О.Б. Капичникова, М.Н. Раздобарова Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, г. Саратов

Инновации в сфере межкультурной коммуникации


Межкультурные аспекты и обучение иностранным языкам приобретают новое звучание в связи с переходом к открытому информационному обществу, интернационализацией образования, с широким использованием информационных и коммуникационных технологий во многих сферах человеческой деятельности. Наиболее актуальными в контексте подготовки специалиста в области лингвистики и коммуникации является включение инновационных методов на основе информационных и коммуникационных технологий в традиционные курсы (ИКТ). ИКТ, используемые в компьютерном обучении иностранным языкам, являются третьим по счету но-вационным средством, последовательно внедренным за последние два десятилетия. Им предшествовали использование компьютера и CD-ROM.
В настоящее время все больше внимания уделяется разработке виртуальных образовательных сред для высших учебных заведений. Разрабатываются все новые программные оболочки, ориентированные на то, чтобы стать основой подобных средств в различных учебных заведениях.
Важную роль виртуальная образовательная среда играет и в неязыковом вузе, а точнее один из её компонентов - виртуальная мультимедийная среда обучения межкультурной коммуникации.
Основными модулями локальной разновидности такой среды в учебном заведении могут стать следующие: виртуальная медиатека с мультимедийными курсами обучения межкультурной коммуникации; виртуальная фонотека с аутентичными аудиоматериалами на изучаемых языках; виртуальная видеотека, содержащая художественные, документальные, мультипликационные фильмы стран изучаемого языка и учебные фильмы в формате DVD; виртуальная библиотека электронных учебных пособий и проектов; виртуальная библиотека элекронных портфолио студентов.
В настоящее время последний из перечисленных модулей (электронный портфолио) приобретает все большую популярность. Общий смысл этого термина сводится к тому, что размещение личных достижений студента на веб-странице позволяет осуществлять мониторинг прогресса обучаемого.
Основным преимуществом электронного портфолио в обучении языкам и культурам по сравнению с традиционным, бумажным, его аналогом является возможность его наполнения мультимедийными работами студентов. Это могут быть не только электронные версии печатных или письменных работ, но и такие работы как: веб-квесты, созданные самими студентами, в виде веб-страниц или в других форматах; результаты выполнения веб-квестов студентами: презентации Power Point; творческие работы студентов; итоговые работы по любым другим проектам (в том числе межкультурным).
Так, например, учащиеся под руководством учителя создают электронные проекты, которые представляют собой многостраничные публикации в программе Publisher или презентации в программе Power Point по проблемам межкультурной коммуникации на английском языке.
Темы электронных публикаций предлагаются учителем так, чтобы учащиеся, работая индивидуально или в группах, осуществляли поиск необходимой информации, искали решение поставленной задачи.
Работа над электронной публикацией начинается с выбора тем, формирования групп по интересам, планирования содержания и разработка структуры проекта. Затем учащиеся включаются в поиск информации, работают над содержательной и технической сторонами проекта, готовят его презентацию. В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как её содержательную, так и техническую стороны.
Созданные электронные проекты могут использоваться для обмена с учащимися других учебных заведений, городов, стран с последующим интерактивным обсуждением через Интернет и электронную почту. В этом случае умения межкультурного общения будут развиваться в процессе совместной деятельности по созданию проектов и их обсуждения.
Межкультурные веб-форумы ориентированы на познание студентами не только общих фактов о культуре страны изучаемого языка, но и таких аспектов иноязычной культуры как отношения и ценности, которые являются довольно абстрактными, размытыми и труднодоступными для изучения в стандартных учебных условиях.
Несомненно, что компаративный подход межкультурных веб-форумов, подкреплённый возможностями Интернет и других средств компьютерных коммуникаций, открывает большие возможности развития более глубокого понимания иностранных культур.
Формированию межкультурной коммуникативной компетенции у студентов высших образовательных учреждений также способствует применение ресурсов сети Интернет на занятиях. Можно выделить несколько видов организации занятий, которые могут быть разработаны с использованием инфокоммуникационных технологий:
1. Экскурсии по сайтам www-серверов (например, галереи художественных музеев мира при изучении темы «Искусство»); включение аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание занятия.
2. Видео-, телеконференции, позволяющие представить своё мнение по определённой теме, узнать точку зрения сверстников из различных стран мира.
3. Чаты. Используются в основном, чтобы получить информацию о мнении представителей различных стран мира по обсуждаемой проблеме за короткий промежуток времени.

4. Проектные знания.
5. Фрагментарное включение Интернет-ресурсов в структуру занятия.
Материалы, взятые из сети Интернет, могут стимулировать диалогическое взаимодействие между учащимися, усвоение различных диалогических структур. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), - один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Примером подобных ситуаций может быть заполнение регистрационных бланков в гостинице, заказ еды в ресторане, интервьюирование одногруппников по определенным темам (устройство на работу и т. д.). Такие ситуации имеют социальную, коммуникативную и межкультурную значимость и отрабатывают более или менее типичные ситуации общения.
Таким образом, можно сказать, что появление новых информационных технологий приводит не только к тому, что человек начинает овладевать новыми колоссальными объемами информации, но и к тому, что новые информационные технологии коренным образом меняют социальный, культурный порядок развития и способствуют формированию межкультурной коммуникативной компетенции.