Г.А. Бобылёва
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, г. Саратов

Абстрактное мышление в обучении русскому языку


При обучении иностранному языку большую роль играют разные виды мышления. Степень сформированности и развития определённых видов мышления определяет скорость и качество усвоения учебного материала на иностранном языке.
Абстрактное мышление считается более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением. Оно подразумевает оперирование абстракциями. Например «человек вообще» или «число три». Развивать абстрактное мышление на занятиях по иностранному языку можно, рассуждая об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Мистера Смита, например, можно абстрагироваться до сантехника, до мужчины потом до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. д.
Роль абстрактного мышления очень важна при закреплении лексики по пройденному материалу. Учащиеся должны стараться строить длинные «колбасы» из рассуждений, вспоминая и употребляя как можно больше слов и выражений. В ходе таких упражнений обучаемые должны научиться понимать мыслительные процессы друг друга, уметь дать обобщённую картину каких-либо явлений и объектов.
Развивая абстрактное мышление, преподаватель должен учить вычленению определённого явления из какой-либо целостности. Мыслить абстрактно значит выделять единичные вещи из окружающего мира и рассматривать их в изолированности друг от друга. Особенно важно, что по ходу этого мышления учащиеся накручивают вокруг данного явления ворох поверхностных рассуждений и демонстрируют это на иностранном языке.
Есть несколько видов абстрагирования. Обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. Идеализация - замещение реального явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. Изолирующая абстракция - выделение исследуемого явления из некоторой целостности. Абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные. Конструктивизация -отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление». На основе абстрактного мышления развивается конкретное. Оба этим вида не исключают, а дополняют друг друга.

И.А. Боголюбова, Е.И. Рубцова

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Инновации в образовании, на наш взгляд, - это некий умственный потенциал творческих, желающих перемен в педагогике людей, это сильнейшая энергетика, способная запустить машину современного образования в действие. Говоря о конкретном опыте внедрения инноваций на нашей кафедре, необходимо, прежде всего, отметить:
• устойчивую систему преподавания физики;
• переход на новые УМК по всем специальностям, и соответственно, освоение авторских технологий;
• широкое использование дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах);
• использование существующих и разработка собственных методик формирования кружков, групп по интересам с углубленным изучением отдельных направлений в сельском хозяйстве с использованием физических знаний (предпосевная обработка семян физическими факторами, разработка установок по предпосевной обработке семян сельскохозяйственных культур);
• разработку преподавателями электронных учебников;
и т. д.
С точки зрения содержания на кафедре основное внимание уделяется следующему:
• алгоритмизации мышления во всех областях жизни,
• самостоятельной постановке задач,
• оценке качества собственной работы,
• умению работать с литературой,
• навыкам самообразования,
• коллективной работе.
Завершая краткую характеристику основных организационных форм методической работы на кафедре, следует подчеркнуть, что в организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные. Эффект и тех и других зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект, конъюнктурного формотворчества, так и от неверия в новое.