую изданием рет­роспективных указателей, сводных печатных каталогов и др.
Результаты проводимых Библиотекой научных исследований внедряются в практику отделов библиотеки, учитываются при разработке инструктивно-методических документов, рекомендаций по улучшению библиотечно-библиографической деятельности, пропагандируются через систему повышения квалификации сотрудников.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>