О. Б. Верстакова, Т. В. Смирнова Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, г. Саратов

Преодоление психологического барьера в процессе обучения иностранным языкам с использованием инновационных механизмов речевой деятельности


Основной трудностью для студентов, изучающих иностранный язык, является преодоление чувства страха и неуверенности в процессе языкового общения. Особенно это относится к тем, кто оканчивал сельскую школу. А таких в аграрном вузе не мало. Создание благоприятного социально-психологического климата на уроке - основная предпосылка для успешного обучения студента, для формирования самодостаточной, высокоинтеллигентной личности. Не стоит повторяться, говоря о том, что студент должен постоянно ощущать на себе доброжелательное отношение преподавателя, благодаря которому формируется его уверенность в своих силах, желание добиться поставленной цели. Следует более подробно остановиться на механизмах, способствующих активизации познавательной деятельности. В этой связи необходимо отметить несколько моментов: профессионализм преподавателя, его умение заинтересовать студентов и поддержать этот интерес на протяжении всего урока, направить процесс обучения в творческое русло, добиться проявления студентом личной инициативы. А для этого необходимо, во-первых, оценить возможности студента, подобрав посильный материал, во-вторых, стимулировать его самостоятельную деятельность на уроке, ненавязчиво направляя её в нужное русло. В-третьих, усилить возникшую мотивацию, постоянно оценивая положительные сдвиги в его познавательной деятельности.
Модернизация современного языкового образования в вузе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В настоящее время стратегической целью является формирование у студента совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне, то есть к адекватному взаимодействию с представителями других культур. Для того чтобы процесс обучения иностранному языку был эффективным, его следует активизировать, т. е. сделать активным того, кто учит и того, кто учится.
Термин «активизация» можно интерпретировать как метод, базирующийся на определенных принципах, которые составляют его теоретическую основу, т. е. метод-модель обучения, развиваемый в коммуникативном, коммуникативно-когнитивном, социокультурном и других направлениях. Психолингвистические стороны активизации обучения изучались многими учеными: A.A. Алхазишвили, Л.П. Аристовой, A.A. Вербицким, Л.Ш. Гегечкори, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, A.A. Леонтьевым, Н.Д. Никандровым, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, которые исследовали возможности активизации систем обучения различным предметам, в том числе иностранному языку.
Актуальность темы исследования определяется: низким уровнем владения студентами иноязычным говорением; значением активизации процесса обучения говорению в условиях модернизации языкового образования; возможностью в результате активизации процесса обучения развивать познавательную, учебно-речевую, речемыслительную, самостоятельную деятельности студентов средствами иностранного языка. Выявлено много причин, влияющих на слабую успеваемость студентов в овладении говорением на иностранном языке, исходящих как от самих обучаемых, так и от недостаточной подготовленности обучающих. Это причины организационного, профессионального и учебного характера.
Цель настоящего исследования - разработать эффективную методику обучения говорению на иностранном языке. Для активизации процесса обучения нужно предлагать «разнообразное меню».
Эффективность обучения говорению на иностранном языке студентов возможна в случае: активизации обучающей деятельности учителя за счет использования кейсового метода как для организации учебного материала профессиональной подготовки, так и для освоения приемов управления обучением иноязычной речи. Case-study - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Цель -научить анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать и оценивать альтернативные пути решения, находить оптимальный вариант, формулировать программы действий. Данный метод формирует компетенции у студентов в установлении межпредметных связей; аналитическом и системном мышлении; оценке альтернатив; презентации результатов проведенного анализа; оценке последствий, связанных с принятием решений; освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде, позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. «Метод кейсов» предоставляет обучаемым возможность осваивать содержание при решении большого количества задач, что способствует лучшему усвоению учебного материала. Задачи должны быть представлены в совокупности, во взаимосвязи, по нарастающей сложности, в стандартной последовательности, обеспечивающей освоение обучаемыми сначала мотивационного, затем процессуального, далее результативного и на завершающем этапе рефлексивного аспектов содержания, и решаться обучаемыми с использованием различных наглядных и технических средств обучения, вспомогательного учебного материала и прочего. Другой способ активизации познавательной деятельности - использование упражненийзадач, стимулирующих речевые высказывания, способствующих запоминанию языковых, речевых средств и формулирования мысли на английском языке, овладению студентами способами самоконтроля, самооценки. Упражнение-задача является единицей обучения, в которой студентам задается в виде инструкции конкретное требование совершить мотивированные речевые действия с определенным языковым, речевым или текстовым материалом, пользуясь различными опорами для планирования и конструирования самостоятельных высказываний.
Для обеспечения освоения студентами содержания обучения иноязычному говорению необходимы эффективные активизирующие обучение приемы: «мозговой штурм», «дискуссия», «проект», «презентация». «Мозговой штурм» (брейнсторминг) - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синек-тики, предложенной американским ученым У.Гордоном. При «синектиче-ском штурме» предусмотрено выполнение приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются подобные задачи); личной или эм-патии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники). Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, напр.: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта?» и т. д. Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения). Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным сходством.
При разработке предлагаемой нами модели обучения мы исходили из следующих факторов: 1. Одну из важнейших ролей в становлении активной личности играет процесс познания, подключение таких мыслительных операций, как сравнение, наблюдение, осмысление и обобщение необходимых для становления личности познающей. 2. Прагматическая цель изучения иностранного языка предполагает приобретение практических умений, необходимых для межнационального общения в контексте международного диалога. 3. Мотивация как залог успеха изучения любого предмета имеет целью заинтересовать субъекта обучения в получении знаний. 4. Успешность реализации поставленных задач в значительной мере определяется следующими принципами: личностно-ориентированными (адаптивность, всестороннее развитие, психологическая комфортность); социально-ориентированными (смысловое отношение к жизни, опора на социальную сферу); деятельностно-ориентированными (обучение деятельности, опора на предшествующее развитие, креативность, коллективный способ обучения и переход к самостоятельной учебно-познавательной деятельности). Реализация вышеуказанных принципов возможна в рамках полисенсорной модели в условиях личностно-ориентированного обучения при введении в процесс изучения иностранного языка новых языковых и речевых упражнений, а также новых типов ориентировочных основ действий, основанных на введении в процесс восприятия дополнительных анализаторов полисенсорной системы организма человека. Это дает возможность расширить каналы восприятия и формирования более совершенного образа по отношению к воспринимаемому учебному материалу. Результаты экспериментального обучения показывают, что целенаправленное использование полисенсорного аспекта обучения иностранному языку активизируют познавательную деятельность студентов, расширяет их кругозор, способствует развитию речи на иностранном языке.